Приветствую вас, дорогие читатели!
Продолжаю свой рассказ о поездке на майские праздники. В прошлый раз у нас был
Углич, а сегодня будет первая часть про Ростов Великий, который большей своей частью будет посвящён Ростовскому кремлю, а во второй части мы пройдёмся по улицам и осмотрим парочку окрестных монастырей, которыми так славен этот город. Но сначала немного о городе:
Ростов является одним из древнейших городов России, официальное летосчисление ведёт от 862 года. С X века Ростов являлся одним из центров Ростово-Суздальской земли. В XI веке город является центром всей северо-восточной Руси, в XII веке вторым по значению после Суздаля, а в начале XIII века входил во Владимиро-Суздальское княжество. В Ипатьевской летописи при описании событий 1151 года назван Ростовом Великим. В 1207-1474 годах - центр Ростовского княжества. В 1777 году получил статус уездного города. Ныне районный центр Ярославской области на берегу озера Неро, административный центр Ростовского района.
На территории Ростова имеется 326 памятников культуры, треть из которых являются памятниками федерального значения. В 1970 году Ростов был включён в список исторических городов РСФСР. В 1995 году музей-заповедник «Ростовский кремль» включён в свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. Ростов входит в список городов Золотого кольца России, куда изначально был включён Ю. А. Бычковым, придумавшим этот туристический маршрут. Давайте же осмотрим этот замечательный город. Как всегда рекомендую запастись чаем/кофе/чем покрепче и поехали!
1. Прогулку, как я уже говорил, мы начинаем от главной достопримечательности города - Ростовского кремля. Улица Каменный мост, вид на кремль.
2. Улица недавно была благоустроена, получилось довольно красиво. Вообще, забегая вперёд, скажу, что за город недавно взялись и всюду идут реставрации и реконструкции, которых очень не хватало долгие годы. Так что, если где-то сложится впечатление некоторой разрухи, то хочу сказать, что она есть, но эту проблему активно устраняют. Слева историческая застройка второй половины XVIII века: бывший дом Мельникова (1792), бывший дом Костроминых, Кожавкина, Конкова (1788) и бывший дом Агапитова (дом соборного притча), построенный на рубеже XVIII - XIX вв.
3. Святые ворота Соборной площади 1754-го года (справа) и Торговые ряды конца XIX века на заднем плане. Сам кремль строили в XVII веке как Ростовскую митрополию, то есть резиденцию для митрополита Ионы. Поэтому называть его кремлём формально не за что, каменные стены носили достаточно декоративный характер и не должны были служить для обороны города. Всего кремль имеет одиннадцать башен. Внутри находятся несколько соборов, среди которых выделяется Успенский с его четырёхглавой колокольней. Кремль также прославился тем, что именно здесь снимали эпизоды фильма Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию».
4. Соборная площадь и сам величественный Успенский собор. Современная кирпичная церковь была построена в 1508-1512 годах. Точной даты строительства источники не сохранили, потому исследователи предлагали различные датировки. Михаил Ильин присоединялся к мнению Николая Воронина, который связывал последнюю значительную перестройку с 1587 годом, с созданием Ростовской митрополии, которой руководил Варлаам, и необходимостью придать центральному собору митрополии подобающий вид. Принятая ныне датировка 1508-1512 гг. обоснована Александром Мельником и подтверждена косвенными летописными источниками. В декоративном оформлении кирпичного храма использованы резные белокаменные элементы предыдущих построек.
Предпринятое в конце XVII века митрополитом Ионой Сысоевичем поблизости с собором широкомасштабное строительство ростовского Архиерейского двора, затронуло некоторыми переделками и собор. В частности, главы приняли новую форму, с южной стороны храма было пристроено нарядное крыльцо-паперть, обращённое в сторону выхода из кремля и служившее для торжественного входа в храм митрополита, следующего из своей резиденции. После переноса центра епархии в Ярославль ростовские храмы без надлежащего ухода ветшали. Крупные работы по приведению их в порядок были выполнены в начале XIX века.
После революции 1917 года Успенский собор был передан в пользование общине, а впоследствии закрыт, но не был разрушен. 23 августа 1953 года мощный ураган сорвал купола и крыши многих храмов в центре города, в том числе и Успенского собора. После этого в Ростове начались масштабные реставрационные работы, которыми руководил Владимир Баниге. В процессе реставрации в облике собора были ликвидированы некоторые наслоения. В частности, невыразительная четырёхскатная кровля было заменена позакомарным покрытием, близким к оригинальному. Однако была сохранена луковичная форма глав времён митрополита Ионы, замену их на шлемовидную форму признали нецелесообразным, так это нарушало стилевое единство с комплексом кремля. В ходе реставрационных работ в соборе были произведены раскопки, которые позволили обнаружить в нижних ярусах белокаменную кладку XII века. В 1991 году собор и звонница были переданы Русской православной церкви.
