1911 год. Выдержки из Журнала Особого Совещания…10 июня 1911 года Помощником Начальника Пермского Губернского Жандармского Управления[1] в Верхотурском уезде получено письмо от Помощника Начальника ПГЖУ с выдержками, вероятно, им и сделанными, из журнала Особого Совещания, полученного Начальником района лично от Директора Департамента Духовных Дел иностранных исповеданий Министерства Внутренних Дел, Действительного Статского Советника Харузина.[2]
Выдержки из Журнала Особого Совещания по вопросам по выработке мер для противодействия Татаро-мусульманскому влиянию в Поволжском крае.
Начиная с 60-х годов прошлого столетия у мусульманских народов стало пробуждаться стремление свергнуть европейское влияние, - путем оживления внутреннего духа ислама, - под гнетом схоластики у устарелых форм семейно-бытового общественного и государственного строя которого, - находилось подавленным самосознание мусульманских племен на всем протяжении земного шара, давая этим самым простор мощной моральной силе Европейской цивилизации.
Пробуждение это вылилось в необходимость единения всех мусульманских народностей на почве самобытной мусульманской культуры.
Новое это течение в мусульманстве естественно свило себе очаг в Турции, как передовой руководительнице мусульманства в Европе. Там-же образовался отколок Турецкой передовой интеллигенции, под названием «Младотурок», поднявших агитацию против существующего строя - косности, невежества и разрозненности мусульманства в государстве, - ведя эту агитацию отчасти из Египта и Франции и - разъясняя перед правоверными ту пагубу, которая создавалась для могущественного всемирного ислама, - благодаря отсталости и рутине воззрений и взглядов турок.
Это мировое движение мусульман отразилось и мусульманских племенах в России, приняв резкие и своеобразные формы своего проявления.
Правительство Российское во имя своих вековых связей с мусульманством вообще, задач и интересов - не могло оставить без внимания этого серьезного Государственного явления среди разнородных племен, имеющих Финское, Монгольское, Иранское и другие свои происхождения, - ведущих оседлый и кочевой образ жизни и - находящихся на различных ступенях культурного развития.
Татары Приволжско-Камского края, - хотя по численности своей - уступают остальным мусульманским племенам Империи, но в силу их исторического прошлого и географических условий - имеют преобладающее влияние среди остальных инородцев России.
Первые отзвуки пробуждения мусульманства, весьма понятно, отозвались прежде всего у татар Приволжско-Камского края, а также у татар Крыма, так как последние никогда не прерывали своей связи с Турцией. Все интеллигентное, что было у этих татар, обратило свои взоры на центры умственной передовой жизни мусульманства - Константинополь, Каир и Париж.
Заразившись этими идеями, преследующих возрождение славы учения Пророка, передовые представители татар Поволжья и остальных местностей Империи восприяли также несбыточную мечту мусульман о восстановлении величия Царства Османов - в лице повелителя правоверных, т.е. Турецкого Падишаха. (продолжение следует)
Заметки на полях.
Султан, или падишах, не играет никакой роли в Османской империи. Турцию сотрясает с ног до головы. Оппозиция или в эмиграции или в застенках. С султаном, похоже, никто уже не связывает никаких надежд, потому как и само младотурецкое правительство с ним не считается. «Панисламизм» юго-восточного направления связан с отчаянными попытками сохранить целостность Османской империи, северного - уберечься от вмешательства России во внутренние дела Турции. Осенью 1911 года Турция ввязывается в заведомо проигранную войну с Италией в Триполитании, теряя последние африканские территории. Не прекращается война в Албании и военные конфликты с арабами, мусульмане доставляют не меньше хлопот, чем христиане. Беспокойство России внутренними мусульманами более связано с беспокойством по поводу реакции мусульманского мира на возможную агрессию против Турции, где Россия использует болгар, сербов и греков. Уже в 1908 году начинает складываться антитурецкий военный союз Сербии, Болгарии и Греции. Что же они хотят поделить между собой? - Македонию!
