Репертуар и расписание

Mar 23, 2013 22:51


К содержанию.
26 сентября - 4 декабря. Спектакли шли почти ежедневно (когда начинаются бенефисы, возможно, труппа готовится к новой постановке, но в печати про отмены спектаклей - ни слова), в некоторые выходные дни - утром и вечером. Объем проделанной работы, независимо от того, что артисты могли приглашаться и "под репертуар", согласованный антрепренером и дирижером (также властями, заключающими договор, возможные убытки на них и повисали, и вряд ли режиссером, который скорее выпонял задачи, поставленные антрепренером и дирижером), мне представить трудно... Часто, кстати, думал о суфлере... Дело в том, что Альтшуллер, собственно, с 1930 года работал суфлером в Большом...
У меня остались некоторые долги. Кто был автором реценций на постановки? У меня был авантюрный план: преставить выписки из рецензий таким образом, точно это Альтшуллер рефлексирует над тем, что удалось, что нет... Конечно, отказался... Может, это Петр Алексеевич Кронеберг - Г.К. - переставленные первая и последняя буквы фамилии, наверно, самый осведомленный человек в городе по части музыки... интересно, что ни слова рецензентом не было сказано о тематических операх - Жидовке (к ней я вернусь) и Гальке, здесь мне не хватает знаний, ответ, возможно, лежит на поверхности.

У меня есть еще одно предположение, базирующееся на том, что сам Петр Алексеевич вряд ли мог позволить себе посещать почти все спектакли, потом еще и писать рецензии на них, еще и под псевдонимом... Кто-то из близких. Может, женщина? У Кронеберга был друг и коллега Герц. Быть может, это жена Герца.
Но у нас два Герца.
Один из них - Герц Константин Андреевич... в 1908 году обращался с ходатайством о выдаче ему свидетельства на ведение чужих дел в Иркутском судебном округе - Смирнов В.Н. Адвокатура и адвокатская деятельность: учебное пособие. - Екб, 2011. - с.122. Он вместе со Спасским и Кронебергом оказался в сентябре 1909 года на скамье подсудимых за принадлежность к кадетской партии.
Мы еще вернемся к инциденту в общественном собрании в конце 1909 года, когда Кронеберг и Герц, настаивая на годовой смете для окрестра в 11000 руб. (другие - 9000), фактически сорвали выборное собрание.

Мы встречаем такое имя - Кронеберг-Герц В. А. (1896), жена Герц С.И. - это след, оставленный "Уральским следопытом". (Ю.Сытников, Л.Злоказов. Екатеринбургская Терпсихора. - № 9, 1992) и сестра Петра Алексеевича.
И самое интересное:
"...Фигура последнего композитора из тройки профессионалов до сих пор остается во многом загадочной. Коренной екатеринбуржец, сын коллежского асессора, секретаря Уральского горного правления, Сергей Иванович Герц в 1880-е годы, согласно известному справочнику И.И. Симанова, служил конторщиком в Сибирском торговом банке. В других разделах этого же справочника мы находим имя С.И. Герца среди екатеринбургских учителей музыки и руководителей ЕМК. Подобное сочетание сфер деятельности особенно не удивляет - будущий композитор мог получить музыкальную подготовку в домашних условиях.
Но вот то, что в начале ХХ века Сергей Иванович выступал в Екатеринбурге и как пианист, и как дирижер (с его участием в сезоне 1910/11 годов прошли двадцать общедоступных концертов в Коммерческом собрании), и как педагог (помимо фортепианной игры, он предлагал свои услуги в изучении теории музыки, композиции, разучивании оперных партий), и как автор музыкальных сочинений, указывает уже на приобретенное им основательное профессиональное образование.
Композиторское творчество С.И. Герца, даже если судить о нем только по произведениям, включенным в сентябрьский концерт 1908 года, отличалось разносторонностью. Автор представил свои романсы, симфоническую картину и - гвоздь программы - оперу-феерию “Царица эльфов”, премьера которой состоялась годом раньше в Москве.
После 1913 года имя С.И. Герца исчезло со страниц местных газет. Скорее всего, приняв какое-нибудь перспективное предложение, музыкант переехал в другой город. Но в истории Екатеринбурга он остался как первый композитор, известность которого перешагнула границы Урала.
Итак, обо всех героях памятного вечера, состоявшегося почти сто лет назад, сказано. Но не будем спешить покинуть галерею портретов композиторов старого Екатеринбурга, впервые представленную публике стараниями членов ЕМК. Воспользуемся возможностью и познакомимся с отзывом современника о музыке, исполненной в концертной программе. Весьма краткий и не лишенный субъективности, этот отзыв тем не менее крайне ценен, так как других свидетельств - прежде всего нот прозвучавших произведений - не сохранилось.
По словам меломана, подписавшего свою газетную рецензию псевдонимом “Молодой театрал”, в концерте исполнялась “музыка не народная, а салонная”. Автор рецензии, как видим, принадлежал к группе лиц, чьи ожидания встретиться с музыкой Урала в ее самобытном фольклорном варианте не оправдались. И все же далее он отмечал: “В программе тем не менее были просто хорошие номера; красиво задумана и выполнена музыкальная картина г-на Герца “Le momento drammatiko”; трогательная задушевность была в исполнении г-жи Муликовской; хорошо звучал голос г-жи Кронеберг-Герц. Общее впечатление от спектакля приятное. Чувствовалась работа и любовь к делу. Публики было много и публика была довольна”. - Сергей Беляев. Екатеринбургский музыкальный кружок. Галерея портретов. - Опубликовано в журнале: «Урал» 2007, №3.