В соборе покоятся многие правящие архиереи Ростово-Ярославские с XI по XVIII век, в том числе и Иона Сысоевич, митрополит, чьими заботами был создан архитектурный облик Ростова. У южной стены собора в приделе святителя Леонтия Ростовского под спудом находятся мощи святого Леонтия Ростовского, в юго-западном углу под спудом - мощи святого Феодора Ростовского. 20 декабря 2019 года над мощами святителя была установлена рака, изготовленная нижегородскими мастерами. Басма раки изготовлена из тонких серебряных пластин, в некоторых местах оклад покрыт позолотой.
5. Справа от собора стоит каменная надвратная пятиглавая церковь - храм Воскресения Христова. Он был возведён ок. 1670 г. вместе с фланкирующими ее северный фасад двумя крепостными башнями. Этим комплексом был великолепно оформлен главный вход в митрополичий двор - Святые ворота. Облик церкви Воскресения поражает и контрастным сочетанием сурового, почти лишенного украшений верха храма с нижней частью, в изобилии украшенной разнообразным кирпичным узорочьем, многоцветными изразцами, а также с большим живописным киотом. В завершении памятника использованы некоторые детали, заимствованные у стоящего напротив Успенского собора.
Нарядные наличники окон северного фасада, резной камень, изразцы, аркада галереи придают сооружению парадность. С трёх сторон церковь Воскресенья окружают галереи. Красочность галереи и ворот подчеркивается спокойной обработкой плоскостей стен и церкви. Внутренние стены храма полностью расписаны, включая иконостас, представляющий собой росписи по каменной предалтарной стене. Росписи стен выполнены в 1675 г. артелью ярославских и костромских мастеров, среди которых были знаменитые иконописцы из Костромы Гурий Никитин и Сила Савин. Росписи отличаются удивительной цветовой гаммой, превосходной передачей движения фигур в сочетании с декоративными орнаментами.
6. Грандиозная четырёхглавая звонница Успенского собора (1682-1687).
7. Пятиглавый собор сложен из кирпича, а цоколь и выступающие лопатки - из белого камня. Имеет многочисленные декоративные элементы: аркатурно-колончатые пояса, горизонтальные тяги-филёнки и др. Высота Собора с крестом достигает 60 м.
Архитектура во многом схожа с одноимённым собором Московского Кремля и тесно связана с традициями Владимиро-Суздальского зодчества. Пятиглавый храм расчленяется монументальными лопатками на три и четыре прясла, которые заканчиваются килевидными закомарами. Узкие окна, похожие на бойницы, расположены в два яруса, между ними посередине высоты проходит аркатурный пояс, придающий изящество и лёгкость монументальному сооружению. В этом пояске проявляется уже влияние московской архитектурной школы.
Главы расположены на высоких световых барабанах, также украшенных аркатурами и горизонтальными филёнками. В древности главы имели другую форму, но при возведении Ростовского кремля они были перестроены в стиле всего ансамбля. Кровля здания проходит по закомарам, первоначально она была выполнена из черепицы или лемеха, но сейчас заменена на жестяную на кружалах, повторяющую старую форму.
8. В летописях сохранились указания о каких-то живописных работах в 1589 году. В 1659 году роспись собора начала артель мастеров С. Дмитриева и Иосифа Владимирова. Работы тянулись долго и в 1669 году к ним подключились костромские мастера Гурий Никитин и Сила Савин. Пожар в 1671 году, поновление фресок в 1779 году и новая роспись в 1843 году уничтожили эти работы. При реставрации в 1950-х годах были обнаружены фрески XVII века, а в некоторых местах за иконостасом и более старые XVI века.
В нижней части стен, которая сохранилась от белокаменного храма, профессором Н. Н. Ворониным обнаружены фрагменты росписи XII века. Сохранился иконостас в стиле барокко, выполненный в 1730-1740-х годах. Аналогичный иконостас имеется в Горицком монастыре Переславля-Залесского. В настоящее время идёт реставрация внутреннего убранство.