(продолжение)
Наряду с этим нарождается сознательный национализм - стремящийся к культурному преобладающему влиянию на всех мусульман в России. Средствами для проведения в мусульманские массы новых захватывающих идей явились школы и духовенство. Почва к этому для татар Поволжья - в большинстве местностей - оказалась весьма благоприятная: единство религии, языка - хотя и разных наречий, - но принадлежащих к одному Тюркскому племени, - относительное культурное развитие их - в сравнении с остальными кочевыми и полукочевыми племенами Поволжья, Заволжья и Зауралья, - а также и то обстоятельство, что, на основании действующего закона - все мусульманское духовенство России, у которого особенно крепко внедрились идеи новых учений, - находится в совершенно обособленном положении, - подчиняясь исключительно лишь центральному духовному учреждению в Уфе, Оренбургскому Магометанскому Духовному Собранию, всецело находящемуся в татарских руках. Все это послужило быстрому развитию влияния зародившихся стремлений и Дей. Этому способствовало особенное положение мусульманской школы, завоевавшей себе издавна окрепшее доверие со стороны государственной власти, благодаря чему законом санкционировано существование целой сети совершенно автономных мусульманских училищ (медресе и мектебе), стоящих вне всякого правительственного контроля.
Всем этим руководители неприминули воспользоваться для своих целей и подчинить себе религиозные взгляды и культурный строй инородцев Европейской и Азиатской России. - Особенно татарами успехи достигнуты были среди полукочевых киргиз, а также бывших вотяков, черемис и чуваш, рабски подчиненных авторитету более цивилизованных единоверцев - татар, стоящих значительно выше, в сравнении с отставшими остальными мусульманскими инородческими народностями - в своем полуязыческом быту. Постепенное отатаривание систематически велось из году в год через посредство мулл, которых подготовляли и выпускали, после особого испытания в Оренбургском Духовном Собрании в городе Уфе, откуда они, после более или менее продолжительного пребывания, являлись на места - в деревни, аулы и кочевья - уже готовыми проводниками в мусульманское население татарских идей и культуры, с национальным специфическим оттенком, прививая все это уже в низших школах молодому поколению. Особенно эта деятельность проявилась, начиная с 90-х годов прошлого столетия, - пользуясь отсутствием всякого Правительственного контроля. Руководители стремлений начали - мало по малу - вводить, на ряду с изучением Корана, общеобразовательные предметы - исключительно на татарском языке, с тенденцией враждебности к России и всему русскому. Тоже замечалось и в средних школах (медресе) - сеть которых быстро разросталась, подготовляя уже из своей среды учителей (мугаллимы) для начальных школ, проникнутых уже религиозно-национальным духом и стремлениями к панисламистскому единению и пантюркизму. Эти учителя направлялись в местности, заселенные мусульманами не татарского происхождения, по преимуществу - в киргизские степи - к башкирам, черемисам и другим племенам Поволжья, - проводя те идеи, которые даны им школой - в деле татаризации инородцев, исповедующих ислам.
В дни мятежного 1905 года, сохраняя внешнее спокойствие по отношению к Русскому Правительству, мусульмане - особенно татары Поволжья - вели замкнуто и настойчиво свое национально-культурное дело, расшатывая постепенно вековые устои русской государственной жизни, вселяя - уже за последние годы - видимое брожение среди инородческого мусульманства, которое в сознании своем, - под влиянием школы и агитации фанатического духовенства, отождествляли понятия о религии и узкой национализации - уже в привитом им татарском значении этого понимания.
Плоды школьного воспитания у мусульман-инородцев дали свои результаты, благодаря чего молодежь, вся проникнутая враждебностью к русскому и направленная в пантюркистском духе пошла по пути политического сепаратизма. Этому помогала и местная татарская пресса, систематически проводящая идеи панмусульманства и пантюркизма. Неудача Русско-Японской войны, смута, провозглашение вероисповедальных свобод - дали толчок и простор для религиозной агитации - в духе ислама и тюркизма. Результаты сказались быстро: несколько десятков тысяч - уже крещеных Татр Казанского края - отпали от православия. - Слабость и неустойчивость переходного времени в государственном строе, упадок русского национального самосознания , разнузданность политических понятий и общественного мнения - толкнули мусульманство на путь лихорадочной и захватывающей работы к достижению своих заветных идеалов.
