Зима в Филях. Часть 1-я

Feb 23, 2024 16:47

Приветствую вас, дорогие друзья!

Давно уже хотел поснимать в Филях (не в парке, а в историческом районе рядом с одноимённой станцией метро), но всё как-то не складывалось. А тут у меня в декабре неожиданно нарисовался небольшой отпуск, но, поскольку дни были совсем уж короткие и куда-то далеко выбираться особенно не хотелось... В общем, я вот решил погулять наконец в Филях, расположенных рядом, это было Соломоново решение. И выспаться можно, и световой день застать. Словом, сегодня хочу начать небольшую серию рассказов об этой местности. Усаживайтесь поудобнее, берите чай/кофе/что покрепче и начнём.

1. Как город начинается с вокзала, так район начинается с метро. От него мы собственно и начнём. Станция была открыта 7 ноября 1959 года. Получила название по одноимённому историческому району Москвы. По конструкции является наземной открытой с береговыми платформами. Сооружена по типовому проекту. Архитекторы станции: Ю. П. Зенкевич, Р. И. Погребной.



2. Построена коллективом СМУ-8 Метростроя под руководством П. С. Бурцева. В 2016-2017 гг. была реконструирована.


3. Вид на Багратионовский проезд. Ранее по левую сторону тянулась обширная промзона, теперь там растут как грибы БЦ и человейники. Правую часть улицы всеразрушающая длань Сергея Семёныча пока не коснулась. Проезд назван в 1956 г. в память о герое Отечественной войны 1812 г. полководце Петре Ивановиче Багратионе (1765-1812). Прежнее название - Станционная улица - было дано по находившейся поблизости железнодорожной станции Фили Смоленского направления Московской железной дороги.


4. Непосредственно у метро, на Новозаводской улице расположен симпатичный старый квартал (45-й квартал Фили-Мазилова) середины 50-х - начала 60-х гг., который мы осмотрим первым.


5. Среди домов этого квартала резко выделяется вот этот дом 1955 г. постройки серии II-08, который с двумя расположенными справа и слева домами 1952 г. образует уютный П-образный двор .


6. А выделяется этот дом, разумеется, т.н. излишествами в архитектуре. Поэтому, хоть он и 1955 г., но его как и соседей, вполне можно отнести к сталинкам.


7. Соседние дворы представлены уже более поздними домами серии I-511 1959-1961 гг. постройки.


8. Но заглянем в сталинский двор.


9. Здесь, нас, конечно, встречает парковка, но она небольшая, зато во дворе много деревьев.


10. В таких дворах ощущается дух старой Москвы.


11.


12. Какой старый московский двор без скворечника?


13. Зелень и детская площадка занимают большую часть площади двора. Так и должно быть в нормальных районах.


14. На заднем плане за местной котельной, на месте Западного речного порта города Москвы растут отвратные мрачные монстры ЖК «Западный порт». Застройщиком, как вы, наверное, догадались, выступает dickПИК.


15. Просто сравните это с предыдущим фото и скажите, где бы вы предпочли жить?


16. Соседний двор. Тоже очень уютный и с большим количеством зелени.


17. Раньше справа за рядом машин располагался дореволюционный дом Н. Г. Гурьева в Филях.


17а. Вот так он выглядел. Фото 1905-1907 гг. (источник). Терраса выходила в сад к липовой аллее, которая вела к заливному лугу на берегу Москва-реки. Дом стоял в берёзовой роще между железной дорогой и церковью Покрова. Фасадом смотрел на проезжую дорогу, сохранившуюся на прежнем месте. Сам Николай Григорьевич Гурьев был промышленником, владевшим текстильным или кожевенным заводом недалеко и крупным местным землевладельцем, которому принадлежали 200 гектаров филёвских заливных лугов.

После смерти Н. Г. Гурьева усадьба отошла к его жене Надежде Яковлевне. Во время революции местные жители защитили усадьбу от разграбления и по ходатайству фильских крестьян Н. Я. Гурьева оставалась владелицей дома до своей смерти в 1934 году. К слову, Гурьев похоронен рядом с расположенным по соседству храмом Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Поскольку на кладбищах рядом с церквями довольно часто помимо священнослужителей хоронили также благотворителей, можно предположить, что Гурьев Николай Григорьевич был одним из них.


17б. В начале 60-х дом решили разобрать. Непонятно кому он мешал, все новые дома вокруг уже были построены. В 1964-м снос был завершён. Фото сделано в период демонтажа 1960-1964 гг. (источник).


18. Даже нынешняя детская площадка находится в стороне от того места, где стоял дом. Вот так так район лишился одного из немногих сохранившихся к тому времени исторических зданий.


19. Площадка большая, просторная.


20. Ну и сам двор роскошный. Если бы ещё старый домик сохранился...


21. С уборкой снега в Москве в этом году всё обстоит, мягко говоря, не очень.


22. Проходим через арку и выходим к ограде территории храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Мы ещё взглянем на него поближе в следующем выпуске. Справа от него видно строящуюся башню Национального космического центра в Филёвской пойме.


