Приветствую вас, дорогие читатели!
Продолжаем наш виртуальный летний поход вдоль линии 17-го трамвая от Медведково до ВДНХ.
Вчера мы с вами осмотрели участок от кольца Медведково до метро «Бабушкинская». Сегодня двигаемся дальше по Енисейской улице в сторону района Ростокино. Берите чай/кофе/что покрепче, усаживайтесь поудобнее и начинаем!
1. Итак, здесь мы вчера закончили. Остановка «Станция метро „Бабушкинская“». Вид в сторону Медведково.
2. Летняя Енисейская улица очень хороша.
3. Первоначально улица носила название 4-я Медведковская улица в составе г. Бабушкин, вошедшего в состав Москвы в 1960 г. 29 августа 1964 года была переименована в честь сибирской реки Енисей в связи с расположением улицы на северо-востоке столицы.
4. Как и полагалось раньше, основная масса жилых строений отделена от проезжей частью деревьями.
5. За счёт этого линия смотрится весьма живописно.
6.
7. Один из немногих довоенных домов в этом районе на углу Енисейской и Печорской улиц. Построен в 1940 году по индивидуальному проекту. По воспоминаниям очевидцев, в 1940 г. рядом не было ни одного здания из камня, только бараки, а этот дом был.
8. Печорская улица. Ранее носила название улица Разина. Переименована в 1964 г. по реке Печора в связи с расположением в северо-восточной части Москвы.
9. Деревянный храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Раеве. Расположен в сквере вдоль улицы Искры («Красная дорожка»). Деревянная церковь построена под руководством архитектора А. Барабанова в 1997 г. Приписана к храму Серафима Саровского в Раеве. При церкви - воскресные школы для детей и взрослых, хор, кружки церковного чтения, пения и вышивки.
Улица Искры названа Названа именем газеты «Искра» (издавалась с 1900 г.). До 1964 г. - Спартаковская улица.
На заднем плане четырнадцатиэтажный двухподъездный кирпичный жилой дом 1979 г. серии «башня Вулыха». Это типовая серия кирпичных многоэтажных «брежневок» смешанного типа с внутренним сборным несущим железобетонным каркасом и наружными несущими кирпичными стенами. Годы строительства - с 1966 по 1995 год. Входит в состав серии домов II-67 (по некоторым данным, шифр проекта - 66/13891). Проект разработан советским архитектором Ефимом Вулыхом в 1963 году. Под его руководством реализовывались также схожие проекты таких серий, как Смирновская и Тишинская, которые, однако, не получили столь широкого распространения по сравнению с четырнадцатиэтажной башней Вулыха.
В Советском Союзе квартиры в таких домах считались элитными, поэтому дома этих серий строились, в основном, точечно в сложившихся микрорайонах по специальному заказу государственных ведомств, крупных предприятий и жилищно-строительных кооперативов.
10. Остановка «Печорская улица» (до 24.10.2015 - «Печорская ул. - 20-я городская больница»).
11.
12. Енисейская улица, а с ней и трамвайная линия далее делают живописный поворот.
13.
14. «Башня Вулыха» крупным планом.
15. Справа от линии располагается большая часть промзоны № 52а «Свиблово» в составе Научно-исследовательского центра специальной техники железнодорожных войск, районных тепловых станций (РТС) «Бабушкинская-1» и «Бабушкинская-2», а также электродепо Свиблово» (ТЧ-10) Московского метрополитена, обслуживающего Калужско-Рижскую линию.
16. Гармония цветущей природы и трамвайной линии.
17. Красивая кривая.
18.
19.
20. Трубы РТС.
21. Обратите внимание на дом серии КОПЭ-85 на заднем плане. C тех пор как я первый раз увидел его лет 15 назад, мне не даёт покоя вопрос, что это за хреновина у него на крыше такая... В сети выдвигается множество версий: что это триангуляционный (геодезический) знак, что это такая необычная антенна, что это некий погодный излучатель, что это нечто для навигации воздушных судов, что это не что иное, как архитектурная изюминка, что это просто незадействованная конструкция под рекламу...
22. Словом, версий много. Но на обычную рекламную конструкцию, на мой взгляд, это не очень-то похоже. В общем, так и остаётся блуждать в поисках истины.
23. Ещё немного единения природы и трамвая.
24. Промка.
25.
26.
27. Перекрёсток с Радужной улицей. Современное название с положительным значением (приятная, сулящая радость, счастье) присвоено по предложению жителей района. До 1964 г. - Институтская улица в г. Бабушкине.
