Выйдя из отпуска, начинаю публиковать путевые заметки. Поскольку разбирать фотографии - дело долгое и кропотливое, между частями, боюсь, будут значительные перерывы. Оставайтесь с нами! ;-)
Итак,
Начало
Путешествие обычно начинается в аэропорту или на вокзале. Наше началось на вокзале Нового Петергофа, и не с самого приятного - электричка опаздывала неизвестно на сколько, и пришлось хватать такси и мчаться на Витебский вокзал. Хорошо, что было воскресенье - не было пробок.
Скорый поезд «Санкт-Петербург - Кишинёв» тоже не радовал. CFM (Железные дороги Молдовы), кажется, ничего не делали со своим подвижным составом с распада СССР, после которого, было такое ощущение, все вагоны ещё и активно участвовали в боях за Приднестровье. Возможно, с точки зрения историка железнодорожного транспорта это было бы уникальное путешествие, но нам, простым туристам, было сложно это оценить.
Впрочем, надо отдать должное молдавским проводникам - они даже пытались поддерживать там чистоту! Ни о каких кондиционерах, разумеется, и речи не шло, но окна и двери по возможности открывались, что позволило нам с минимальными потерями преодолеть дневной отрезок пути, сносно переночевать и в достаточной кондиции встретить белорусских и украинских пограничников.
Кстати, это большое достоинство кишинёвского поезда - время пересечения границы. Ненавижу ночные проверки! А тут как белый человек - выспался, умылся, позавтракал и в хорошем настроении встретил паспортный контроль.
А ещё одно его большое достоинство - в нём всё ещё можно курить. Для тех, кто не в курсе - в украинских поездах теперь курить нельзя. Вообще. Правда, я не знаю, как действует это правило в поездах формирования Укрзалізниці, находящихся на территории России, но внутри страны это так. И штраф довольно высок - минимум 85 гривен. Впрочем, кое-кто всё же не выдерживает и курит при попустительстве проводников, но не в нерабочем тамбуре, а в соседнем с ним переходе между вагонами - говорят, юридически это не «в поезде». Так что, курильщики, выбирая поезд южного направления, уточняйте, чьего он формирования (при заказе на сайте РЖД это выводится: «РЖД», «БЧ» - «Беларуская чыгунка», «УЗ» - «Укрзалізниця», «ЧФМ» - «CFM, Calea Ferată din Moldova» и т. п.), и по возможности избегайте «УЗ». (Написал и подумал, что уз, действительно, всегда стоит по возможности избегать ;‑) )
В целом дорога прошла неплохо. Очень порадовал Жлобин, в котором выходящих на перрон пассажиров раньше буквально облепляли безумные разносчики мягких игрушек не менее безумного вида, производимых на местной фабрике. Теперь всех этих безумцев оттеснили на площадь перед вокзалом и к поездам не пускают, что не может не радовать. Остановка там долгая, так что желающим приобрести голубого зайца с улыбкой Фредди Крюгера или изумрудного жирафа в леопардовую пятнышку, прикидывающегося конём-качалкой, времени добежать до вокзала остаётся достаточно, зато остальные пассажиры остаются физически и морально здоровыми.
Правда, белорусские власти с водой выплеснули и ребёнка - на станциях теперь не продают никакой еды. Так что в ожидании ягод, рыбы, раков и т. п. приходится проводить всю дорогу по территории братской союзной республики (нам ещё повезло, что бóльшую часть этой дороги мы спали).
Первой же станцией после границы была Коростень, где нам предстояло пятичасовое ожидание поезда до Закарпатья. Пересадку мы решили провести с максимальной пользой, ещё в поезде вооружившись знаниями о городе, почерпнутыми в русской и украинской Википедиях. Оставили вещи в вокзальной камере хранения (автоматической, как в детстве - за 4 гривны 1 (!) копейку покупаешь называемые «жетонами» две 15‑копеечных советских монеты: одну для закрытия ячейки, вторую для открытия) и пошли гулять по городу.
Сначала мы дошли до Парку культури й відпочинку, где, как обещала Википедия, нас ждал памятник одному местному руководителю, поставленный прямо над памятником его предполагаемому убийце.
По дороге нам встретились ещё
памятники, демонстрирующие высокую степень толерантности местных жителей к прошлому своей малой родины.
Памятник «Зачинателям Всеукраїнського страйку залізничників, борцям за владу Рад від вдячних нащадків» на привокзальной площадиПамятник героям Великой Отечественной войны«Слава героям Громадянської війни Богунцям і Таращанцям що загинули за свободу й незалежність нашої Батьківщини в серпні 1919 р.»