22а. Примерно тот же вид в начале 1900-х (источник). Только снято чуть издали, где сейчас жилые дома.


24. А прямо за домами пролегает подъездной путь ГКНПЦ имени М. В. Хруничева от станции Фили.


25. Видите суслика путь? И я не вижу. А он есть! Кстати, примерно здесь перпендикулярно подъездному пути протекает в коллекторе речка Филька.


26. Наличие железной дороги подтверждают торчащие из сугробов светофоры. Вдоль пути я решил преодолеть расстояние до кварталов между Новозаводской и Заречной улицами.


27. Взгляд назад. Слева был Западный порт.


28. Бывший переезд у въезда в порт. Теперь это въезд на стройплощадку человейников.


29.


30. Приближаемся к Шелепихинскому мосту.


31. Впереди ещё два переезда по обе стороны от моста.


32. Здесь заканчивается Большая Филёвская улица (в XIX веке Покровская дорога, в 1942-1952 улица Воровского).


33. В тот день рельсы было видно только здесь.


34. И непосредственно под мостом. Раньше здесь было ответвление вправо (видно сохранившийся светофор), которое вело в обширную промзону на берегу реки, где располагались крупный завод ЖБИ и автокомбинат «Фили». Теперь на их месте человейники.


35. Взгляд назад. Пути на ЖБИ уже нет, как и стрелки, а светофор всё ещё работает.


36.


37. Всё меньше и меньше остаётся от тихих старых Филей. Всё больше наступают человейники.


38.


39. НКЦ и человейники ЖК «Береговой». Но этот ЖК выглядит хотя бы повеселее и поинтереснее ПИКовских страшилищ на месте Западного порта.


40. Сворачиваем во дворы. Слева ранее располагались шлакоблочные дома в стиле конструктивизм конца 20-х - начала 30-х гг. от рабочего посёлка «Первомайский», которые, как оказалось, были снесены под хреновацию около полугода назад. Чуть-чуть я не успел... Правда, часть бывшего посёлка сохранилась с другой стороны Новозаводской улицы, поэтому во второй части я вам его всё же покажу.


41. Зима на Заречной улице. Название она получила в 1958 г. по расположению за Москва-рекой относительно центра города.


42.


43. Старые и новые Фили. На переднем плане административное здание 1952 г.


44. А слева в кадре ещё одно довольно старое строение - пятиэтажный трёхподъездный кирпичный жилой дом серии II-03. Построен в 1953 году.


45.


46. Ещё одно административное здание 1953 г.


47. Смесь эпох.


48.


49. Ну, а здесь вообще очень яркий контраст старого и нового.


50. Жилой дом серии II-14 1958 года у Берегового проезда.


51. Береговой проезд. Назван так в 1958 г., потому что проходит от берега Москва-реки.


52.


53. Дворы.


54. Территория местного Жилищника с красивой заброшенной водонапорной башней. Башня находится уже на территории ГКНПЦ им. Хруничева.


55.


56. Бывшее здание фабрики-кухни № 7 рабочего посёлка «Первомайский» на углу Берегового проезда и Новозаводской улицы. Принадлежит Космическому центру им. Хруничева (а до того, как образовался хруничевский центр - принадлежала Филёвскому авиационному заводу). Строительство этого конструктивистского здания началось в 1931 году, а открылось оно 6 апреля 1932-го.

Представляет собой Г-образное трехэтажное здание в плане; главный вход располагается в угловом объёме в виде цилиндра, который трактован как центр композиции всего здания, и симметрично акцентирован двумя прямоугольными объёмами со сплошным вертикальным остеклением - лестничными узлами - вынесенными за пределы лицевых фасадов. Сами фасады выполнены просто, они ритмично расчленены оконными проёмами значительных размеров.

В полуподвальных помещениях находились холодильники и разделочный цех; на первом этаже - сама кухня; на втором - несколько обеденных залов, главным из которых был тот, что располагался в цилиндре - выступающем угловом объёме. Также среди залов был и диетический.


57. Здание пережило несколько капремонтов: первый - в 1960-е годы с перестройкой и перепланировкой производственных помещений; второй - в середине 1980-х; изначальные интерьеры и элементы декорирования были утрачены. Обслуживала сотрудников авиационного завода; в дальнейшем - сотрудников хруничевского центра; имела в своём составе и кулинарию, которой пользовались местные жители.

Здание известно ещё и тем, что в нём был снят один из эпизодов фильма «Небеса обетованные» (снимали сцену благотворительного обеда для малоимущих).

Является исторически ценным градоформирующим объектом.


57а. В начале 90-х фабрика-кухня была переименована в комбинат питания «Космос». Фото 1993-1995 гг. (источник).


57б. А вот как здание выглядело в 1934 г. (источник).


68. И на этом на сегодня всё. А в следующем выпуске мы пойдём осматривать кварталы на другой стороне Новозаводской улицы.


Надеюсь, что вам было интересно. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой! А ещё всех причастных с Днём защитника Отечества!

метро, жд, архитектура, история, Фили, подъездные пути, фото, Смоленское направление, прогулки, краеведение, Россия, Москва

Previous post Next post
Up