Союз русского народа и еврейский вопрос. Екатеринбург, Пермь, 1909

Apr 16, 2013 18:33

Немного о событиях 1908 года. Когда я впервые наткнулся на тему, некоторые заметки вызывали улыбку, а некоторые решения екатеринбургских деятелей из "союза" русского народа и "общества" мещан казались мне беспомощными, беззубыми, скорее, проявлением слабости, нежели демонстрацией силы. Сегодня я так не думаю. Еврейский вопрос красной нитью пройдет по всей работе. Эту заметку буду дополнять, материала на самом деле хватит и на книгу. Но и еврейский вопрос... (как частный или как некий комплекс комплексов, когда уже не разберешь, где кончается самоуничижение и начинается самовозвеличивание, где границы психологической и идеологической самоизоляции, где кончается открытость, любовь, уважение к иной культуре, проникновение в тайны иного, самопожертвование и начинается банальнейшее паразитирование на ней и уже изоляция некоего приватизированного запатентованного понятия культуры от любого таланта; перед запутанностью этого вопроса начинают комплексовать другие народы, чувствуя себя ущербными детьми уже чужой культуры, каким образом, кстати, русская культура может стать чужой русскому человеку, каким образом русской культуре удается внушить русскому, что он ее не достоин, что он бездарен для нее и рядом с ней? что он лишь из жалости и сострадания иногда бывает допущен к ее телу... - вопросы-то диковатые, парадоксальные, смешные и глупые, казалось бы... особенно когда об этом начинает рассуждать человек, в котором, я подозреваю, нет ни еврейских, ни русских кровей...)
Одним словом, еврейский вопрос меня не интересует вне истории региона и России, но еврейский вопрос не просто уже вплетен в судьбу России, он навсегда врос в нее, со своей болью и надеждами, боль эту превратив во всенародную, пропаганда исключительности столь исключительна, что скоро все окончательно убедятся, что "русская" культура создана трудом, талантом и страданиями евреев, русский - некий побочный материал, бесчисленные жертвы других народов меркнут на фоне одной единственной еврейской судьбы, этот вопрос рвут, вырывают с отчаяньем из контекста иной, но освоенной культуры, с озлобленностью и часто слепым ожесточением, со слезами и смехом и те, кто ратует за чистоту "еврейства", и те, кто ратует за некую рафинированную "русскость", скребут, выскребают (скребут чаще русского, чтобы обнаружить там нечто само собой разумеющееся или крайне знакомое - естественно, татарина, если выскребут еврея, то он уже не русский, а еврей), пытаются отмыть, очистить от, якобы, наносного, чуждого, враждебного, и - только все запутывают и усложняют, искажая историю, препарируя живую ткань истории, как труп, им чудится запах разложения, пока тело не очищено от чужих язв... в итоге только разрушают свои и чужие судьбы. Как рушится семья, а ненависть родитей друг к другу разрывает душу их ребенка, которого ждет своя история - вот с этим трудно смириться, что у него может быть свобода выбора, что у него может быть свобода как таковая, независимая от нас... Мы же просто продолжим вчитываться в документы. Для нас это - одно из зеркал, в которое при определенном (определяемом) угле мы можем увидеть отражение невидимой стороны явления или, поймав свет, осветить затененную сторону явления.

4 января 1909 года в помещении мещанской управы состоялось собрание членов местного отдела союза русского народа и екатеринбургского всесословного союза (постепенно придется разбираться и в этих вопросах - Р.Б.). Одно из решений звучит следующим образом:
"Обратиться к пермскому губернатору с просьбой об удовлетворении ходатайства мещанского общества по поводу высылки из Екатеринбурга незаконно проживающих евреев и о водворении их в черту оседлости.
При этом со стороны некоторых участников на собрании было сделано предложение о возбуждении ходатайства о высылке из Екатеринбурга не только "незаконно", но и "законно" проживающих евреев. Заявление это мотивировалось убийством околоточного надзирателя Вараксина ( Эхо сахарных баталий в Екатеринбурге. Чисто русская история... - Р.Б.), который был убит по вине именно законно проживающего в Екатеринбурге еврея". (Уральский край, 6 января, № 3, 1909)

Этим вопрос не был исчерпан. Кому хоронить православного? Эту заметку я скопировал, потому как порой и сам не верю в реальность происходящего.
10 марта, № 53, 1909.
Собрание екатеринбургского отделения Союза русского народа, 8 марта 1909 год.
Оживление вызывает следующий вопрос:



И этакое продолжение истории (19 марта, № 61, 1909 г.):




3 марта, № 47, 1909. Уральский край.
Проверка прав на жительство.
Окончив составление списков и поверку прав на жительство евреев, прибывших в г.Екатеринбург после 1906 г., городская полиция, по вторичному распоряжению г. пермского губернатора в последнее время занята поверкой тех же прав евреев, переселившихся из черты оседлости в г.Екатеринбург до 1906 г., причем оказывается, что большинство евреев-ремесленников из числа лиц последней категории прав своих не утратили, а те из них, которые занялись торговлею, получили уже на занятия этим видом промысла установленные разрешения, почему требования о выезде из Екатеринбурга предъявлены лишь самому незначительному числу евреев.

Из заметки - Среда и случайные совпадения. Польско-католический вопрос. 1909 год. Решил перенести кое-что, привязка к польскому вопросу - лишь штрих, а кое-где откровенно натянута.

