"Мм... Доктор Борменталь, умоляю вас, мгновенно эту штучку, и если вы скажете, что это... Я ваш кровный враг на всю жизнь… Есть нужно уметь, а представьте себе - большинство людей вовсе есть не умеют. Нужно не только знать, что съесть, но и когда и как".
Я прежде никогда не слышала о музее на Ки Бранли, а ведь в Париже он, оказывается, входит в десятку самых посещаемых мест. Любопытство сгубило многих млекопитающих, ну и я за компанию пала его жертвой. Здание музея притаилось в какой-то сушеной траве, и я почувствовала себя лысой львицей на охоте: зверь был мне совершенно незнакомый, но странно притягательный. Я походила кругами вокруг составленного из кубов, змеящегося строения на нескладных опорах и нырнула внутрь.
Ощущение охоты продолжалось: я двигалась по узкой тропинке среди серых скалистых барьеров в приглушенном свете, под ногами струились неуловимые буквы, вытягивающиеся в непонятные слова, откуда-то доносились голоса невидимых мне людей - каждый преследовал свою добычу. Я немного попрыгала по буквам - такого в моем детстве не было, и я наверстала упущенное, и вышла на полянку с деревянным монстром, безмолвно стерегущим четыре дороги - на Африку, Океанию, Азию и Америки. Я выбрала дальнюю правую…
Что вам сказать о музее Бранли? Что он экспонирует образцы примитивного искусства в четырех секциях, каждая из которых имеет свой цвет? Что он был открыт в июне 2006 г. на основе коллекции теперь уже закрытого музея искусств народов Африки и Океании? Что архитектором здания является француз Жан Нувель, создавший не музейные залы, а лазы лесных троп и слепых пещер, пространство которых захватывает и увлекает, словно щепку река в половодье? Что из 267 000 экспонатов выставлено всего лишь 3 500, но совершенно крышесносных? Статуи, скульптуры, ткани, украшения, керамика, ковка, музыкальные инструменты, тотемы, предметы религиозных культов, ткани, кожа, гравюры, пергамент, изукрашенная кора деревьев, мачете, посуда, одежда…. Это потрясающе интерактивный музей: мультимедиа, разнообразные видео, живая стена, которая уводит вас как крысолов зверушек, завораживающие глаза масок, острые углы тотемов, и напевы - едва слышные ритмы далеких племен.
И под звуки барабанов я сдалась - я поняла, что невозможно понять и как-то классифицировать этот музей, потому что это не музей, а путешествие по давно забытому прошлому, которое помнили лишь мои мудрые гены, а я совершенно, совершенно забыла… И я просто забыла обо всем и шла, и смотрела, узнавая никогда не виденные предметы, сжимаясь при виде масок смерти, примеряя на себя набедренные повязки из ракушек, тая смутную улыбку у общинных статуй, царапая пальцем стекло в надежде дотянуться до темного дерева...
Барабаны
Маска смерти
Психолог-фрейдист
Мои любимые домики
Королева из Алисы в Стране Чудес
Мама и малыш. Вечная тема.
http://www.quaibranly.fr/en/musee/the-museum-on-video.html Видео-презентация о Бранли на французском с субтитрами на английском.
фотографии с сайта музея
Я никак не хотела уходить из музея, а когда все-таки ушла, то долго бродила вокруг, спрятанная высокой (африканской?) травой.
Покинув Бранли совершенно ошеломленной, в надежде сравнить две культуры я отправилась в Петит Шале (Малый Дворец), Музей Прекрасных искусств города Парижа. В Бранли я настолько ушла в свое первобытное прошлое, что во дворце я сначала не смогла правильно встать в очередь, потом потерпела неудачу, пробираясь сквозь стеклянную дверь и антитеррористические воротца, ну и наконец завизжав аудиогидом у балконной двери. Ошалев от предыдущего воссоединения с природой и последующей тяжкой акклиматизацией в современном мне обществе, я тихо забилась в уголок на втором этаже и постепенно возвращалась в привычное мне пространство и время.
И что вам сказать по поводу Малого Дворца? Дворец, выстроенный в 1900 для Всемирной выставки, безусловно, хорош: светлое, просторное здание, с парящими потолками, чудесным садом во внутреннем дворике, прекрасной экспозицией: французское искусство от средневековья до 19 века, античность и современность. В выставочных, продуманных интерьерах - картины, скульптуры, мебель, фаянс, глазурь, шпалеры, иконы, фарфор, эмали, изделия из золота и серебра, целые залы дубовых панелей, подаренные Эдвардом Таком. Но основное впечатление по сравнению с Бранли - неестественность, хрупкость, уязвимость и нежизнеспособность. Если в Бранли каждая вещь была сделана человеком и выражала его чувства и внутреннюю силу, то во дворце основное - произвести впечатление, поразить умением, мощью, силой, властью. В Бранли все вещи - дело человеческих рук, во дворце - рук коллектива, в Бранли искусство раскрывало личность самого человека, а здесь показывало, что создатель - выше, могущественнее и сильнее, и при всем при этом - в Бранли захватывала и покоряла веселая, молодая и вместе с тем зрелая сила, её концентрированность, а в Петит Шале - слабость изнеженной утонченности, детализированность, разорванность сознания, отсутствие целостности. Я бродила из залы в залу, и меня не оставляло ощущение двойственности и нереальности окружающего: не настоящая семья, а видимость, изображение гостиной обоях, веселящаяся святая, закованный в раму скульптур, лягушка, напоминающая человеческий мозг. И все-таки тяга к естественности все равно прорывалась - в извивах лестницы, в хитроватых глазах строителя-архитектора, в безудержном веселье малых голландцев.
Костюм парижанки
Витрина для посуды
Портрет скульптора
Лягушка, напоминающая мозг
Лестница
Портрет Адольфа Альфана, инженера-строителя
Не поймите меня превратно - Малый Дворец бесподобно хорош, и пойди я туда в другое время, у меня были бы совершенно иные впечатления, но после диалога с Бранли мне пришлось заново узнавать окружающий мир. Искусство совмещать музеи...