С этого времени деятельность татар стала открыта: - На глазах местных властей открываются мусульманские учебные заведения общеобразовательного типа - по самостоятельно установленной программе русский язык вовсе изгоняется из школы, преподавание ведется исключительно на татарском языке. Молодые-же люди из мусульманской интеллигенции идут получать высшее образование в Турцию. Печать знакомит мусульманское население с единоверцами Турции - и сближает их в единстве стремлений, агитирует за автономную национальную школу. Руководители движения все усилия свои направляют на то, чтобы сосредоточить под главою своего высшего духовного лица - совершенно независимо от правительства - управление делами своей веры и школы. Правительство, занятое умиротворением своей страны после смутных лет - не придавало особого значения движению мусульман в России. Между тем государственный переворот в Турции, восстановление Османов и возрождение идей ислама - обратили внимание всего мусульманского мира на Константинополь; этому-же последовали мусульмане России. Турецкая-же печать усиленно проповедовала верность всего мусульманского мира исламу и халифу - Турецкого Падишаха, - рисуя перед правоверными заманчивые перспективы для великого мусульманского царства от Желтого моря до Средиземного под эгидой Турецкого Султана. Наши окраины - Кавказский и Туркестанский края стали посещать Турецкие агитаторы, ведя изустным словом проповеди об объединении всех без различия мусульман под знаменем пророка Магомета; этому последнему делу особенно покровительствовал официальный Турецкий мир - для сближения русского мусульманства с Турцией.
В настоящее время Русское Правительство обратило особенное внимание на первостепенную важность этого мусульманского движения. Для выработки мер противодействия этому явлению - Министерство Внутренних Дел[3] признало необходимым войти в обсуждение способов наиболее целесообразных, - чтобы противостоять этой противоправительственной деятельности мусульман.
Вся жизненная деятельность татарского мусульманского движения, за последнее десятилетие, сосредоточилась преимущественно в Волжско-Камском крае. По сему МВД и мероприятия свои, для борьбы с этим антиправительственным татарским влиянием - намерено применить в этом крае.
При МВД образовано для выработки мер особое Совещание, под председательством Директора Департамента Духовных Дел Министерства - с участием представителей от местных и центральных органов ведомства: Православного Духовенства, Внутренних Дел и Народного Просвещения.
Перед началом работ совещание должно было определить исходную точку своих суждений, предел и конечную цель, - которую надлежит достигнуть.
Для этого явилось необходимым разобраться в главных основах, на коих покоится прошлое мусульманских племен, подданных Империи, - их историческое различие в происхождении (Тюркское, Иранское, Монгольское, Финское и др.), время их жизненного слияния с русской массой, географическое расселение их в территории государства и тому подобные условия, без каковых трудно привести в ясность весь ход событий в жизни русского мусульманства, приведших к текущему его положению по отношению к Правительству. Единство религии - сродство языка, мировоззрений, семейного быта - усилили рост потребности для сгруппировки раздробленных мусульманских народностей России. На этой же почве создались искусство, наука, литература, пресса, - как уже достояние своего мусульманского мира, единого по быту и своим духовным стремлениям. Население мусульман России составляет около 18 миллионов человек, что образует солидную массу, - которая сплотившись - представляет грозную тучу для русской государственности, которому приходится считаться в этом смысле не с одними мусульманами, но и не с одним десятком своих подданных инородцев, входящих в состав Империи. При этом проводить элемент русской национальной культуры и той-же государственности, - требуют сложившиеся обстоятельства, Правительству в равной мере - по отношению ко всем составным частям государства. Усилить-же эту работу является необходимость там, где она может угрожать интересам России - как единой нераздельной державы. Принятые для сего меры должны быть определены - тверды, - плодотворны - и основаны на настойчивой системе в течение более и менее продолжительного времени. Меры эти могут быть различны и несомненно должны зависеть от местных условий, - как-то: к Туркестанским мусульманам, мусульманам Кавказа, татарам Поволжья, а равно Волжско-Камского края должны быть они применены с разных сторон и иметь свои особые ближайшие цели. Таким образом - программа работ (она может быть слишком обширна), в интересах дела, должна быть сужена и, в данном случае - следует ограничиться, как основание, территориальным пространством, занимаемым каким-либо одним мусульманским племенем. Как выше упоминалось - Волжско-Камский край, заселенный густо татарами-мусульманами, особенно проявился своей жизненной энергией в известном духе, а потому он и поставлен на первой очереди в обсуждение Совещанием.
