Образ Анны Карениной (1)

Oct 29, 2009 08:06

Три года назад начал писать критический анализ романа Л. Н. Толстого "Анна Каренина". До конца дело не довёл, но мысли раскрыты в полной мере. Уложился в две публикации.
Стилистически и грамматически текст не выправлял, публикую без корректуры.


Перечитывая роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина», вспомнил критические статьи об образе Карениной, которые довелось прочесть в школьные и студенческие годы и пришёл к выводу, что в эпоху царствования критического реализма, образ Карениной трактовался крайне однобоко. Критики выискивали в романе места, посвящённые светскому обществу, и на этих цитатах пытались построить и вытащить из романа противостояние света и Карениной. Это противостояние и довело якобы Каренину до самоубийства. Но это не соответствует истине. Толстой как прозорливый гениальный писатель увидел и проанализировал зарождающееся явление феминизма, и описал его воздействие на личность молодой, неординарной женщины, довёл разрушающее влияние идей суфражисток на женскую личность до логического завершения.
Негативное отношение Л. Н. Толстого к нравам и обычаям высшего света общеизвестно. В его времена это эпатировало читателей, т. к. прототипами его героев выступали реальные люди. В романе «Анна Каренина» автор также продолжил эту традицию, и она является одним из основных лейтмотивов романа. Линия Карениной несколько теряется в веренице других главных героев; часто на первый план выступает Константин Левин, поделив пальму первенства с Вронским. Лишь после прочтения романа становится ясно, что Толстой в романе противопоставляет друг другу двух героинь - Анну и Кити, и приглашает к полемике сторонников полярных взглядов - патриархального мироустройства и «новобытного мира» (определение моё), ратующих за равные права женщин с мужчинами.
Разбору образа главных героинь романа я веду поэтапно, следуя за описаниями образов автором, не забегая вперёд событийного ряда.
Первое описание Карениной (приезд её из Петербурга в Москву): «… решительным легким шагом вышла из вагона. И, как только брат подошел к ней, она движением, поразившим Вронского своею решительностью и грацией, обхватила брата левою рукой за шею, быстро притянула к себе и крепко поцеловала.», « - Прощайте, мой дружок, - отвечала графиня. - Дайте поцеловать ваше хорошенькое личико. Я просто, по-старушечьи, прямо говорю, что полюбила вас.
Как ни казенна была эта фраза, Каренина, видимо, от души поверила и порадовалась этому. Она покраснела, слегка нагнулась, подставила свое лицо губам графини, опять выпрямилась и с тою же улыбкой, волновавшеюся между губами и глазами, подала руку Вронскому. Он пожал маленькую ему поданную руку и, как чему-то особенному, обрадовался тому энергическому пожатию, с которым она крепко и смело тряхнула его руку. Она вышла быстрою походкой, так странно легко носившего ее довольно полное тело.» (т. 1 ч. 1 гл. 18)
Первое описание Кити (встреча с Левиным на катке): «Детскость выражения ее лица в соединении с тонкой красотою стана составляли ее особенную прелесть…; но что всегда, как неожиданность, поражало в ней, это было выражение ее глаз, кротких, спокойных и правдивых, и в особенности ее улыбка, всегда переносившая Левина в волшебный мир, где он чувствовал себя умиленным и смягченным, каким он мог запомнить себя в редкие дни своего раннего детства» (т.1 ч.1 гл. 9). Эти представления героинь в комментариях не нуждаются.
Далее по сюжету, Кити увлечена Вронским, безответно ждёт от него сватовства. Но Вронский влюбляется в Анну, едет с ней из Петербурга в Москву в том же поезде, что и она. Анна всю дорогу вспоминает его, и встреча на заснеженном полустанке Карениной и Вронского во многом определяет их дальнейшую судьбу.
В том взгляде, который Анна бросает на встречающего её мужа на вокзале, прослеживается отрицание собственной семейной жизни: «…первое лицо, обратившее ее внимание, было лицо мужа. «Ах, боже мой! отчего у него стали такие уши?» - подумала она, глядя на его холодную и представительную фигуру и особенно на поразившие ее теперь хрящи ушей, подпиравшие поля круглой шляпы… Какое-то неприятное чувство щемило ей сердце, когда она встретила его упорный и усталый взгляд, как будто она ожидала увидеть его другим. В особенности поразило ее чувство недовольства собой, которое она испытала при встрече с ним. Чувство то было давнишнее, знакомое чувство, похожее на состояние притворства, которое она испытывала в отношениях к мужу; но прежде она не замечала этого чувства, теперь она ясно и больно сознала его» (т.1, ч.1, гл.30).
Это неприятие мужа не на пустом месте возникло, оно кроется в характере героини - Каренина считает мужа человеком не способным чувствовать, хотя некоторые его черты вызывают в ней любовь: «Она знала эту черту в своем муже и любила ее», «Все-таки он хороший человек, правдивый, добрый и замечательный в своей сфере, - говорила себе Анна, вернувшись к себе, как будто защищая его пред кем-то, кто обвинял его и говорил, что его нельзя любить. - Но что это уши у него так странно выдаются! Или он обстригся?» (т.1, ч.1, гл.33). Здесь Толстой показывает внутренние противоречия Анны и её искания, пока ещё ярко не выраженные, начавшиеся во время её поездки из Москвы в Петербург.

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ

review, prose, рецензии, книги, моё творчество, проза

Previous post Next post
Up