CoalHouse Fort. Что спрятано внутри?

Jun 13, 2016 11:29

Оригинал взят у starcom68 в CoalHouse Fort. Что спрятано внутри?
Итак, осмотрев снаружи Coalhouse Fort и познакомившись с его историей, попытаемся проникнуть на территорию укрепления и узнать, какие сокровища хранятся за семью печатями в открытом всего с десяток дней в году для простых посетителей бывшем военном объекте.
Для этого вернемся в информационный центр, расположенный в здании силовой станции времен Первой мировой войны прямо у главных ворот форта.


У входа в информационный центр нас поджидает один из милых атрибутов этого музея -

поилка для собак. Вы видели в каком-нибудь музее что-нибудь подобное?


Окна информационного центра, превращенные в витрину, заполнены различными информационными объявлениями. Некоторые из них, как например эта схема маршрутов прогулки вокруг форта, незатейливы, нарисованы маркером на ксерокопии, но придельно информативны.


Увлекшись фотографированием различных материалов по истории форта, я так и не сделал кадра интерьеров информационного центра. Оформлен он просто - почти по домашнему. Все стены увешаны различными схемами, плакатами, картинками, маршрутами общественного транспорта. Вот, например, на этой схеме показаны наиболее значимые достопримечательности округа Thurrock. Была еще одна интересная схема с еле-еле заметными прорисованными тропинками, но из-за ее мелкости публиковать не буду. Тем более, что меня предостерегли, что одна из тропинок проходит по частным владениям и пользоваться ею не рекомендуется. В результате чего мне пришлось заложить приличный крюк по дороге к следующим достопримечательностям. Большинство подобных плакатов изготовлены в рамках проектов различных фондов или за счет грантов.


Несмотря на то, что главным аттрактором территории является форт, здесь как и во всей Европе любят птичек и прочую живность. Это хорошо до тех пор пока не наступает явный перекос с ущербом для фортификационного наследия, как, например, на валу Адриана, где под руководством любящей природу тетушки старательно зарывают ДОТы времен Битвы за Британию исходя из соображений, что ничего не должно отвлекать от созерцания цветочков и слушания пения птиц


Фотографии цветочков, птичек, водяных крыс и прочего демонстрируют природное разнообразие окружающего форт парка и прибрежных ландшафтов


Немного об организационной структуре, ныне управляющей фортом.
В 1983 году группой волонтеров был создан The Coalhouse Fort Project с целью сохранения и восстановления форта. В отличии от Tilbury Fort, который принадлежит и управляется крупнейшим фондом по сохранению британского наследия English Heritage, Coalhouse Fort принадлежит Совету округа Thurrock и сдан в аренду The Coalhouse Fort Project. В проекте работает 2 постоянных сотрудника и человек 15-18 волонтеров. С одним из волонтеров по имени Basil я и познакомился в информационном центре. Любезно войдя в мое положение он закрыл инфоцентр и провел молниеносную экскурсию по внутренней части форта. Обычно на форте дежурит попеременно по одному сотруднику. Больше и не надо, он ведь открывается всего несколько дней в году по знаменательным датам. В обычное время форт можно посетить только в составе заранее заказанной экскурсии. В форту также проводят экскурсии по теме различных паранормальных явлений. Еще здесь любят снимать кино. Помните "Бэтман. Начало"?
Так или иначе, Basil достает большую связку ключей и открывает для меня ворота форта. Причем совершенно бесплатно. Обратите внимание на сохранившиеся рельсы, по которым в форт подвозились тела орудий и боеприпасы с пристани на берегу Темзы.


Прежде чем оглядеться во внутреннем дворе форта взглянем на замечательные рисунки-реконструкции из инфоцентра.
Coalhouse Fort викторианского периода (1874 год).
На репродукции четко видно, что 17 крупнокалиберных (4х12,5" и 13х11") орудий убраны в казематы и еще три 9" пушки расположены в открытой батарее. На покрытии форта расположен только Пост батарейного командира для управления стрельбой. Во рву расположены ружейные капониры для ближней обороны.
Кстати, я ранее не упоминал одну интересную деталь. Почему форт так странно называется? Все дело в том, что название этого места возникло в связи с тем, что здесь когда-то была расположена территория беспошлинной торговли углем. Хочешь торговать в Лондоне - плати пошлину, а здесь бесплатно.