9. Напротив Успенского собора с востока возвышается церковь Спаса на Торгу, или Спас Ружная. Она "вписана" в план Гостиного двора и называется так потому, что находилась среди торговых рядов, многие годы не имела прихожан, а источником её существования была "руга" - особый сбор, пожертвования. Впервые была построена из дерева в 1206 г. (по одним источникам) или в 1216 г. (по другим). Во время польско-литовского нашествия разграблена и сожжена до основания. Около 40 лет это место пустовало. В 1654 году в июле в Ростове началась "моровая язва", такая сильная, что много людей умирало, и живые не успевали хоронить мёртвых. Не зная, как бороться с эпидемией, ростовцы на денежные сборы построили на этом месте деревянный храм, в сильный пожар 1671 года опять сгоревший до основания.
Дошедшая до нашего времени церковь Спаса на Торгу построена на этом же месте на средства горожан в 1685-1690 годах, когда митрополитом был Иона Сысоевич. Легко заметить сходство этого памятника с ионинскими храмами Ростовского кремля. Он бесстолпный, на подклете, главный куб, перекрытый сомкнутым сводом, увенчан пятиглавием. Сейчас восстановлено первоначальное покрытие храма. В декоративном оформлении фасадов видны те же мотивы, что и на памятниках кремля, - аркатурный пояс такого же рисунка, наличники из тёсанного камня, ширинки и другое. Несмотря на то, что памятник утратил многое: разобрана колокольня, закрашены фрески, - он удачно гармонирует с архитектурой кремлёвского ансамбля, дополняет её. Правило, которого придерживались в прошлом - строить церковь на месте разрушившейся - позволяет довольно точно установить, где был 750 лет назад центр Ростова. В последние годы 20 века храм использовался под городскую библиотеку. В результате обветшал с наружи и опустел внутри. Недавно церковь стала использоваться под воскресную школу для маленьких детей.
В настоящее время идёт реставрация торговых рядов, которая, как я понял, затронет и храм.
10. Улица 50 лет Октября (куда ж без него!), дореволюционного названия, судя по всему, не имела, т.к. на
карте 1913 года в этом месте вообще нет улицы. Справа - Емельяновский торговый ряд. 1780-1798, архитектор Левенгаген. Перестроен в XIX в. губернским архитектором Н.Я Паньковым. Слева - лавки 1831 года.
11. Вид на восток. А теперь возвращаемся в кремль.
12. И через Святые ворота идём в платную, музейную часть.
13. Красная палата и храм Иоанна Богослова. Первая представляет из себя комплекс Государских хором (70-80-е гг. XVII в.) Здание отличается живописной компоновкой объемов, каждый из которых завершен особой крутой кровлей. Еще большую живописность Государским хоромам придает великолепное крыльцо, увенчанное двумя шатрами. Нынешний облик Красная палата получила после капитальной реставрации, проведенной в 1960-х гг.
Храм Иоанна Богослова поставлен на высоком подклете, с трёх сторон окружён галереей. Барабаны пятиглавия (средний световой, боковые - глухие) сделаны выше и поставлены теснее, чем у второй надвратной церкви Ростовского кремля - Воскресенской.
В подклете церкви сделан коленчатый в плане проезд. Каждый фасад расчленён лопатками на три части и завершён тремя щипцами-фронтонами. На западном фасаде в среднем членении сделан большой киот для фресковой иконы. Четверик опоясан аркатурным поясом, окна устроены в неглубоких нишах. На апсидах алтаря окна оформлены нарядными наличниками. В церковь ведёт лестница с входом с восточного фасада через двухарочное крыльцо на столбах.
С запада церковь фланкирована двумя круглыми башнями с фигурными кубовыми покрытиями. Рядом с церковью на кремлёвской стене расположена небольшая звонница.
«Интерьер церкви Иоанна Богослова типичен для церквей Ионы Сысоевича, - пишет В. С. Баниге. - Светлое бесстолпное пространство, квадратный план, крестчатые своды, каменная алтарная стена без иконостаса, золоченые портики-кивории у царских врат и в алтаре у горнего места. Весь интерьер храма и стены галерей сплошь расписаны фресками. До середины XIX века роспись покрывала и своды галерей. На алтарной стене помечена дата „надписания“ церкви - 1683».
Живопись расположена в шести поясах. В двух верхних изображены события из Евангелия, в третьем, четвёртом и пятом - эпизоды жития Авраамия Ростовского, в шестом (нижнем) - житие Иоанна Богослова.