Но кажется, следы ведут в Иркутск, заметка нечленораздельная, как и сайт, нужно разбираться:

16 февраля 1904 г. вошли: ' . . !.
Л. Б е т х о в е н. Третья симфония «Героическая». •Ф., Шопен. 2-я и 3-я части Второго фортепианного концерта фа минор. Солистка Е. Г. Городецкая, К. С е н-С а н с. Симфоническая поэма «Пляска смерти». Ф. К е н е м а н. «Баллада». Исп. И. Н. Вульпе. Р. Вагнер. Увертюра к опере «Тайгейзер».
.А. Тома. Полонез из оперы «Миньон». Исп. В. А. Герц-Кронеберг. Дирижеры: С. Г. Румшийский и С. И. Герц.*
Концерты, всколыхнувшие музыкальную жизнь Иркутска, имели выдающийся успех. Интерес к Отделению музыкального общества наглядно выразился в количестве записавшихся в него действительных членов: их стало 54 (в первом году было 19, во втором- 15) [301, с. 2].
К сожалению, устройство таких концертов при отсутствии в Иркутске постоянного симфонического оркестра требовало очень больших затрат и больше Музыкальными классами не практиковалось...
* Программы концертов Иркутского отделения ИРМО опубликованы в отчетах отделения за 1903-1907 гг. Издавались в Иркутске, хранятся в Ленинградской государственной публичной библиотеке им. М.. Е. Салтыкова-Щедрина". - История русской музыки разработана далеко не полно. Отсутствие систематической и всесторонней публикации материалов, охватывающих важнейшие области.

ГЕРЦ Варвара Алексеевна (урожд. Кронеберг). Жила в Екатеринбурге. С 1901 г. была действительным пожизнанным членом УОЛЕ. (Уральский следопыт, Писательницы России. (Материалы для биобиблиографического словаря). Составитель Ю.А.Горбунов)

А затем в музыкальный техникум имени Скрябина (бывшая школа Селиванова)? Но я не могу понять, какой это год (до 1929 года) - Квартира № 10 - Кронеберг-Герц В.А., Муз.техн.им.Скрябина. Техникум в 1929 году "влился" в Московский областной музыкальный техникум...

И еще вопрос: доля участия антрепренера и дирижера в постановках... Отдельный небезынтересный вопрос о благотворительных спектаклях... Одним словом, работать над темой можно бесконечно, потому отчасти и открываю темы достаточно сырые... к ним, вернее, к музыке можно возвращаться и возвращаться...
...
1. Жизнь за царя, М.И.Глинка.
- 26 сентября. Открытие сезона. С участием Осиповой, Ковельковой, Чернова, Маратова. Памяти великого русского композитора Глинки.
- 21 октября (утро)

2. Демон, Антон Рубинштейн.
- 27 сентября. С участием Негиной, Корш, Комиссаржевского, Горленко, Шидловского, Иваницкого.
- 10 октября. (Вместо Гальки, из-за болезни Леонидова и Комиссаржевского). Веселовская и Горленко.
- 5 ноября. Бенефис Л.А.Горленко.

3. Севильский цирюльник, Россини.
- 28 сентября. Леонидов (Фигаро), Альтшуллер (Бартоло), Осипова (Розина), Маратов, Чаров.
- 28 октября. С участием Осиповой, Чарова, Леонидова, Маратова, Альтшуллера.
- 26 ноября. Бенефис Альтшуллера.

