(чуть позже я решу, как быть со ссылками на конкретные документы, на этом этапе мне отчасти безразлично, как могут отнестись к документам учёные мужи, я публикую материалы в личном журнале, не научном. По большому счёту, желающий уточнить правдивость представленных документов без труда проделает тот же путь по Екатеринбургским и Пермским архивам)
7 октября 1910 года министр внутренних дел Столыпин через Департамент духовных дел направляет Пермскому губернатору секретный циркуляр следующего содержания:
«По доставленным Министерству сведениям, руководители младотурецкого движения, не ограничиваясь в пропаганде своих идей пределами Турции, решили способствовать возрождению ислама и в других странах и в частности развивать панисламскую и пантюркскую идею в России. С этой целью младотурецкие вожди послали в Россию, под видом купцов, возвращающихся из Мекки богомольцев и т.п. лиц, ряд начитанных и преданных новым идеям ходжей для проверки среди наших мусульман теории о единстве всего мусульманского мира. Посылаются эти, опасные для единства нашего государства, проповедники большею частью на Волгу, в местности с значительным татарским и вообще мусульманским населением, затем в Крым, на Кавказ и в Туркестанский край.
В виду чрезвычайной серьезности предпринятой из Турции меры, могущей растлевающе повлиять на наше магометанское население, уже имеющее в своей среде не мало лиц, сочувствующих обособлению своих единоверцев и тяготению их к Турции, как к религиозно-политическому центру, я считаю необходимым обратить на изложенное особое внимание Вашего Превосходительства. Без сомнения, что всякое влияние на наших подданных мусульман со стороны политических деятелей культурно враждебного нам государства, каким является Турция, должно быть пресечено в корне. Поэтому независимо от общих мер, которые Ваше Превосходительство имеете принять в зависимости от особенности местных условий, предлагаю Вам установить самое тщательное наблюдение за появлением означенного рода лиц из Турции и при обнаружении их принимать безотлагательно решительные меры для водворения их за пределы Империи.
Об оказавшемся и о имеющих быть принятыми мерах, Вашему Превосходительству надлежит незамедлительно доносить мне».
Вслед за этим 26 октября исполняющий обязанности губернатора В.Европеус спускает секретные циркуляры того же содержания полицмейстерам и уездным исправникам Пермской губернии.
Вдогонку первому циркуляру из Департамента духовных дел 12 ноября в губернию направляется письмо о еженедельном журнале «Тааруфуль-Муслимин»[1], основанного в 1910 году и издающегося в Константинополе «младотатарами», и все более приобретающего популярность среди российских татар. В приложении к письму довольно подробно, хотя и односторонне излагается суть младотатарского движения, к сожалению, не указан автор этого приложения. Мы узнаем о группе татар, сгруппировавшейся вокруг журнала, следующее:
«Вот уже два года, как эта группа основала в Константинополе специальное общество, целью которого является оказывать материальную помощь татарам, приезжающим в Константинополь специально для получения образования… Все это делается для того, чтобы приготовить из этих младотатар учителей народных (мугаллимов) для России. Таким образом, они желают в мусульманских училищах России постепенно насадить своих единомышленников, которые будут обучать по новой программе и методу… Главари этой организации, опытные в своем деле, принимали участие в революционном движении России. (…)
Эти кадеты-татары, убедившись в неудаче своей попытки разжечь татар России, изменили свою тактику. Свою эту неудачу, виновниками в этом деле они считают всецело старых мулл в старых духовных мусульманских училищах… Основная цель этой организации - объединение всех тюркских племен России - татар, киргизов, сартов с турками. Достичь этого они думают путем школы и учителей их, отуречиванием мусульманских школ. Объединением языка, путем литературы, они объединяют и племена, а затем не трудно дойти и до «панисламизма». Эту идею они предлагают начать пока с пропаганды о «пантуранизме». Эта их идея ясно видна из прилагаемых при сем переводов их органа. (…) Плотное соединение племен возможно лишь после близкого познания друг друга; и вот для этой цели они и приступили к созданию своего органа журнала «Тааруфуль-Муслимин»… Главарями этой группы, вдохновителями ея являются те же лица, которые затеяли было основать в России общество «Иттифакуль-муслимин» (союз мусульман), но устав их, как известно, не получил утверждения.
Учредители этого общества наметили в России ряд пунктов, городов, густо населенных своими единоверцами. В этих, так сказать, центрах мусульман они имеют своих агентов, пропагандирующих их задачу. Такими, более намеченными с их стороны городами являются: Казань, Оренбург, Астрахань и, для более важных целей - Петербург.
Казань, благодаря неумелому руководительству их же главарей и благодаря бдительности местных властей, отвернулась от активной солидарности с этой организацией. В Астрахани агент этой организации, перс родом, шиит Фидаи, получивший в Турции образование… [2]
Вообще, читая перевод некоторых статей, проникаешься мыслью, что Ибрагимов с потрохами куплен турецким правительством. (Позже я назову сумму, вложенная немцами в пантюркистскую и панисламистскую пропаганду. О попытках создать мусульманские, в частности, и татарские, части я остановлюсь подробнее в главах) Но зачем? Его призывы могли только оттолкнуть российских мусульман. И правительство России могло лишь использовать это…
18 декабря 1910 года соответственные распоряжения поступают ниже.
Заметки на полях.
Период после переворота 1909 года характеризуется тем, что младотурки не могут, иначе отказываются от своих реформистских заявлений. В прогрессивной среде зреет недовольство и более того - разочарование. Каждый последующий шаг младотурок ведет к пропасти. Один законопроект интересней другого, сворачиваются права профсоюзов, национальных меньшинств, свободы печати. Трудно поверить, что мыслящие татары могут возлагать какие-либо надежды на разлагающиеся идеологию и государство. Но у России очень много общих черт с новоявленной «конституционной монархией», чтобы она не ввязалась в эту игру, не замечая, что катится в ту же пропасть, что и извечный враг.
Далее из Департамента Духовных дел следует письмо интереснее, на него ответа я не нашел. Написано оно 21 декабря и получено 12 января 1911 года.
(…)
[1] «Взаимное знакомство мусульман друг с другом» - так переводит название журнала автор приложения. Основатель и редактор газеты Абдурашид Ибрагимов, который в последующем наследит еще и в Японии. Удивительный нюх, как и у Гаяза Исхаки.
[2] Это фраза подчеркнута - Р.Б.