Посмотрим, что происходит в губернском центре.
6 марта, № 50, 1909. Уральский край.





Уральская жизнь, 1 мая, 1909. О прописке евреев.
Екатеринбургский полицмейстер И.Н.Скорупский обратил внимание на то, что при прописке видов на жительство временно прибывающих в Екатеринбург евреев, дежурные при полицейских участках ограничиваются обычной пропиской видов на жительство, которые возвращаются, причем не обращается никакого внимания на то, имеет ли данное лицо право на постоянное жительство; между тем, такой порядок прописки и непроверки прав как бы подтверждает права евреев на постоянное проживание. В устранение этого г.полицмейстер рекомендует прописывающим паспорта, после обычной их отметки, препровождать их для соответствующей проверки прав в городскую полицию.

Уральская жизнь, 11 июля, № 148. Расследование.
За последнее время в городскую управу поступают анонимные заявления, в некоторых указывается, что многие из местных промышленников евреев и татар, живущих по Покровскому пр., не имеют прав на принадлежащие им промышленные заведения, что предметы торговли, изготавливаются в промышленных заведениях этих предпринимателей небрежно, и, наконец, имея по несколько штук рогатого скота и лошадей, они не платят установленного налога. Первые два вопроса вне компетенции городской управы, что же касается налога, то городская управа поручила расследовать дело члену управы Д.А.Ардашеву.

Уральская жизнь, 19 сентября, № 201. Приказ.
Екатеринбургский полицмейстер И.Н.Скорупский, в целях упорядочения прописки лиц, прибывающих и выбывающих из города, отдал приказ, чтобы содержатели гостиниц и меблированных комнат доставляли адресные листки два раза в сутки: в 6 ч.вечера и в 7 ч. утра.

Уральский край, 1 октября, № 209. Хроника. Приказ по полиции.
На днях г. полицмейстером выпущен следующий приказ по полиции. При проверке права жительства в г.Екатеринбурге лиц иудейского вероисповедания замечено, что многие евреи, хотя и меющие право на проживание вне черты еврейской оседлости, но не снабжены установленными билетами, выдаваемыми подведомственным мне полицейским управлением. Полагаю, что этот дефект мог произойти лишь только потому, что гг. пристава не взяли на себя труд разъяснить служащиим вверенных им полицейских частей и заведывающим приемом адресных листков на прибывающих в дома лиц, тот порядок, который должен быть введен по отношению прибывающих лиц иудейского вероисповедания. Предписываю на будущее время к неуклонному исполнению следующее:
По прибытии лиц иудейского вероисповедания на жительство в район полицейской части, домовладельцы обязаны в течение установленного времени представлять в полицейскую часть документы их для прописки вида на жительство.
В случае если прибывший еврей не будет снабжен билетом на жительство в г.Екатеринбурге, то объявленному лицу следует объявить под расписку, чтобы он в течение суток озаботился подачей заявления в полицейское управление с приложением документов для исходатайствования себе права жительства. Письмоводители полицейских частей должны, под видом опасения ответственности, ежедневно к 8-ми вечера представлять местному приставу выписку из поступивших за сутки адресных листков на прибывших на жительство лиц иудейского вероисповедания с указанием места жительства и места приписки последних. Представление выписки письмоводителями послужит контролем по отношению лиц, служащих в частях по заведыванию приемом адресных листов.
Надеюсь, что гг. пристава ограничатся принятием к исполнению настоящего моего указания и не вынудят меня на принятие более репрессивных мер по правильному учету и регистрации прибывающих в город лиц иудейского вероисповедания.

Уральский край, 7 октября, № 212. Хроника. Распоряжение г. губернатора.
Выпущенный г. екатеринбургским полицмейстером ... приказ по полиции относительно порядка учета приезжающих в г. Екатеринбург лиц иудейского вероисповедания г. пермский губернатор рекомендует принять к руководству чинам полиции и прочих городов Пермской губернии.

Примечания.
Из предыдущих заметок: Еврейский вопрос. Екатеринбург, 1908 год.

Всесословный народный союз - монархическое праворадикальное объединение. Гор. отд. действовал в Екат. с нояб. 1905 по янв. 1907, издавал газ. "Голос народа". Числ. отд. достигала 1200 чел. Лидер - золотопомышленник В.Козицын.
Лит.: Лоскутов С.А. Политические партии торгово-промышленной буржуазии на Урале (1905-1916). Челябинск, 1996; Нарский И.В. Революционеры "справа": черносотенцы на Урале в 1905-1916 гг. Екатеринбург, 1994. - А.В. Антошин - Энциклопедия Екатеринбурга. EdwART. 2010.

Но вот как звучит один из пунктов программы Союза:
"7. Твердо веруя в благотворную совместную работу всех народов России в Государственной думе, опасаясь всяких автономий, как первой ступени к раздроблению единой России, Русский народнический всесословный союз тем не менее будет настаивать на предоставлении нерусским народностям, [c.117] населяющим Россию, самого широкого местного городского и земского самоуправлении и родного языка в начальных школах и в местных судах".

Еврейский вопрос в программе Союза русского народа. Библиотека Кротова.

Чужие, Национализм, Союз русского народа, Пермь, Екатеринбург, Еврейский вопрос, "Продолжать...", Хозяин, 1908, мещане

Previous post Next post
Up