28. Одноимённая остановка.
29. На противоположной стороне стоят четыре девятиэтажных одноподъездных блочных жилых дома серии II-18-01/09. Раньше они были банальными белыми, а теперь имеют вот такой окрас. Хорошо смотрятся с голубым небом и зеленью.
30.
31. Ещё один любопытный дом необычной архитектуры серии унифицированный каркас, построенный в 1993 году по индивидуальному проекту. Других домов такой архитектуры в Москве нет. Имеет 25 этажей, 2 подъезда. Главная изюминка здания в том, что на восьми верхних этажах балконы по краям шире, чем на нижних.
32.
33. Справа от линии расположен сквер «Знаки зодиака». Открыт 9 августа 2007 года. На момент прогулки шла его реконструкция. Если пройти дальше, то можно выйти к метро «Свиблово».
34. Остановка «Верхоянская улица». Сама улица названа в 1964 г. по заполярному г. Верхоянску в Якутии в связи с расположением улицы на северо-востоке Москвы. Ранее - 1-й Шоссейный проезд (был назван по Осташковскому шоссе, ныне улица Летчика Бабушкина).
35. Мощный дом, конечно.
36. Идём дальше. Обратите внимание на бетонную опору справа в кадре. Это бывшая опора контактной сети железнодорожной ветви Лосиноостровская - Бескудниково (Бескудниковской ветки), которая была закрыта как раз из-за строительства трамвайной линии в 60-е. Точнее сказать, было закрыто сквозное движение по ней, ибо трамвайная линия разорвала её на два неравных отрезка. Окончательно линию закрыли к 1987 г. Кое-что я писал о ней
здесь.
37.
38. Небо внезапно стало заволакивать свинцовой хмарью, но дождь в итоге так и не пошёл.
39. Здесь был переезд на Бескудниковской ветке. За забором на территории гаражей виднеется ещё одна бывшая опора контактной сети, используемая ныне в качестве фонаря.
40. Взгляд назад с упомянутой ранее опорой. Слева чуть ближе к метро некогда располагалась платформа Дзержинская (ранее - 8 км) упомянутой Бескудниковской ветви. Она была открыта в 1949 г., а закрылась вместе с прекращением пассажирского движения по линии 18 мая 1976 г. Вблизи улицы Лётчика Бабушкина ранее находилась улица, носившая название улица Восьмого километра.
41. Словно внезапно наступил вечер.
42. Двигаемся дальше. Остановка «Берингов проезд». Назван в 1964 г. в память о мореплавателе Витусе Ионассене Беринге (1681-1741). Датчанин Витус Беринг в 1703 г. был приглашён Петром I на службу в русский флот. Участвовал в войне со шведами на Балтике. Возглавлял 1-ю и 2-ю Камчатские экспедиции (1725-1743). Участники 1-й экспедиции прошли проливом между Азией и Америкой (назван впоследствии Берингов пролив); во время 2-й экспедиции достигли берегов Северной Америки, открыли некоторые из Алеутских островов, выполнили исследование моря, которое в конце XVIII в. английский мореплаватель Джеймс Кук предложил назвать Беринговым (до этого оно называлось Анадырским, Камчатским, Бобровым). Прежнее название Железнодорожная улица - одно из многих одноимённых - заменили при расширении Москвы.
43.
44. Пара четырнадцатиэтажных одноподъездных панелек серии И-209. Построены в 1971 году.
45. Приближаемся к участку линии, открытому чуть менее, чем за год до продления в Медведково.
46. Взгляд назад.
47. 6 ноября 1965 г. открыт первый участок линии от Сельскохозяйственной улицы до улицы Кирова (ныне Уржумской). С тех самых пор здесь и располагается кольцо «Уржумская улица». При открытии на новую линию был запущен новый маршрут: № 17 - ВДНХ (южная) - Уржумская улица, но кольцо работало недолго - до постройки к 11 сентября 1966 году кольца в Медведкове. При продлении трамвайной линии в Медведково была укорочена Бескудниковская железнодорожная ветка, ранее пересекавшая тот участок, где проложили рельсы. Тогда платформа Дзержинская стала для электричек конечной, а участок Дзержинская - Лосиноостровская был закрыт. При этом контактная сеть ж/д была слегка приподнята над трамвайной, но не была демонтирована, ввиду того, что электроэнергия на участок от Дзержинской до Бескудниково продолжала поступать с Лосиноостровской подстанции. Что помешало построить эстакаду для трамваев и сохранить очень пригодившуюся бы сейчас межрайонную связку - неведомо.
