К содержанию.
Антреприза Альтшуллера. Часть 9.
Бенефисы.
Каморра, Нерон, Манон, Птички певчие, Аида, Майская ночь, Веселая вдова, Майская ночь, Фауст..."Каморра", Эспозито (11 и 15 ноября)
"Каморра", хорошо знакомая екатеринбургской публике комическая опера Эспозито, сошла весьма удачно.
Построенная из красивых, законченных арий, веселых сценок, живых ансамблей, опера эта явилась бы отдаленным подражанием уже забытым неополитанским операм, если бы не современная ее инструментовка.
Автор оперы, опытный капельмейстер, Эспозито великолепно изучил все тонкости современного оперного писания и показал в "Каморре", что он умеет с большим искусством пользоваться всевозможными внешними музыкальными эффектами. Поэтому заимствованные неополитанские канцоны не кажутся в его переложении слащавыми и архаичными, а некоторые ансамбли не лишены даже некоторого музыкального интереса.
Кроме неополитанского элемента представлен в опере элемент русский: но тут автор совершенно беспомощен и неоригинален. В опере принимали участие почти все лучшие силы труппы и как в смысле ансамбля, так и со стороны исполнения отдельных мест, опера прошла безукоризненно.
Г.К. (Ур.край, 13 ноября, № 243, 1909)
Примечания к "Каморре":"Комическая опера требует отчетливой передачи текста и соответствующей оживленной игры. Без того и другого, при самом музыкальном исполнении, "Каморра" надлежащего успеха достигнуть не может. Обычное участие суфлера совершенно нежелательно. Автор не назначил темпы по метроному, чтобы не стеснять талантливого толкования как капельмейстера, так и артистов. Исполнение оперы без разрешения авторов не допускается". -
КАМОРРА. КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА из неаполитанской жизни В ТРЕХ ДЕЙСТВИЯХ. Текст С. И. М. Музыка Е. Эспозито...
"Нерон", Рубинштейн. Бенефис Чернова.
Опера "Нерон" была написана Рубинштейном в 1879 г. по заказу парижской "Grand Opera". В то время над всем музыкальным французским миром господствовал Мейербер, и только такая опера могла рассчитывать на успех, которая была бы написана в духе мейерберовской музыки.
Находившийся всегда под сильным влиянием Мейербера, Рубинштейн в Нероне дошел до слепого подражания.
Опера эта исключительно обстановочная; масса действующих лиц, пестрый набор всяких народностей, различные внешние эффекты вроде пожара Рима, сражения на улицах и т.д. - все это рассчитано на грубую, мало развитую в художественном отношении публику.
Тип самого Нерона совершено не выдержан; это какой-то ложно-классический злодей, кровавый и жестокий, но лишенный того поэтического дара певца и эстета, каким мы знаем его по истории. Поэтому красивая в лирическом отношении и очень важная для обрисовки двойственного характера Нерона ария "О, печаль и тоска" звучит фальшиво и не согласуется со всем предыдущим действием.
В музыкальном отношении опера за исключением вышеуказанной арии Нерона, дуэта 3-го акта Кризы и Виндекса и известной эпиталамы Виндекса "Пою тебе, бог Гименея" (кстати сказать, прекрасно спетой г.Леонидовым) совершеннейшее ничтожество (впервые наш лектор позволил себе такой выкрутас - Р.Б.); ни оригинальностью, ни красотою и богатством инструментовки, ни мелодичностью, ни даже верностью передачи национального оттенка, чем так славится Рубинштейн, она не блещет.
И теперь, когда мы видим, что история русской оперы есть борьба за независимость (не мог не выделить, пусть несколько разгоряченный, но почти философский проход - Р.Б.), за освобождение от влияния итальянской и немецкой музыки, и что в национальном элементе зародыш и основа всего дальнейшего успешного развития русской музыки, достигшей небывалой высоты и начинающей завоевывать всю Европу, естественно возникает вопрос: зачем понадобилась совсем недавно еще петербургской опере, а вслед за нею и провинциальным труппам вытаскивать этот старый хлам, жалкую подделку под чуждую русскому музыкальному чувству мейерберовщину? (ребром - Р.Б.)
Трудно винить дирекцию в том, что постановка оперы оказалась не вполне удачной.
Если есть в Нероне что-нибудь интересное, то только массовые картины, а для этого требуется большая сцена, масса статистов, большие хоры, богатые сценические и декоративные средства. Всего этого тербовать от провинциальной труппы невозможно, а потому все масовые сцены производили впечатление непонятной, бестолковой суматохи.
