Приветствую вас, дорогие друзья!
А моих дорогих читательниц приветствую особо и от всей души поздравляю с праздником и желаю всего самого доброго, светлого и большой любви!🌷
Сегодня хочу завершить обзор новых станций Большой Кольцевой линии (БКЛ), которые открылись 1-го марта, окончательно замкнув кольцо. Во
вчерашнем выпуске мы с вами осмотрели станции «Текстильщики», «Печатники» и «Нагатинский Затон», сегодня у нас на очереди последний кусок участка с одной полностью новой («Кленовый Бульвар») и двумя реконструированными и включёнными в состав БКЛ («Каширская» и «Варшавская») старыми станциями. Усаживайтесь поудобнее, берите чай/кофе/что покрепче и поехали!
1. Двигаемся по часовой стрелке и начинаем со станции «Кленовый Бульвар», что расположена около одноимённого бульвара неподалёку от музея-заповедника «Коломенское».
2. Здесь, как и на станции «Нагатинский Затон» только один выход в город, а в торце зала располагается мостик между платформами.
3. Здесь, кстати, несмотря на большое количество чёрного цвета в отделке всё смотрится куда интереснее, чем на «Печатниках». За счёт хорошо продуманной подсветки.
4. По конструкции «Кленовый Бульвар» - колонная двухпролётная станция мелкого заложения с двумя береговыми платформами. Глубина заложения - 24,3 м. Реализованное архитектурно-художественное решение станции, выбранное 27 марта 2018 года в результате открытого международного конкурса, напрямую никак не связано с названием станции, но, по замыслу архитекторов, должно отсылать к расположенной рядом усадьбе «Коломенское». Победителем открытого конкурса был назван проект авторского коллектива: Татьяны Осецкой, Александра Салова, Татьяны Юдиной, Ксении Ваучской от архитектурного бюро Archslon, «уникальность концепции которого заключается в том, что при очень жёстких ограничениях им удалось создать стильную станцию, опирающуюся на традиции места».
5. Главный архитектурный элемент станции - подвесной потолок вдоль обеих платформ. Он выполнен из белых алюминиевых трёхслойных панелей. Конструкция потолка (опять же по замыслу авторов, это я оставлю на их усмотрение) должно напоминать силуэтом своды парадных зданий допетровской Руси и отсылать, в частности, к расположенному недалеко от станции дворцу царя Алексея Михайловича.
6.
7. В качестве напольного покрытия использован серый Шимановский гранит, им же отделаны нижние половины платформенных стен. В отделке верхних половин платформенных стен, а также перекрытий надплатформенных мостиков, использованы зеркальные сотовые панели из нержавеющей стали. Система освещения платформ спрятана в куполообразном подвесном потолке, за счёт отражения света от верхней зеркальной поверхности визуально увеличивается объём платформенных залов. Пространство под пешеходными мостиками отделано чёрными алюминиевыми панелями, в которые встроены ленточные светодиодные светильники. Межплатформенные колонны станции выкрашены чёрной краской. В качестве элемента декора на платформах станции установлены белые шлифованные камни, которые можно использовать в качестве мест для сидения.
8. Выход в город в центре платформы. О нём чуть позже.
9. Архитекторы: Д.А. Бойцов, М.В. Симоненко, архитектурное бюро «АРХ-СЛОН». Проектировщики: В.Ю. Филиппов, Ю.А. Мамычев, П.А. Имануилов. Руководители строительства: З.А. Мороз, Р.А. Евтушенко, В.В. Вязовой, А.В. Мягков, В.С. Поламорчук, К.В. Маслаков, А.А. Подсветов, А.С. Трофимов.
10. Ещё один переходный мостик между платформами.
11. И ещё одна лестница к выходу в город. Там вообще довольно непростая система, чтобы с первого раза разобраться.
12. За станцией «Кленовый бульвар» на перегоне в сторону «Нагатинского Затона» под Коломенской улицей были построены оборотные тупики Большой кольцевой линии с пунктом технического обслуживания поездов. Из-за того, что на этом участке двухпутный тоннель, тупики здесь расположены не по классической схеме и с платформы хорошо видно часть стрелок и съездов.
13. К слову, изначально именно эта станция должна была носить название «Нагатинский Затон», а получившая его соседняя станция вообще предполагалась к строительству лишь как эвакуационный выход из тоннеля, но в итоге построили иначе. И это хорошо.
14.
15. А теперь давайте поднимемся наверх и посмотрим что там. Забегая вперёд, хочу сказать, что на мой взгляд, это тот редкий случай, когда вестибюль и наземные павильоны получились гораздо интереснее, чем сама станция.
16. Поднявшись по лестнице мы попадаем в надплатформенный распределительный зал.