48. В 1995-1997 годах кольцо снова использовалось в маршрутном движении, обслуживая укороченный маршрут № 5 - Останкино - Уржумская улица, после чего он был сокращён до кольца в Ростокино. В настоящее время используется только как служебное или оборотное кольцо при ремонте путей далее в сторону Медведкова.
49.
50. Выезд на кольцо.
51. Само оно двухпутное. Считаю, что было бы неплохо запустить сюда маршрут из Сокольников. Даже никакой дополнительной инфраструктуры бы не потребовалось вводить. Будочка в кадре - стрелочный пост.
52.
53. Выезд с кольца. На заднем плане Лосиноостровский электротехнический завод (ЛОЭТЗ) - филиал ОАО «ЭЛТЕЗА», который некогда обслуживал подъездной путь, ответвлявшийся от Бескудниковской ветки в районе улицы Лётчика Бабушкина. Рельсы до сих пор скрыты там под слоем асфальта.
54.
55. Уютное кольцо.
56.
57. В районе перекрёстка с улицей Лётчика Бабушкина линия поворачивает направо.
58. Комбинат музыкальных инструментов «Лира». Предприятие основано в 1935 г.
59. Поворот. Слева к Енисейской примыкает улица Лётчика Бабушкина. Остановка «Социальный фонд России» (прежние названия - «Институт Гипроводхоз», «Комбинат «Лира», «Комбинат «Лира» - Пенсионный фонд» (до 1 октября 2022 года), «Пенсионный фонд» (до 1 апреля 2023 года).
60. В здании справа расположен фирменный салон музыкальных инструментов «Лира».
61. Вид обратно.
62.
63. Впереди уже маячит развязка Енисейской, проезда Серебрякова и Ярославского шоссе, а теперь ещё и СВХ, включающая в себя систему эстакад и Северянинский путепровод. Слева за забором - горловина
станции Лосиноостровская Ярославского направления.
64.
65.
66. Ещё немного умиротворяющей гармонии природы и трамвая.
67. Вид обратно.
68. Пересечение с проездом Серебрякова. Проезд назван в 1967 году в честь Героя Советского Союза Андрея Михайловича Серебрякова (1913-1942) - участника советско-финской и Великой Отечественной войн. В 1941 году он стал командиром танковой роты, сформированной на средства трудящихся Дзержинского района Москвы. В 1942 году геройски погиб при обороне города Воронежа.
69. Лосиноостровская.
70. Общий вид назад.
71. Вновь комбинат «Лира». А за ним виднеется территория ОАО «АРСП» (асфальтобетонный завод), действующего на данной территории ещё с довоенных лет. В результате реорганизации и технической модернизации производства в 2001 году было организовано ОАО «АРСП» путем слияния нескольких дорожно-строительных организаций для создания более мощной структуры, специализирующейся на двух направлениях - строительстве дорог и производстве асфальтобетонных смесей.
72.
73.
74. Северянинский путепровод сооружён в 1953 году через пути Ярославского направления Московской железной дороги близ платформы Северянин (ныне Ростокино), от которой и получил название. Авторы проекта - инженер М. К. Васнин и архитектор Б. М. Надежин. Реконструирован в 2000-х гг. Соединяет Ярославское шоссе и проспект Мира. Под путепроводом расположена конечная станция общественного транспорта «Платформа Северянин».
Троллейбусный разворотный круг «Платформа Северянин» был введён в эксплуатацию в 1939 году вместе с новой троллейбусной линией от Ржевского (ныне Рижского) вокзала, по которой был запущен новый троллейбусный маршрут № 13 (Комсомольская пл. - Платформа Северянин), обслуживавший посетителей открывшейся 1 августа 1939 года Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Уже в 1940 году разворотный круг начал обслуживать новый троллейбусный маршрут № 14 (ВСХВ - Платформа Северянин), отменённый в 1942 году и восстановленный в 1947 году по другой трассе.
Короткое время, с 1944 по 1945 год, разворотный круг обслуживал маршрут № 2к (Площадь Свердлова - Платформа Северянин). В том же 1945 году был отменён маршрут № 13, восстановленный в 1947 году по новой трассе.
В 1945-1948 годах и 1955-1957 годах и линия от ВСХВ до платформы Северянин не использовалась в маршрутном движении. В 1948 сюда был продлён восстановленный после войны маршрут № 14 от Сокольнической заставы, в 1955-1957 годах перенаправлявшийся по другой трассе.