Лукіан Табукашвілі, 1890 - 1921 рр.Островський Микола Олексійович, 20.09.1904 - 22.12.1936«Чёрный тюльпан»
Дважды Герой Советского Союза гвардии генерал-лейтенант С. А. КозакПамятная стела «Дня двадцять другого місяця травня року тисяча п’ятсот вісімдесят дев’ятого граду Іскоростеню даровано право вільностей „Магдебурзьке право“» с факсимиле грамоты за подписью Сигизмунда III ВазыСтела на платформе железнодорожного вокзала: «Тут, 12 лютого 1918 року Мала Рада (Президія Центральної Ради) у м. Коростені затвердила тризуб як герб Українсьскої народної республіки, основу сучасного малого герба України»
Интересно и отношение здесь к культуре и религии -
фигура Покрова Богородицы установлена не рядом с храмом, как можно было бы предположить, а... перед входом в парк, между Домом культуры с фронтоном, изображающим балерин, выступающих в ансамбле с гарними хлопцями, с одной стороны, и краеведческим музеем с другой.
Парк оказался весьма большим и красивым, чем-то напоминающим знаменитую Софиевку в Умани, посещённую нами в прошлом году. Здесь течёт отличающаяся необычайной чистотой река Уж, тёзку которой нам предстояло увидеть в Закарпатье. Над рекой с обеих сторон нависают скалы, на которых и расположился парк. В нём действительно обнаружились
два памятника, чудесным образом повёрнутые друг к другу на найденном нами у горсовета рекламном постере:
Особенно «доставляет» такой разворот памятников друг к другу, если вспомнить историю о том, что наш герой сначала убил мужа героини, похоронил его со всеми почестями, а потом к ней посватался. Она же почему-то не оценила его подарка и не разделила его матримониальных планов, сильно обидевшись за мужа, взяла штурмом город и то ли сразу прикончила незадачливого жениха, то ли в плен взяла, где он и сгинул.
Чуть подальше на площади обнаружился, кстати, и вот какой гордый девиз:
А вот как стоят памятники на самом деле:
Человек, похожий на Александра Невского, - это древлянский князь Мал (вообще-то, как предполагает украинская Википедия, звали его Ніскиня, а «мал» - это всего лишь «князь»; впрочем, русская Википедия со ссылкой на Иоакимовскую летопись считает его «сыном Нискининым», т. е. Нискиничем). Памятник новый, выполненный в технике, отлично охарактеризованной одним моим знакомым фразой «хотели красиво - не получилось, вышло „богато“» (последнее слово для должного эффекта желательно произносить с фрикативным «г»), - позолота так и сверкает на солнце! Под ним - памятник княгине Ольге, изображённой как-то удивительно по-европейски. К сожалению, про этот памятник нам ничего узнать не удалось - ни когда его поставили, ни кто скульптор - поэтому причина такой европейской внешности киевской княгини нам неведома. Рядом с княгиней, как гласит табличка, - её купальня. Видимо, именно тут она и помылась, умаявшись штурмовать этот нахальный городишко. В память об этом тут продолжают купаться местные жители, которым нисколько не обидно за древлян - в конце концов, они, как утверждает официальная история их государства, наследники Киевской Руси, а не каких-то там древлян, столицей которых настойчиво хочется быть их міській владі.
Не могли пройти мимо такой многовековой традиции и мы. Правда, решили отойти немного подальше, чтобы не смущать местных жителей северной бледностью наших телес. Первое за путешествие купание в бурной речке освежило и вернуло бодрость, благодаря чему мы сумели осмотреть
остаток парка и центр города...
...загодя вернуться на вокзал, купить там черники и малины, на месте съесть первую и оставить вторую на дорогу в фирменном поезде «Киев - Ужгород», который рано утром должен был привезти нас в нашу первую остановку в Закарпатье - Мукачево.
Вообще, Коростень нам понравился (да-да, по крайней мере по-украински он точно мужского рода, я проверял), тихий такой, народу мало, туристов вообще нет, а жить, есть и купаться - есть. И сообщение удобное - несколько поездов из Питера и Москвы, а из Киева вообще электрички и маршрутки ходят. Так что если хотите спокойного, тихого отдыха - смело поезжайте в Коростень!
Впрочем, Закарпатье в целом превзошло и Коростень, и наши самые смелые ожидания, поэтому всё-таки повремените пока срываться в Коростень и почитайте
продолжение моего рассказа, там будет ещё «много вкусного»!