17. Точнее в переход к распределительному залу, расположенному над противоположной платформой.
18. Взгляд назад.
19. Распределительный зал.
20. Подвесной потолок выполнен из чёрных панелей со светодиодными лентами системы освещения. За счёт грамотно организованного освещения тёмные залы и переходы не производят гнетущего впечатления. Хотя, на вкус и цвет, конечно.
21. В единственный вестибюль ведёт четырёхниточный эскалатор. Стены эскалаторного наклона и распределительного зала покрыты чёрными алюминиевыми панелями и камнем Габбро.
22. Стены в подземном вестибюле, а также в подуличном переходе станции отделаны белым Полоцким мрамором и чёрным камнем Габбро с декоративной голубой подсветкой по цоколю, таким же чёрным камнем выложен пол во всём вестибюле. Колонны в подземном вестибюле обшиты металлическими гнутыми панелями с чёрно-белым градиентом, эффектно подчёркиваемым системой освещения. Как уже было сказано ранее, архитекторы включили в дизайн станции традиционные орнаменты и отсылки к народным ремёслам.
23. Особенно ярко это проявилось в источниках света для подземного вестибюля и подуличного перехода. Прообразом для них стали мотивы сетчатой керамики, которая была развита на территории Дьякова Городища в Коломенском. Весь потолок отделан панелями с перфорированным металлом и рассеивателями, которые разбиты на девять типов и комбинируются так, чтобы создать ощущение множества точечных светильников. Фактически эта световая композиция имитирует звёздное небо: 1500 лампочек установлены в кассовом зале, а ещё 2800 штук - в пешеходном переходе. Очень симпатичное решение!
24. Особенно круто это выглядит сейчас, пока напольный гранит ещё отполирован до блеска и не стёрся. Вид в сторону входных турникетов.
25. Мне очень понравился вестибюль. Гораздо больше самой станции.
26.
27. Подуличный переход.
28.
29. Выход в город пока осуществляется только через павильон № 2 к Коломенской улице.
30. За ширмами на дальнем плане находятся закрытые пока коридоры к двум строящимся наземным павильонам № 1 и № 3 в сторону Кленового бульвара. Там же находится строительная площадка будущей станции «Кленовый Бульвар» Бирюлёвской линии метро. Да, впоследствии станция станет пересадочной на Бирюлёвскую линию.
31. А теперь давайте поднимемся и в город и посмотрим на наземный павильон существующего выхода.
32.
33. Он получился очень необычным и крутым. В Москве подобного ещё не было.
34. По замыслу авторов, художественный облик входных групп станции «Кленовый бульвар» также отсылает пассажиров к стилистике расположенного поблизости дворца царя Алексея Михайловича. Наружные стены павильонов отделаны металлическими тиснёнными панелями белого цвета с подсветкой по периметру кровли. Внутренние стены входных порталов плавно переходят в потолок и облицованы алюминиевыми сотовыми панелями белого цвета. На потолке, в месте разрыва алюминиевых панелей, присутствует вставка из зеркальных панелей. В качестве напольного покрытия снова использован камень Габбро. Стоит отметить, что плавные формы потолочной отделки входа органично сочетаются с изгибами пассажирских проходов на платформе и в вестибюле: практически все они выполнены в виде арок с закруглёнными углами.
35. Хотя, по моему мнению (простите мне мою испорченность), входные группы больше напоминают бутылки :)
36. Лифтовая шахта. Вы только посмотрите. Так и хочется взять друзей и пиво, или подруг и вино и распить внутри, любуясь из-за стекла мартовскими московскими снегопадами! А, если вдруг придут сотрудники полиции, то можно, ссылаясь на заявленную авторами архитектурную концепцию, сказать им, что хотели хоть раз в жизни бухнуть во дворце :)
37. Но что бы кому это ни напоминало, вышло очень интересно и стильно. Этого не отнять.
38. После надоевших всем типовых собянинских накрывашек - это настоящий глоток свежего воздуха.
39. Красота. На заднем плане видно стройплощадку двух оставшихся выходов и станции «Кленовый Бульвар» будущей Бирюлёвской линии.
40. Идём обратно вниз. Входная группа в вестибюль, кстати, тоже нетипичная для московского метро, двери прячутся в довольно глубокой нише, обрамлённой рамой из нержавеющей стали.
41. И ещё немного вестибюля. Уж больно он мне понравился.
42.
43.
44. Турникеты на вход.
45.
46.
47. Следующая станция - «Каширская»!