4. Пиковая дама, П.И.Чайковский.
- 29 сентября. Капельмейстер Палиев. Участвуют: Ковелькова, Спешнева, Негина (Лиза), Горленко (Елецкий), Россолимо.
- 22 октября (вечер)

5. Евгений Онегин, П.И.Чайковский.
- 30 сентября. С участием Негиной, Спешневой, Ковельковой, Уральской, Чарова, Леонидова, Маратова.
- 5 октября. Веселовская (Таня), Ковелькова (Ольга), Горленко (Онегин)
- 22 октября (утро)
- 17 ноября. Бенефис Л.А.Леонидова.
- 29 ноября. Сцена дуэли в бенефис Р.И.Чарова.

6. Травиата, Дж.Верди.
- 1 октября.
- 9 октября (в один вечер с Травиатой). Участие (требует уточнений): Осипова, Веселовская, Чернов, Комиссаржевский, Горленко, Андога-Журов.1 октября - Травиата.

7. Жидовка, Галеви (пер.Ашем)
- 2 октября.
- 6 ноября.

8. Лакме, Лео Делиб.
- 3 октября. Участие: Осипова, Спешнева, Чаров, Маратов, Ускин.
- 9 ноября. В пользу недостаточных учеников Екатеринбургского реального училища.

9. Русалка, Даргомыжский.
- 4 октября (утро, воскресение).

10. Кармен, Жорж Бизе.
- 4 октября (вечер, воскресение).
- 13 октября
- 30 октября. Бенефис Ковельковой Е.И. С участием Задонской, Чернова, Горленко, Иваницкого.

------5 октября - Евгений Онегин.

11. Фауст, Шарль Гуно
- 6 октября. Чаров (Фауст), Маратов (Мефистофель), Негина (Маргарита), Осипова, Андого-Журов (Валентин), Ковелькова (Зибель)
- 27 октября. С участием Негиной, Корш, Чарова, Горленко, Шидловского.
- 22 ноября (утро, по уменьшенным ценам).
- 3 декабря. Бенефис Е.И.Негиной и В.С.Маратова.

12. Дубровский, Э.Направник
- 7 октября.
- 21 октября (вечер)

13. Паяцы, Руджеро Леонкавалло
- 8 октября (в один вечер с Иолантой). Участие (требует уточнений): Негина, Осипова, Задонская, Чаров, Чернов, Горленко, Андога, Урусов, Маратов, Иваницкий.
- 24 октября. Капельмейстер Н.П.Палиев.
- 5 ноября. - 1-й акт на бенефисе Л.А.Горленко.
- 26 ноября в бенефис Альтшуллера.

14. Иоланта, П.И.Чайковский.
- 8 октября (в один вечер с Паяцами, вторым). Участие (требует уточнений): Негина, Осипова, Задонская, Чаров, Чернов, Горленко, Андога, Урусов, Маратов, Иваницкий.
- 24 октября. Капельмейстер Н.П.Палиев.
- 31 октября. В один вечер с "Галькой" Монюшко.

15. Сельская честь, Пьетро Масканьи.
- 9 октября (в один вечер с Травиатой). Участие (требует уточнений): Осипова, Веселовская, Чернов, Комиссаржевский, Горленко, Андога-Журов.

------10 октября - Демон.

16. Миньон. Опера в трех действиях Амбруаза Тома на либретто (по-французски) Мишеля Карре и Жюля Барбье, основанное на романе Гете «Вильгельм Мейстер».
- 11 октября. Осипова, Ковелькова, Чаров, Маратов, Альтшуллер.
- 19 ноября. С участием Осиповой, Ковельковой, Чарова, Маратова. В помощь женской гимназии I.

17. Ночь любви, опера-мозаика в 3-х действиях. В.Валентинов.
- 12 октября. Капельмейстеры И.П.Палиев и З.Коган.
- 18 октября.
- 26 октября.
- 24 ноября.

------13 октября - Кармен.

18. Князь Игорь, А.П.Бородин.
- 14 октября.
- 3 ноября

19. Риголетто, Дж.Верди.
- 15 октября.

20. Борис Годунов, М.П.Мусоргский.
- 16 октября.
- 23 октября. Капельмейстер - Н.П.Палиев.
- 25 ноября. В пользу общества попечения о народном образовании г Екатеринбурга и его уезда.

21. Черевички, П.И.Чайковский
- 17 октября.
- 25 октября. В память 16 лет со дня смерти незабвенного композитора П.И.Чайковского.