Об артистическом таланте г.Чернова нам уже не раз приходилось говорить.
Повторяем, роль Нерона не художественна, не выдержанна, ходульна, а потому и не благодарна.
Артист видно приложил все усилия, чтобы сделать эту роль реальнее и цельнее, но только в последнем акте, благодаря особенно выдержанной и в то же время полной самого искреннего чувства игры, ему удалось рассеять атмосферу фальши и неестественности. Голос артиста звучал особенно сильно и красиво; были ценные подношения.
Г.К. (Ур.край, 18 ноября, № 246, 1909)
"Манон", Массне (...)
При сравнении оперы "Манон" Массне с его же оперой "Вертер", ставившейся в Верх-Исетском театре, предпочтение приходится сделать во всех отношениях последней. Под облагораживающим влиянием Гете Массне в "Вертере" как бы очистился временно от сладострастного, обольстительного характера своей музыки и местами умел возвыситься до глубокого и искренно трагизма.
Не то - Манон. Сам тип Манон является как бы завершением всех предыдущих героинь его опер, "погибших, но милых созданий"; это уже настоящая парижская куртизанка, легкомысленная, немного сантиментальная, мечтающая о беззаботной, пустой жизни. Драматизм ее весьма неглубокий, всецело укладывающийся в мелодраматические рамки парижских кабарэ.
Музыка "Манон" находится в полной гармонии с содержанием; красивая, мелодичная, великолепно отделанная в смысле инструментовки, но довольно разнообразная (большинство опер построено на одном основном мотиве Манон, например, "Моя рука твою сжимает руку"), сантиментальная подчас до приторности, она притягивает сначала слушателя, но скоро пресыщает.
Что касается исполнения, то от г-жи Осиповой можно было пожелать большего. Веселая, жизнерадостная в первом акте, она очень хороша; но для надлежащей передачи внешней привлекательности парижской куртизанки ей не хватает чисто французского блеска. В вокальном отношении партия Манон кажется нам недостаточно благодарной, чтобы артистка могла вполне показать свои богатые вокальные средства.
Г.Чаров, как всегда, пел музыкально, красиво и поэтично. Остальные роли совершенно ничтожны, чтобы можно было сделать из них что-нибудь интересное.
Г.К. (Ур.край, 23 ноября, № 249, 1909)
Исполнитель: Леонид Витальевич Собинов
Композитор, Осн. произведение: Жюль Массне: Опера «Манон», Акт 2
Вид аккомпанемента: Оркестр
Руководитель или дирижёр: Бруно Зейдлер-Винклер
Место записи: Москва | Дата записи: 05-02-1910
...
Другое время, но...
Наименование произведения: Ария де Грие - О чудный миг
Язык(и) или этнос(ы): Французский, Итальянский | Каталожная категория: Тенор с оркестром | Жанр: Опера
Исполнитель: Тито Скипа
Композитор, Осн. произведение: Жюль Эмиль Фредерик Массне: Опера «Манон», Акт 2
"Птички певчие", Оффенбах (...)
"Птички певчие" очень веселая, остроумная оперетка Оффенбаха. Содержание ее, как большинство опереток того же автора ярко сатирическое и не лишено некоторого исторического интереса в смысле пародии на прежние испанские нравы, и, пожалуй, на современные российские.
В музыкальном отношении это одна из лучших оеперток Оффенбаха и по мелодичности своих арий не уступает многим настоящим операм.
Сыграна она была если не чисто опереточно, как и подобает оперной труппе, но очень весело и живо. Видно было, что артисты поработали и воистину оперетка срепетирована была намного лучше, чем, например, "M-lle Нитуш".
Состав был тоже весьма подходящий. Очень хороши были г-жа Ковелькова и г-н Альтшуллер; г.Чернов в комических ролях также талантлив, как и в драматических. Замечателен в роли начальника полиции был г.Краинский, дошедший в своей игре до настоящей виртуозности.
Г.К. (Ур.край, 25 ноября, № 251, 1909)
"Аида", Верди - Бенефис Палиева - 22 ноября.
Большой успех, с которым прошла "Аида" Верди в Верх-Исетском театре, нельзя объяснить только бенефисом г.Палиева.
Опера сама по себе является гениальнейшим произведением этого в высшей степени неровного в своем творчестве композитора. В "Аиде" соединились все его лучшие качества; сделавшись ко времени сочинения этой оперы большим поклонником Вагнера, Верди, благодаря своему разностороннему таланту, сумел избегнуть односторонности первого и соединил преимущества мелодической и декламационной оперы в единое целое. Если к этому прибавить интересное содержание, богатую инструментовку, в которой Верди в своих лучших произведениях может конкурировать с отцом инструментовки - Берлиозом, то нужно признать Аиду не только гениальнейшей оперой Верди, но и одним из самых совершенных произведений оперной музыки.