В 1953 году в связи с вводом в эксплуатацию Северянинского путепровода троллейбусный разворотный круг был переоборудован в полноценную троллейбусную станцию, которая с 1957 года обслуживала единственный троллейбусный маршрут № 14. В 2005-2006 годах существовала короткая версия маршрута № 14 под номером 14к от Капельского переулка.
К сентябрю 2019 года маршрут № 14 оставался единственным троллейбусным маршрутом на некогда крупном узле у станции метро «ВДНХ», к тому моменту часть маршрутов уже была отменена, а часть заменена электробусами. Зарядные станции у платформы Северянин появились ещё летом 2019 года, поэтому перевод 14-го маршрута на электробусы оставался лишь вопросом времени. Произошло это 9 сентября 2019 года, таким образом вся троллейбусная сеть бывшего 6-го парка на северо-востоке и севере Москвы была выведена из эксплуатации.
Таким образом, в разные годы станция обслуживала следующие маршруты:
№ 2к - Площадь Свердлова - Платформа Северянин (1944-1945 гг.);
№ 13 - Комсомольская пл. - Платформа Северянин (1939-1945 гг.);
№ 14 - Электрозаводский мост - Платформа Северянин (1940-1942, 1948-1955, 1957-2019 гг.);
№ 14к - Капельский пер. - Платформа Северянин (2005-2006 гг.).
В настоящий момент станция обслуживает маршрут электробуса № Т14 - Электрозаводский мост - Северянинский путепровод.
75. Взгляд назад.
76. Остановка «Северянинский путепровод» (прежнее название (до 16 ноября 2019 года) - «Платформа Северянин»). Справа - ТРК «Европолис» (ранее - «Золотой Вавилон Ростокино»).
77.
78. Далее линия идёт вдоль проспекта Мира и перед развязкой с СВХ немного отклоняется вправо.
79. Живописная кривая.
80.
81.
82. Остановка «Станция МЦК Ростокино» (прежние названия: «Ростокинский ремзавод» (до 12 ноября 2016 года), «Станция Ростокино» (до 15 ноября 2019 года), «Станция Ростокино - платформа Северянин» (до 21 марта 2020 г.), «Станция Ростокино - платформа Ростокино» (до 1 мая 2021 г.). На самой остановке летом 2022 года ещё было начертано старое название.
83. Далее на линии следует красивая кривая в сторону путепровода МОЖД (МЦК) над проспектом Мира.
84. Здесь же над линией нависает и эстакада новой развязки с СВХ.
85. Взгляд назад.
86. Путепровод Окружной железной дороги. Живописные кривые.
87.
88. И на этом месте в тот день я решил завершить поход вдоль трамвайной линии, а продолжить его уже на следующий день.
89. Бонусом я немного прогулялся по тупиковому Проектируемому проезду № 911 вдоль станции Ростокино.
90. Тополиный пух в лучах заката создавал неповторимый эффект для фотографий.
91. Смотрите как здорово!
92. Словно бы снег идёт летом.
93. За забором тепловой пункт, который расположен в исторической путевой полуказарме станции Ростокино. Построена в 1905-1906 гг. Архитектор А.Н. Померанцев, инженеры С.Д. Карейша, Л.Д. Проскуряков.
Предназначалась для работников, связанных непосредственно с содержанием железнодорожного пути и живущих прямо на обслуживаемом ими участке железной дороги - путевых обходчиков, ремонтных бригад во главе с путевым мастером и т.д.
94. База спецтехники ООО «Технокомспецстрой».
95. И ещё одно историческое здание станции, которое я ранее не снимал. Это бывший станционный двухэтажный жилой дом 5-го типа. Построен в 1905-1908 гг. Архитектор А. Н. Померанцев, инженеры С. Д. Карейша, Л. Д. Проскуряков. Здесь размещались квартиры для телеграфистов, сигналистов, сцепщиков, помещения для жандарма, сторожа. Ныне - отделение № 3 Межрайонного отдела ГИБДД.
96. Лето.
97. А затем я отправился на МЦК. Проспект Мира в центр с пешеходного мостика у платформы Ростокино.
98. И несколько закатных видов станции Ростокино с одноимённой платформы.
99.
100.
На этом на сегодня всё. Продолжение -
следующем выпуске. Надеюсь, что вам было интересно и познавательно. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!