Coalhouse Fort периода Первой мировой войны (1914 год).
Ров с капонирами засыпан и на его месте возведен земляной гласис. Оставлены открытыми только амбразуры для двух 12,5" пушек "противоминного" калибра, которые демонтировали в 1912 году. Покрытие форта усилено бетом и на нем сооружены дополнительные батареи в составе 4х6" и 4х12 фунтов пушек. На рисунке показано только две из последних. В последствии часть орудий демонтировали, а на месте освободившихся двориков 12-фунтовых пушек возвели две прожекторные станции. Еще одну станцию с расположенным на ее покрытии стрелковым капониром с бойницами в два ряда разместили на левом фланге форта (по другим данным это огневое сооружение было построено в годы Битвы за Британию и на рисунке показано ошибочно). Пост батарейного командира викторианского периода ликвидирован, а вместо него на левом фланге между двумя орудийными двориками появляется пост вертикальнобазного дальномера (D.P.F.). В отличии от своего предшественника (D.R.F) этот прибор помимо расстояния до цели мог определять и ее азимут, а так же работать в связке с вынесенными постами D.R.F., что, вероятно, в данном случае было излишне. Рядом с воротами форта появляется защищенная силовая станция


Coalhouse Fort периода Второй мировой войны или Битвы за Британию (1943 год).
На покрытии форта остаются только два 5,5" орудия в закрытых бетонно-кирпичных двориках с броневыми щитками, а между ними строится кирпичный командно-наблюдательный пост. Еще две 40-мм установки Bofors размещаются в импровизированных двориках на флангах. Рядом с прожекторными установками на правом фланге появляется дополнительный павильон для оптического полевого дальномера Барра и Струда, действующего по типу совмещания.


Таким образом, мы еще раз определились с постройками на покрытии форта, хотя даты строительства некоторых из них не совсем ясны по доступным мне документам.
Вооружившись этими знаниями, прямо от ворот осмотрим внутренний двор форта слева направо.
На левом фланге каематированной батареи мы видим входные арки в казематы с когда-то расположенными в них орудиями. Обратите внимание на небольшие брустверы перед арками. Не исключено, что это сооружения периода Битвы за Британию и предназначены они для внутренней обороны форта. На покрытии форта мы видим два орудиных дворика 6" орудий и дальномерный павильон для вертикальнобазного дальномера D.P.F. между ними. Размещенную во дворе форта технику мы оставим на потом.


В центральной части казематированной батареи на ее покрытии мы видим два закрытых орудийных дворика под 5,5" орудия, размещенные на месте 6" пушек и расположенный между ними командно-наблюдательный пост. Внизу имеется вход на нижний этаж форта с расположенными там погребами. Земляная аппарель для перемещения тел орудий к казематам ведет сразу на второй этаж форта.


Правый фланг казематированной батареи с расположенными на ее покрытии закрытым орудийным двориком для 5,5" орудия, двориком для 40-мм зентиного орудия Bofors, павильоном для оптического дальномера Барра и Струда, а также двумя укрытиями для прожекторов. Справа внизу виднеется еще один вход в помещения артиллерийских погребов. На переднем плане видны остатки рельс от крепостной железной дороги.


Правый фланг казематированной батареи в месте перехода ее в открытую. Видите рядом с дульнозарядной пушечкой на колесном лафете обелиск? Это копия того обелиска у внешней стены казарм форта, который был уничтожен по прихоти начальства.


Вид на центральную часть казематированной батареи с несколько другого ракурса. Обратите внимание, закрытые орудийные дворики потребовали несколько большего пространства для своего размещения и их тыловую часть вынесли за пределы массива, разместив на кирпичных колоннах. Слева сохранилась функционально аналогичная более легкая металлическая конструкция у 6" дворика периода Первой мировой войны.


Поднимемся к казематам орудиной батареи и взглянем на внтренний двор форта в обратном направлении. На противоположной стороне видны казармы форта и проход в их собственный небольшой внутренний дворик, образованный изломом линии казарм. На переднем плане оригинальная кран-балка.


Вид с юга на центральную часть казематированной батареи вдоль ее массива. На этой фотографии хорошо видно, как отличается кирпичная кладка викторианской эпохи от сооружений времен Второй мировой войны


Давайте посмотрим как выглядела казематированная батарея викторианского периода  в разрезе. Надписи говорят сами за себя и практически не требуют перевода.