Принимая во внимание, что вагнеровские оперы совершенно недоступны для постановки русской провинциальной труппе, трудно найти более подходящую оперу для бенефиса оркестра или дирижера, г.Палиев проявил не только колоссальную силу и умение владеть оркестром, но и тонкую фразировку и большую музыкальность. Вообще, это опытный и талантливый дирижер, редкий для провинции и достойный управлять не таким ничтожным оркестром (полагаю, автор все же имел в виду количество, а не качество - Р.Б.), как в данной труппе.
После третьего акта г.Палиеву была устроена оркестром, артистами и публикой шумная овация: были ценные подношения.
Из исполнителей, прежде всего, нужно отметить г-жу Спешнему в роли Амнерис. Ее если не вполне стильный, но во всяком случае интересный костюм, великолепный грим, а главное, глубоко драматическая игра и чисто классическая пластика показывают не только хорошую школу, но и несомненный индивидуальный талант артистки; как драматическую артистку г-жу Спешневу приходится выделить в труппе Альтшуллера; жаль только, что голос ее значительно уступает игре; чувствуется влияние немецкой школы и потому голос немного горловой и сдавленный.
Типичной Аидой была г-жа Веселовская, артистка тоже очень крупная, с темпераментом, в чем она даже превосходит г-жу Спешневу. Обычные недостатки ее голоса - слабая середина и вибрирующие верхи давали на этот раз несравненно меньше себя чувствовать.
Г.К. (Ур.край, 25 ноября, № 251, 1909. Обе заметки в одном номере)
Как могла решаться проблема духового оркестра, хора? Интересно, какими были декорации...
Ох, прошу прощение, был невнимателен, но эта заметка относится к спектаклю 10 ноября, по крайне мере, мы знаем, что проблема решается. В анонсе: В опере принимает участие военный оркестр Борисовского батальона (10 ноября, № 240).
Бенефис г.Чарова (...)
В бенефисе г.Чарова были поставлены отрывки из трех опер: "Евгения Онегина", Манон", "Вертер". Такой конгломерат различных опер, хотя до некоторой степени и близких по своему музыкальному характеру, не может быть одобрен с точки зрения художественной цельности.
Исполнение отдельных актов было не вполне ровное.
Удачнее прошла сцена дуэли из "Евгения Онегина"; эта сцена является в опере вполне обособленной и как отдельная картинка благодарна для подобных, так называемых, сборных спектаклей. Бенефициант прекрасно провел всю сцену от начала до конца как в музыкальном, так и в сценическом отношении.
Такого Ленского приходится слышать не часто, и г.Чарова можно признать одним из лучших исполнителей этой роли.
"Вертер" нас не удовлетворил. Третий акт этой оперы является как по музыке, так и по содержанию тесно связанным со всей оперой.
Г-жа Спешнева, вообще прекрасная Шарлотта, была на это раз не в голосе и ен вошла в роль.
В оркестре не чувствовалось достаточной уверенности.
Хорошо была исполнена бенефициантом ария "Зачем меня будить", которую артист впрочем мог бы спеть и без всякой обстановки.
"Манон" прошел несколько лучше. Об испонении "Манон" мы уже писали и потому не будем повторяться.
Бенефициант имел большой успех; были ценные подношения.
Из остальных исполнителей необходимо остановиться на г.Андога-Журове. Его некоторое неумение держаться на сцене, объясняемое неопытностью и постепенно сглаживающееся, искупается прекрасной чисто итальянской постановкой мягкого, лирического голоса.
Г.К. (Ур.край, 2 декабря, № 257, 1909)
Голос Чарова можно услышать, за что отдельное спасибо создателям
russian recordsИсполнитель: Роман Исидорович Чаров
Композитор: Пётр Ильич Чайковский Чайковский | Либретто (cлова): Алексей Константинович Толстой
Вид аккомпанемента: Фортепиано | Аккомпаниатор: Р.И. Равич
Руководитель или дирижёр:
Место записи: Москва | Дата записи: 1936
...
...
Майская ночь, Римский-Корсаков (...)
Из многочисленных опер Римского-Корсакова одна лишь "Майская ночь" была поставлена в этом году в Верх-Исетском театре; между тем, этот год ознаменован постановкой последней и гениальнейшей оперы композитора "Золотой петушок" на двух главных русских сценах.