Татарско-мусульманское движение - в своем течение имеет главную опору в особых религиозно-культурных воззрениях мусульман во внутренней и внешней их бытовой жизни. Совещание не сторонник того взгляда, что борьба с этой стороной мусульманства в России возможна на почве просветительной работы, воздействуя исключительно миссионерством и разъяснением святости христианского учения - перед верующими слепо в догматы пророка Магомета, - так как это не согласовалось-бы с государственным началом веротерпимости и, кроме того, как исторически уже доказано - опытом миссионерства среди мусульман - давшим нежелательные результаты. Дознано, что-где христианство и мусульманство сталкивались на жизненном пути, ни то - ни другое не уступало своей дороги и борьба становилась обоим не под силу.
После ВЫСОЧАЙШЕГО Указа 17 апреля 1905 года, в губерниях: Уфимской, Симбирской, Пензенской и Казанской - около 49 000 человек отпали от православия - и перешли в магометанство. Это объясняется тем, что религиозно-культурное просвещение мусульман стояло выше, чем у нашего православного населения. Манифест дал толчок этому явлению, но не настолько сильный, чтобы наблюдалось - и затем - повальное отпадение от лона Православной церкви. В среднем, в цифрах выражается ныне явление: от 240 до 800 человек в год. Это доказывает, что при всестороннем проведении в наше миссионерство культурно-религиозного просвещения, - не на узких началах, а с широкими задачами духовного разъяснения духа светлой проповеди Христа, не исключительно религиозного характера, - полной сил просвещения, - результаты - нужно полагать - будут иные. Посему Совещание пришло к выводу, что могущественнейшими факторами, которыми располагает Государство, может быть не суженое настоящее миссионерство, как оно стоит у нас ныне, а постановка просветительно-учебного дела - на широких началах, с направлением главных сил борьбы на школьное воспитание и обучение. Успехи школ дали у татар свое явно-видимые результаты, как об этом говорилось выше. Ныне Совещание пришло к убеждению, что создался первостепенной важности вопрос о парализовании того вредного направления, которое имеется в татарско-мусульманских школах, рассеянных густо по всему пространству заселенному мусульманскими инородцами. Автономные почти школы: исключение из них русского языка, своеобразно фанатично-национальное изучение ислама, преподавание арифметики, истории и географии Турции на Турецком-же языке и забросанность русских предметов: географии и истории России - искусственно создали ненормальную постановку учебного дела, враждебного всему русскому. Посему заботы Правительства должны обратиться на школы, как главный проводник духовного воспиаттельного просвещения.
Центральная и местная власть стояла вообще далеко ль вопроса наблюдения за создавшимся положением вещей - ненормальным и чуждым русского государственного духа, - будучи вовсе неосведомленной о отм, что дала эта неестественная обособленность мусульманских подданных России - в религиозно-культурном отношении.
Меры, которые Совещание считает нужным применить в местностях, заселенных татарско-мусульманскими народностями, можно разделить на духовно-просветительные и культурно-просветительные (продолжение следует)
[1] В последующем ПГЖУ - Р.Б.
[2] Само совещание было созвано в 1910 г. по инициативе главы правительства и министра внутренних дел (в 1906-1911 гг.) П.А. Столыпина, который рассматривал ислам как «особо грозную» опасность для империи. - И. Л. Алексеев, к. и. н, ст. преп. РГГУ (Москва),
http://www.islamrf.ru/news/library/islam-world/2885/">ISLAMRF.RU: Ислам, мусульманское общественное движение и проблемы управления мусульманским населением внутренних губерний России в начале ХХ в. в ракурсе российской административной элиты
[3] Далее - просто МВД - Р.Б.