Пока мы проходили этим маршрутом меня не оставляло чувство, что мой проводник ведет меня к какой-то конкретной цели, а не просто по обзорному маршруту. Будучи ближе к правому флангу батареи Basil делает таинственное лицо, гремит ключами и отпирает один из артиллерийских казематов. Ни слова ни говоря пропускает меня вперед. То что я увидел действительно вызвало изумление. Как? Неужели сохранилась?
На этом фото справо и слева от орудия видны лифты для раздельной подачи снарядов и зарядов.


Когда первый шок прошел начинаю внимательно разглядывать орудие. Как потом оказалось перед нами точная копия 12,5" нарезной дульнозарядной пушки (RML 12.5 inch 38 ton gun) . И знаете из чего она сделана? Из пластмассы!
Максимальная дальность стрельбы из такого орудия составляла 5500 м. Вес снаряда 362-367 кг. Орудия были приняты на вооружение в 1875 году, а закончили свою службу в береговой обороне уже в начале ХХ века. Интересно, что эти пушки были установлены на первом броненосце нового типа под названием HMS Dreadnought.


Источник

Данный макет пушки был изготовлен при грантовой поддержке одного из британских фондов. Как мне кажется, у орудия кое чего не хватает. Где-то в Интернете мне попадалась фотография где ствол этой пушки уже поврежден, вероятно в следствии залезания на нее посетителей, и подвязан веревками к крюку под потолком.
Обратите внимание на прикрывающие амбразуру веревочные маты. Они выполняли крайне важные функции: предохраняли расчет от осколков неприятельских снарядов и недопускали проникновение в помещение пороховых газов при стрельбе. Если по поводу реконструкции орудия есть вопросы, то я больше не припомню, чтобы где-нибудь реконструировали закрытие амбразур матами с такой тщательностью.


Еще раз посмотрим на устройство закрытия амбразуры. Перед двустворчатыми железными ставнями имеется еще один ставень в откинутом положении


Амбразурный узел укрупненно. Похоже на то, что внешние ставни востановлены, а откинутый ставень оригинальный. Выходим из каземата и в соседнем осматриваем детали механизма для подачи снарядов из погребов к орудиям. На подъемнике сохранилась половина шильдика с маркировкой компании производителя STOTHERT & PITT LTD производившей различное портовое оборудование в период с 1785 года по 1989 год.



Рядом расположен отреставрированный участниками проекта крепостной прожектор образца 1939 года с зеркалом диаметром 90 см. Интересно, почему здесь диаметр зеркала показан в сантиметрах, а не в дюймах?


По соседству с прожектором находится лафет от 4,5" гаубицы образца 1914-1918 годов. Около четырехсот таких гаубиц было поставлено в Россию в ходе Первой мировой войны


А теперь осмотрим выставленную во дворе форта военную технику. Начнем с артиллерии. Я снимал только общие планы и некоторые фото пришлось вытаскивать из них. Первая группа орудий представлена двумя зенитными пушками и одной странной "пукалкой"


Этот же ракурс, но покрупнее.
Слева послевоенное шведское автоматическое 40-мм зенитное орудие Bofors L70 - одно из самых массовых зенитных орудий в мире. Создано на основе знаменитого 40-мм Bofors L60 времен Второй мировой. Скорострельность 240 выстрелов в минуту, максимальная дальность стрельбы 12500 м, эффективная дальность 3000 м.
В центре британское зенитное орудие QF 3.7-inch AA gun. Эта пушка была основным тяжелым зенитным орудием в Битве за Британию и производилось в шести модификациях, две из которых в значительных количествах. Размещалось орудие в стационарных батареях ПВО (об одной из них я расскажу позже), а также использовалось и в мобильном варианте. Орудие несколько отличной модификации можно было видеть в Tilbury Fort. Калибр 94 мм в соотношении с кажущейся легкостью орудия впечатляют. На самом деле масса орудия была 9,3 тонны, что более чем на тонну тяжелее немецкого 8,8 cm FlaK. Дальность стрельбы по высоте у разных модификаций от 9000 до 13000 м. Максимальный потолок для Mk VI 15240 м. Всего было изготовлено свыше 10 тыс. экз. На службе эти орудия оставались до 1959 года.
Справа занятная штучка, похожая на Буратино


