После выхода на прошлой неделе выпуска, посвященного «Джоконде» Леонардо, рубрику «Старинные полотна» можно было бы и заканчивать. Но она продолжается! Кого же выбрал нам жребий следующим после великого Да Винчи? Рубенса? Рафаэля? Может Пикассо? А вот и нет - русского художника Павла Федотова. Он написал множество примечательных картин, но первое что всплывает при наборе его имени в поисковике это, конечно же «Сватовство майора». Ну а раз всплывает, давайте об этом и поговорим.
Но вначале, по традиции об авторе. Павел Андреевич Федотов родился 22 июня 1815 года в городе Москва. Папа его был мелким чиновником, и мальчику была уготована карьера военного, которой он честно и занимался вплоть до 20-ти летнего возраста. А потом вдруг начал потихоньку рисовать. В 22 года написал большую акварельную картину «Встреча великого князя», за которую получил от её героя бриллиантовый перстень и предложение оставить воинскую службу и перейти в живописцы с содержанием 100 рублей в месяц. Поколебавшись, в 29 лет ушёл из армии, бедствовал, но продолжал рисовать - в основном такие же батальные полотна. Так бы может и канул живописец Федотов в лета, но друзья присоветовали ему сменить жанр (особенно баснописец Крылов Иван Андреич постарался) и … прорвало! «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста»… Слава, деньги, популярность, болезнь, упомешательство, и смерть в возрасте 37-ми лет. Последний раз пришел в рассудок за две недели до смерти. Грустно, правда?
Картина «Сватовство майора» была не первой «жанровой» в портфолио Федотова, но именно она, что называется, порвала зал. Представьте себе Академическую выставку 1849 года. Все залы пусты и безмолвны, и только в предпоследнем, где висит «Сватовство майора» постоянная толпа, гул голосов, споры, восхищения. Периодически к картине пробивается сам автор и рассказывает о ней … в стихах. С этих стихов, наверное, и начнём, тем более что в них Федотов достаточно образно и точно рассказывает о своей картине. Итак:
1.
«Рацея» (стихотворение Павла Федотова о картине «Сватовство майора»):
Честные господа, Пожалуйте сюда!
Милости просим, денег не спросим:
Даром смотри, Только хорошенько очки протри.
Начинается, Починается
О том, как люди на свете живут,
Как иные на чужой счет жуют.
Сами работать ленятся, Так на богатых женятся.
Вот извольте-ка посмотреть:
Вот купецкий дом, - всего вдоволь в нем,
Только толку нет ни в чем:
Одно пахнет деревней, А другое харчевней.
Тут зато один толк, Что всё взято не в долг,
Как у вас иногда, Честные господа!
Дальше если хотите можете сами прочитать
вот здесь. Там еще много и подробно.
2.
Если хотите блеснуть интеллектом в приличном обществе, то обратите внимание на одежды персонажей. Итак, на невесте кисейное платье, мать её в шелковом повойнике, сваха в шелковом шугае, а отец запахивает сибирку. Что всё это значит ищите в Википедии. От себя добавлю только, цитату из газеты Газета «Санкт-Петербургские ведомости» за 1849 год: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. И зачем? Чтобы старик застегивал свою сибирку правою рукой и правою полою вверх, как обыкновенно 'делают» . Вона как.
3.
Обратите внимание на фигуру майора - говорят в нём можно уловить черты лица самого художника. Хотя по другим данным он писал майора с одного из своих друзей. Вообще к подбору персонажей для картины Федотов относился очень придирчиво - прототип купца из «Сватовства майора» он встретил у Аничкова моста и чуть ли не год настойчиво убеждал его позировать. А тот был батюшкой из церкви, долго этим отговаривался, но в конце концов не устоял. Да, кстати, - для того чтобы представить своих персонажей в нужных позах, художник купил манекен с подвижными суставами и наряжал его то девицей, то купцом, то майором.
4.
Огромное внимание уделялось не только живым персонажам. По свидетельству одного из друзей: «Под разными предлогами он входил во многие купеческие дома, придумывал, высматривал и оставался недовольным. Один раз, проходя около какого-то трактира... художник приметил сквозь окна главную комнату и люстру с закопченными стеклышками, которая «так и лезла сама в картину». Тотчас он зашел в трактир и нашел то, что искал так долго».
5.
Кстати мебель на этой картине играет свою, особую роль. Оказывается «ножки тонконогого стула, стоящего в правом углу, повторяют очертание широко расставленных ног майора, а сам хозяин - купец Кульков - возвышается в углу, подобно неуклюжему шкафу. Так, соединяя одушевленные предметы с неодушевленными, мастер создает напряженность действия» . Это я не сам придумал - это цитата из умной книги.
6.
Отдельная история связана с … кулебякой, изображенной на картине. Говорят, пока художник её писал, она остыла, и он послал за свежей - потому что с холодной кулебяки горячую написать невозможно. По другим сведениям, живший в то время впроголодь художник просто не удержался и начал есть дымящуюся кулебяку, так что потом пришлось покупать новую.
7.
Ну и главное - припас напоследок - на самом деле картина «Сватовство майора» существует в двух вариантах. Первый написан в 1849 году и хранился в Русском музее в Санкт-Петербурге, а второй сделан два года спустя и ныне обитает в Третьяковской галерее в Москве. Причём второй вариант это не просто копия - в ней более тщательно прописаны детали - потолок, расписан «пукетами» к примеру. В верху поста как раз второй «третьяковский» вариант дан, а оригинальный первый «питерский» - вот он. 10 различий найдите сами…