48. Для тех, кто вдруг не знает напомню, что участок БКЛ «Каширская» - «Каховская» изначально был открыт 11 августа 1969 года в составе участка «Автозаводская» - «Каховская» Замоскворецкой (тогда Горьковско-Замоскворецкой) линии, затем с 30 декабря 1984 года (когда был открыт участок «Каширская» - «Орехово») до 20 ноября 1995 года был ответвлением Замоскворецкой линии. Поезда от станции «Речной Вокзал» ходили на юг поочерёдно (но в соотношении 1 к 2) то до «Каховской», то до «Красногвардейской».
Затем данный участок был выделен в самостоятельную Каховскую линию, которая просуществовала до 26 октября 2019 года, после чего была закрыта на реконструкцию с целью включения в состав БКЛ. Следует отметить, что включение его в состав БКЛ в отдалённой перспективе предполагалось ещё во времена его строительства при СССР, поэтому «Каширская» была сразу построена с двумя залами и стала по сути первой кросс-платформенной пересадкой в Московском метрополитене, но в этом качестве не использовалась вплоть до отделения Каховской линии от Замоскворецкой в 1995 году.
49. «Каширская» - двухзальная колонная станция мелкого заложения, выполненная как единая конструкция. Каждый из залов является колонной трёхпролётной станцией мелкого заложения с одной островной платформой шириной 10 метров. Оба зала сооружены по типовому проекту («сороконожка») из сборного железобетона, глубина их заложения составляет 7 метров. Залы разделены путевой стеной и соединены переходным мостиком в центре платформ, а также двумя коридорами между лестничными сходами под обоими вестибюлями. В каждом зале - два ряда по 38 квадратных колонн с шагом 4 м. Расстояние между осями рядов колонн составляет 5,9 м.
50. Северный вестибюль до сих пор находится на реконструкции. Кстати, кто-нибудь знает, что это за стеклянные «стаканы» поставили у каждого из выходов?
51. Ещё следует отметить, что с 12 ноября 2022 года движение на Замоскворецкой линии через станцию закрыто в связи с реконструкцией тоннеля на участке «Царицыно» - «Кантемировская», поэтому на данный момент «Каширская» по сути не является пересадочной станцией.
52. До реконструкции оба зала «Каширской» имели разное архитектурное оформление: в восточном зале колонны были облицованы серым мрамором, пол был выложен красно-алым гранитом, а путевые стены отделаны белой керамической плиткой. В западном зале (на фото) колонны были облицованы красно-коричневым мрамором, пол был выложен серым гранитом различных оттенков, а путевые стены отделаны голубой керамической плиткой. Пол пешеходного мостика был отделан коричневой керамической плиткой, что уже являлось редкостью на момент постройки. Как выглядели станции до реконструкции можно посмотреть на сайте
«Прогулки по метро».
Украшением станции служат 8 (по 4 на каждый зал) художественных панно-барельефов на тему «Жизнь страны» (авторства скульптора З. М. Ветровой): «Линия электропередачи», «Планеты и спутник», «Дома и метрополитен», «Гидроэлектростанция». Панно выполнены из листового алюминиевого сплава. Высота каждого из них составляет 4,2 метра, ширина - 1,2 метра. Техника исполнения - выколотка из листового алюминия фрагментами по скульптурной форме из твердого материала. Освещение станции осуществлялось трубчатыми светильниками, скрытыми в ребристом кессонированном потолке. Лестничные (и одновременно эскалаторные) сходы обоих вестибюлей, а также коридоры между сходами были выложены узкими керамическими плитками разных оттенков серого и плитами белого мрамора. Пространство над всеми четырьмя сходами было декорировано жёлто-коричневой керамической плиткой «кабанчик», которая из-за разности оттенков образовывала своеобразные панно с абстрактным рисунком. В ходе реконструкции панно подновили и вернули на место.
53. Архитекторы - Н. И. Демчинский и Ю. А. Колесникова, Архитекторы вестибюлей - Н. И. Демчинский, Ю. А. Колесникова и М. Г. Файнштейн, Инженеры-конструкторы - О. А. Сергеев и Т. А. Жарова. Станцию возвело СМУ-3 «Мосметростроя» под руководством К. Крюкова. Каширская (вместе с Каховской, Варшавской и Коломенской) стала последней классической хрущёвской «сороконожкой», в последующие годы типовой проект был изменён: расстояние между колоннами было увеличено и возросло разнообразие отделки стен вместо типовой керамической плитки.
В ходе реконструкции отделка станций претерпела большие изменения, их выполнили зеркальными. В западном зале (на фото) колонны теперь облицованы чёрным мрамором, а путевые стены - светлым. В восточном зале всё реализовано с точностью до наоборот.
54. В общем, ныне весь участок совершенно не похож на себя до реконструкции, дух хрущёвской «сороконожки» утерян. Кому-то это нравится, кому-то нет, но факт остаётся фактом.