Эта же группа орудий с другого ракурса


Орудия укрупненно


Итак, разглядим странную маленькую пушечку по соседству с зенитными орудиями получше. Даже на снимке издалека хорошо виден укороченный ствол и несимметричный клепанный бронированный щит для установки в спонсоне. Перед нами Hotchkiss QF 6-pounder 6 cwt или скорострельная пушка Гочкиса калибром 57 мм и весом в 6 центнеров от британского танка времен Первой мировой войны Mark IV. Это поздний вариант пушки, т.к. первоначально танки комплектовались морскими орудиями с оригинальными стволами, но по причине того, что они, торча из бортовых спонсонов, цеплялись за что попало, от этой затеи вскоре отказались. Эта пушка по праву считается первой в мире специализированной танковой пушкой. Короткий ствол обеспечивал достаточную дальность стрельбы на 6675 м, а снаряд калибром 57 мм неплохое фугасное и осколочное поражение. В годы Битвы за Британию эти пушки использовали для вооружения бронепоездов.
Обратите внимание, на дальнем плане виднеется фрагмент укрытия из гофрированного железа. Скорее всего это так называемое Nissen Hut - сборно-разборное укрытие названное в честь его изобретателя - майора Nissen. Несмотря на то, что изобретение было сделано в годы Первой мировой войны, широкое распространение оно получило только во время Второй мировой войны.


Справа от апарелли в центральной части форта еще одна группа орудий. Помимо дульнозарядной пушки здесь виднеется очередной экземпляр основного британского тяжелого зенитного орудия QF 3.7-inch AA gun времен Битвы за Британию. Судя по двум приборам управления стрельбой (приемнкики целеуказания) это один из наиболее сохранившихся экземпляров виденных мной.
На дальнем плане скорее всего пушка-гаубица QF 25 Pr Mk II - Одно из лучших орудий Второй мировой войны. Про два экземпляра из коллекции Tilbury Fort я подробно писал в этом репортаже.


Где-то в уголочке у казарм мне попались крупные детали от каких-то артиллерийских орудий. Затряудняюсь сказать к чему относятся эти люльки, но на дальнем плане судя по окраске что-то военно-морское. А на переднем плане судя по конструкции лафета скорее всего тоже.


Теперь обратим внимание вот на эту кучку различных боеприпасов с "урной" посередине. Перед нами пара крупнокалиберных артиллерийских снарядов, правый из которых бронебойный со слетевшим баллистическим наконечником; что-то похожее на авиабомбу без стабилизатора; и какая-то длинная "сигара" неясного назначения.


Сигара похожа на 3" британскую зенитную ракету времен Второй мировой. Но, как мне кажется, она значительно большего диаметра и размера


Источник фото

Но что это за "урна"? Рассмотрим ее поближе



В августе 1984 году в Wickford на Sugden Avenue при земляных работах была надена деталь двигателя немецкой балистической ракеты V-2 (ФАУ-2), так называемая трубка Вентури. В 1944 году эта ракета разорвалась в этом месте. На фото хозяин участка на котором был найден артефакт.


А это погрузка детали двигателя для отправки его в музей в Coalhouse Fort в 1984 году


Источник фото
Вот так наш форт стал обладателем уникальной детали от ФАУ-2. Интересно, что когда я разбирался с этой историей то обновил в памяти любопытную деталь. Первый советский жидкостный ракетный двигатель РД-100 точная копия двигателя от ФАУ-2.


Рядом еще несколько авиационных боеприпасов


Теперь перейдем к коллекции колесной техники. Перед нами жемчужина коллекции - британский бронеавтомобиль "Saladin" FV601. Создан в конце 1940-х - начале 1950-х годов компанией «Alvis Vehicles Limited» для замены устаревших бронеавтомобилей A.E.C. и предназначался в британской армии для выполнения задач разведки и охранения. Серийное производство «Саладина» продолжалось с 1958 по 1972 год, всего было выпущено 1177 бронеавтомобилей этого типа. В британской армии оставался на вооружении вплоть до 1994 года. Помимо Великобритании, поставлялся в ряд других стран, в некоторых из них, по состоянию на 2008 год, всё ещё остаётся на вооружении. Бронирование 8-32 мм, калибр пушки 76-мм, скорость до 73 км/час