------18 октября - Ночь любви.

22. Вертер, Ж.Массне.
- 19 октября. С участием Спешнейвой, Задонской, Чернова, Леонидова, Мваницкого, Эзроха, Ускина.
а также - Большое концертное отделение, посвященное русским композиторам
- 29 ноября. 3-й акт в бенефис Р.И.Чарова.

23. М-ль Нитуш (Лиса Патрикеевна), оепретка в 4-х действиях, музыка Жевре
- 20 октября.

------21 октября - Жизнь за царя (утро), Дубровский (вечер).
------22 октября - Евгений Онегин (утро)
------23 октября - Борис Годунов.
------24 октября - Паяцы и Иоланта.

24. Мазепа, П.И.Чайковский.
- 25 октября. В память 16 лет со дня смерти незабвенного композитора П.И.Чайковского.

-----26 октября - Ночь любви.
-----27 октября - Фауст.

25. Новые цыганские романсы. Оперетка-мозаика в 2-х актах Северского.
- 28 октября.

26. Гугеноты, Джакомо Мейербер
- 29 октября.

------30 октября - Кармен. Бенефис Новельковой.

27. Галька, Монюшко.
- (отменен, звучал Демон) 10 октября. Участие: Веселовская, Комиссаржевский, Горленко, Иваницкий. В тот же вечер - "большой концерт при участии всей труппы, посвященный русским композиторам.
- 31 октября. Вторым спектаклем Иоланта.

1 ноября -
2 ноября -
------3 ноября - Князь Игорь.

28. Сказки Гофмана, Оффенбах.
- 4 ноября. При участии Ковельковой, Осиповой, Веселовской, Чарова, Маратова, Россолимо, Алтьшуллера, Усыскина, Эзрох, Беляева, Покровского, при полной новой обстанове. Капельмейстер З.Коган.
- 8 ноября (второй раз).
- 14 ноября. В виду громадного успеха в последний раз представлены будут...
- 1 декабря. Бенефис С.Б.Осиповой.

------5 ноября - Паяцы. Бенефис Горленко.
------6 ноября - Жидовка.

29. Корневильские колокола. Оперетка в 3-х актах и 4-х картинах. Робер Планкетт.
- 7 ноября.

------8 ноября - Сказки Гофмана.
------9 ноября - Лакме.

30. Аида, Дж.Верди
- 10 ноября. В опере принимает участие военный оркестр Борисовского батальона.
- 22 ноября (вечер). Бенефис главного капельмейстера И.П.Палиева.

31. Каморра, Эспозито
- 11 ноября.
- 15 ноября.
- 21 ноября (утро)

12 ноября -

32. Нерон, Антон Рубинштейн.
- 13 ноября. Бенефис А.А.Чернова. В полной новой обстановке. Г.Чернов выступит в своей лучшей коронной роли Нерона.

------14 ноября - Сказки Гофмана.
------15 ноября - Каморра.
16 ноября -
------17 ноября - Евгений Онегин. Бенефис Леонидова.

33. Манон, Ж.Массне.
- 18 ноября.
- 29 ноября. 2-й и 3-й акты в бенефис Р.И.Чарова.

-----19 ноября - Миньон.
20 ноября -

34. Птички певчие, Ж.Оффенбах.
- 21 ноября (вечер).

------22 ноября - Фауст (утро), Аида (вечер).
------23 ноября - Русалка. (?)
------24 ноября - Ночь любви.
------25 ноября - Борис Годунов
------26 ноября - Паяцы, Севильский цирюльник. Бенефис Альтшуллера.
27 ноября -
28 ноября -
-----29 ноября - Солянка: Евгений Онегин, Манон, Вертер. Бенефис Чарова.

35. Майская ночь, Римский-Корсаков.
- 30 ноября - Майская ночь. Римский-Корсаков.

------1 декабря - Сказки Гофмана. Бенефис Осиповой.

36. Веселая вдова, Франц Легар.
- 2 декабря (первый раз).

------3 декабря - Фауст. Бенефис Негиной и Маратова.
------4 декабря - Бенефис режиссера Усыскина. Большой сборный концерт.
...
Об источниках, о возможных опечатках и неточностях. Пока сюда. Приписать чужие оперы... Можно воспринять, как шутку, но на год сокращать жизнь другому человеку - так себе, не очень-то... При таком объеме информации я тоже мог быть невнимателен...


...

Театр, Екатеринбург, "Ищите женщину!", 1909, Музыка

Previous post Next post
Up