55. Ещё один «стакан» перед действующим южным вестибюлем. Сколько я ни гадал - назначения так и не понял.
56. Выход в город.
57.
58. Сам наземный вестибюль отремонтировали, но существенных изменений тут не произошло.
59.
60. Кассы.
61. Вход.
62. Теперь спустимся и поглядим на восточный зал.
63. Почему не заклеили на время реконструкции участка плёнкой указатели на Замоскворецкую линию для меня загадка. Пока снимал, видел немало людей, терпеливо стоявших в ожидании поезда в сторону «Алма-Атинской» и «Ховрино», но поезд естественно не приходил.
64. Путевая стена восточного зала.
65. Временно недействующий путь в сторону станции «Коломенская».
66. И люди, ожидающие поезда, который сюда придёт в самом лучшем случае в мае.
67. Но люди, которые с 12 ноября 2022 года остались вообще без метро, конечно, были рады. А уж как были рады жители окрестностей «Варшавской», которая была закрыта на реконструкцию аж 26 октября 2019 года!
68. Обратите внимание, на указателе в центре зала заклеили плёнкой направление к северному вестибюлю. А вот с Замоскворецкой линией такого не сделали. И люди ждут поезда.
69. Ну да ладно. Вид на станцию с переходного мостика.
70. И сам мостик.
71. Спускаемся обратно в западный зал.
72. И едем дальше. Следующая станция - «Варшавская»!
73. Станция «Варшавская» - колонная трёхпролётная станция мелкого заложения (13 м) с одной островной платформой шириной 10 метров. Построена по типовому проекту с двумя рядами по 40 колонн с шагом 4 метра, отличительная особенность которых в том, что они имеют трапециевидные капители с расширением в месте примыкания к потолочным кессонам. До реконструкции четырёхугольные колонны станции были облицованы серо-жёлтым мрамором с голубыми вкраплениями, пол был покрыт серым гранитом и лабрадоритом, которые образовывали простой геометрический рисунок с асфальтовым покрытием по краям. В настоящее время колонны облицевали чёрным мрамором (по аналогии с западным залом «Каширской»).
74. Путевые стены были облицованы белой с голубым отливом ребристой английской керамической плиткой, именно на станции метро «Варшавская» такое архитектурное оформление было применено впервые в Московском метрополитене. Теперь путевые стены облицованы светлым мрамором. Как выглядела станция до реконструкции можно взглянуть на всё том же замечательном сайте
«Прогулки по метро».
75. Также на станции полностью заменили освещение.
76. Теперь от былой станции осталась только форма колонн, да 4 кованных металлических панно с изображениями различных архитектурных памятников Варшавы. Авторами всех изображений являются крупнейшие латвийские художники: Х. М. Рысин, А. Я. Лапинь и Д. Я. Бодниек. Архитекторы станции - Н. А. Алёшина и Н. К. Самойлова, инженер-конструктор - Л. Сачкова.
77.
78. Создатели новой системы освещения, как мне показалось, вдохновлялись оной на станции
«Кировский Завод» Кировско-Выборгской линии Петербургского метрополитена. Во всяком случае, сходство есть.
79. В общем, это теперь уже совсем другая станция. Жаль, что исторический облик теперь остался только на фотографиях.
80. Даже названия станции на путевых стенах выполнили курсивом, а не так как было раньше.
81. Давайте заглянем в западный вестибюль, ведущий в глубину района.
82. Здесь тоже всё реконструировали.
83. Но сам вестибюль, конечно же, остался тесным, типичным для станций-«сороконожек» хрущёвской эпохи.
84. Стены декорировали орнаментом с изображением деревьев.
85. А колонны - с изображением всё тех же видов Варшавы.
86. Идём обратно вниз.
87. Здесь тоже поставили пресловутые «стаканы» непонятного назначения.
88. Единственное, что зацепило лично меня - это светильники.
89.
90.
91. Немножко ч/б.
92. Под занавес рассказа покажу вам ещё второй (восточный) выход к Варшавскому шоссе и платформе Варшавская (Коломенское) Павелецкого направления (и когда-нибудь в светлом будущем МЦД-5).
93. Он столь же тесный, как и противоположный.
94. Но турникетов побольше, т.к. здесь и потоки значительнее.
95. А кассы и билетные автоматы вынесли за пределы вестибюля в подуличник, который тоже отремонтировали. Кстати, довольно неплохо.
96. Но и не без косяков (внимание на световую полосу на потолке).
97. Выход к торговому центру «Варшавский».
98.
99. На этом всё. Метро растёт!
Надеюсь, что вам было интересно. Спасибо за внимание и до скорых новых встреч. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!