Как вы думаете что это за машина? Никогда не угадаете.
Хоть мы и привыкли видеть эту марку машины с характерным капотом спереди, но перед нами именно бескапотный армейский грузовик Land Rover 101FC производившийся с 1972 по 1978 годы. В нашем случае в модификации санитарной машины. Подобная ,бескапотная компоновка  была обусловлена соображениями авиатранспортабельности. Номер модели 101 обозначает колесную базу в дюймах. Интересной особенностью этого семества Land Rover является выступающая рельефная втулка на ступицах передних колес. Она используется как ступенька при посадке в кабину. Подобная деталь есть на наших ГАЗ-66. Первоначально Land Rover 101FC имели тентованный кузов грузоподъемностью в одну тонну и предназначались в качестве буксировщика артиллерийский орудий L118 Light Gun. Поже значительная часть из них была переделана в кунги для использования в качестве санитарных машин и машин связи.
К концу 1990-х годов Land Rover 101FC были сняты с вооружения и появилась возможность приобретать их в частную собственность. Существует клуб любителей этой модели ведущий реестр сохранившихся экземпляров. В 1994 году для фильма "Судья Дредд" было построено по разным данным 31-33 "дредмобиля" на базе именно этого бескапотного грузовика.


Переходим к классике жанра. Перед нами Land Rover Series 109 LWB FFR - рабочая армейская лошадка, которая выпускалась в 70-е - начале 80-х годов. Замечательная утилитарная машина с длиной рамы в 109 дюймов в комплектации машины связи (FFR). Сейчас в Британии стоимость таких машин в зависимости от года выпуска и состояния около 3,5 тыс фунтов стерлингов.


Аналогичный экземпляр, но худшем состоянии. Как вы помните отличительной особенностью Land Rover является алюминиевый корпус на стальной раме. По данным компании 70% выпущенных за всю историю машин до сих пор на ходу.


Перейдем к другому ряду техники. Здесь с определением несколько сложнее, но с помощью коллег с auto_daily удалось идентифицировать несколько экземпляров. На этом фото слева на право какой-то не определимый грузовик с кунгом, похожий на автомастерскую. Далее под тентом расположен какой-то бронированный автомобиль с мощным бампером. Надо бы все это определить. У третьего автомобиля даже не за что зацепиться.


Идем дальше. Прицепы не считаем. Слева на право Bedford QLD,


Перед нами британский бескапотный грузовик времен Второй мировой войны Bedford QLD с полным приводом и грузоподъемностью в 3 тонны. Эта бортовая версия была самая массовая.в период производства с 1941 года по 1945 год.
За ним прячется достаточно редкая машина: Morris Commercial C8 GS utility vehicle. В отличии от массовой модели FAT (полевой артиллерийский тягач) это чисто бортовой грузовичок с полным приводом. Машины этого типа производились в период Второй мировой войны и находились на вооружении британской армии до 1959 года. Обратите внимание, над сидением пассажира имеется люк в брезентовой крыше для стрельбы.
Далее мы видим пухленькую кабину трехтонного грузовика Bedford RL сменившего в послевоенный период Morris Commercial C8 в качестве средства транспортировки полевой артиллерии и ставший основным британским военным грузовиком. Всего в период с начала 1950-х годов до начала 1970-х было выпущено 74 тыс. таких грузовиков. При мощности бензинового двигателя в 110 л.с. грузовик имел изрядный запас грузоподъемности и к концу своей службы без каких-либо переделок был переквалифицирован 4-х тонный.


Morris Commercial C8 GS utility vehicle и Bedford RL. Машина справа осталась не определенной


Вид на этот же модельный ряд сзади. Слева на право: под брезентом какой-то маленький разведывательный броневичок (надо определить), неопределимый грузовик с кунгом, Bedford RL и Morris Commercial C8 GS utility vehicle.


На этом наша экскурсия по форту закончилась и я, простившись с радушными хозяевами, отправляюсь к не менее интересному объекту.

Другие мои репортажи о поездке в Великобританию можно посмотреть здесь: http://starcom68.livejournal.com/236081.html

Фортификация

Previous post Next post
Up