Нельзя поэтому не поставить в вину дирекции оперы, что она так мало уделила места в своем репертуаре Римскому-Корсакову и познакомила екатеринбургскую публику с одной только его оперой, и притом значительно уступающей по цельности стиля "Снегурочке" и "Садко", не говоря уже о "Золотом петушке".
"Майская ночь" написана Корсаковым в момент исканий силуэта мелодической и декламационной оперы, начинающейся борьбы с "кучкистами".
Двойственность стиля "Майской ночи" резко бросается в глаза, если сравнить второй и третий акты. Юмористический элемент,выраженный в музыке в декламационной форме, составляющий основу второго действия, и элемент лирический, переданный в третьем акте в мелодических формах арии и инструментовки, взятые в отдельности, являются шедеврами по искусству письма и по красоте мелодии; но они не связаны между собою и потому не дают той гармонии настроения, какой можно было ожидать от сказочно-лирической оперы. Но зато в смысле народности, в передаче малороссийского духа Римский-Корсаков значительно превзошел Чайковского.
Поставлена опера была не совсем удачно.
От г.Комиссаржевского, артиста с богатым вокальным материалом, хотя и вполне обработанным, можно было бы ожидать большей виртуозности в игре и более тонкой фразировки в этом.
Насколько г-жа Спешнева уместна в классических сильных ролях, настолько ей совершенно не по силам наполнение живых, несколько юмористических ролей в "Черевичках", "Майской ночи" и Каморре", где и от голоса требуется большая гибкость и мягкость.
Голоса - г.Маратова и писать - г.Альтшулер были недурны.
В хорах не чувствовалось достаточной подготовленности.
"Сказки Гофмана", Оффенбах (...)
"Сказки Гофмана, поставленные в бенефисе г-жи Осиповой, прошли последний раз много лучше, чем при первой постановке.
Опера идет глаже, не замечается особых дефектов в массовых сценах, а главное, чувствуется, в особенности в третьем действии, что артисты проникнуты общим настроением этой оперы.
Г-жа Осипова - очаровательная кукла, очень хорошая Антония, но не совсем удачная Джульетта; роль эта, впрочем, сама по себе наименее удачна.
Благодаря исполнению г-жей Осиповой всех трех ролей, исполнению тонкому и художественному, опера очень выигрывает в цельности. (Автор или общается с руководством труппы или руководство театра прислушивается к словам нашего критика - Р.Б.)
О г-же Осиповой, как артистке и девице, мы не раз высказывались в том смысле, что она по красоте тембра чистого и свежего голоса, по музыкальности и художественной игре выделяется из всей труппы (в неуклюже, по известным нам уже штампам, построенной фразе звучит искреннее восхищение, мог так выражаться директор электрической станции? - Р.Б.).
"Веселая вдова", оперетта Фр.Легара (...)
"Веселая вдова" прошла достаточно оживленно.
Хорош был г.Альтшулер в роли посла, недурны г-жи Ковелькова и Осипова. Роль Данило совсем не подходит г.Леонидову, которому не достает живости и развязности.
Г.К. (Ур.край, 3 декабря, № 258, 1909)
"Фауст", Бенефис Негиной и Маратова (...)
Вчера в Верх-Исетском театре в бенефис г.Маратова и г-жи Негиной был поставлен "Фауст". Оба бенефицианта имели шумный успех; были ценные подношения.
Г.Маратов в партии Мефистофеля проявил те же отличительные черты его, как певца и артиста, на которые мы неоднократно указывали.
Хотя с интерпретацией отдельных ролей г.Маратовым не всегда можно согласиться, но игра его всегда продумана и выдержана до мельчайших подробностей, поэтому кажется даже несколько холодной. Так и избитую партию Мефистофеля г.Маратов сумел сделать оригинальной и интересной.
Интеллигентность г.Маратова едва ли еще не больше сказывается в манере пения; в нашей рецензии об исполнении г.Маратовым Бориса Годунова мы уже указывали на поразительное умение артиста оттенять каждое движение мысли и чувства Бориса соответствующими интонациями голоса и реалистической фразировкой; это исполнитель так называемых декламационных ролей.
О г-же Негиной мы писали уже не раз. Повторяем теперь, что г-жа Негина отличается всегда той же большой продуманностью исполнения.
Голос артистки немного холодный, но красивый и сильный. Хорошая же постановка голоса делают г-жу Негину выдающейся певицей.
Г.К. (Ур.край, 4 декабря, № 259, 1909)
...