14. Храм иконы Божией Матери «Одигитрия». Построен в 1693 году в стиле московского барокко. Последнее по времени самостоятельное сооружение Архиерейского двора. Церковь прямоугольная в плане (вытянута с востока на запад) и двухэтажная. Лишь верхний этаж использовался как церковь. По периметру второго этажа проходит открытый балкон, что существенным образом отличает церковь Одигитрии от других храмов Ростова, в которых обустроены галереи. Внешние стены раскрашены под так называемый бриллиантовый руст, издали создающим ощущение рельефа. Раскраска была произведена много позже строительства церкви.
Интерьер церкви существенно отличается от других ростовских зданий. На сводах и стенах церкви Одигитрии выполнено в общей сложности 20 лепных картушей необычной формы. Сразу после постройки картуши были расписаны. Ко второй половине XIX века, когда ростовский Архиерейский двор пребывал в упадке, состояние росписей существенно ухудшилось, и в 1912 году, к приезду Николая II в Ростов, они были поновлены. Затем, между 1920 и 1950 годами, стены церкви вместе с картушами были побелены, и росписи, соответственно, сильно повреждены. В 2001-2003 годах они были открыты, проведена их реставрация.
15. Здание Судного приказа (XVII век).
16. А теперь виды со смотровой площадки Водяной башни. Надвратная церковь Воскресения Христова и Успенский собор.
17. Митрополичий двор.
18. На переднем плане - бывший магистрат (начало XIX века), бывший дом Сорогина (конец XVIII века) и здание бывшей женской гимназии, судя по всему, тех же времён. На заднем плане восстанавливаемый Богородице-Рождественский монастырь. Основан в XIV веке святым архиепископом Феодором, племянником преподобного Сергия Радонежского. До XVII века все постройки монастыря были деревянными. Начало каменного строительства относится к концу XVII века, когда митрополитом был Иона Сысоевич. Первая каменная церковь построена во имя Рождества Богородицы, это обширное двухэтажное здание помимо мест для молений имеет просторную трапезную.
Многочисленные переделки и утраты (разобрана колокольня, разрушилось пятиглавие надвратной церкви Тихвинской Божией Матери -- середина XIX века, сохранность башен и стен частична) исказили памятник. Но и в дошедших до нас общих архитектурных формах он даёт понятие о художественном вкусе эпохи и наличие талантливых зодчих в Ростове. Есть предположение, что церкви Рождества и Спаса на Торгу строили те же мастера, что и кремлёвские храмы.
В конце XX века здание Рождественского монастыря передано Русской Православной Церкви, ныне является действующим.
Слева в кадре - надвратная церковь Тихвинской иконы Божией Матери (не позднее 1850), справа в лесах - церковь Рождества Пресвятой Богородицы (не позднее 1670). Ещё правее - отдельно стоящий храм Николая Чудотворца на Подозерке. Каменная двухпрестольная церковь, построена в 1745 году на средства прихожан вместо старой деревянной. Основной объём храма - двухсветный одноглавый четверик с трапезной и ярусной колокольней. Придел Скорбященский. В 1930-х годах закрыта, сломаны завершения и колокольня. В 1998 году возвращена верующим, восстановлена в прежних формах. И, конечно же, всё это стоит рядом с берегом красивейшего местного озера Неро.
19. Тихвинская церковь и улица с необычным названием Советская (до революции Рожденственская) площадь. Необычное именно тем, что улица называется площадью.
20. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
21. Храм Николая Чудотворца на Подозерке.
22. Храм Спаса Нерукотворного Образа на Сенях на территории кремля. Церковь Спаса Нерукотворного образа (позже - Спаса на сенях) - главный храм Ростовского Архиерейского дома, построенный в 1675 году по заказу ростовского митрополита Ионы и входящий вместе со зданиями Митрополичих хором и трапезной в комплекс парадных построек Ростовского кремля. Церковь строится за митрополичьими хоромами.
В нижнем этаже комплекса располагались хлебня и другие хозяйственные службы, а в верхней - собственно церковь Спаса, большая столовая палата, сени между ними, а также разобранные в 1778 г. отдаточные палаты, примыкавшие к северному фасаду здания. Церковь Спаса являлась домашним храмом митрополита Ионы. Ее стройный объем, увенчанный золоченой главой на барабане несколько усложненной формы, господствует над окружающей застройкой. Восьмискатное покрытие, соответствующее крещатому своду храма, явно навеяно зодчеством XVI в. У ростовского Успенского собора взяты наиболее заметные детали убранства: аркатурно-колончатый пояс, фриз из пятиугольных ниш апсид. Причем все они, включая и богатые наличники, сконцентрированы в нижней части храма. Верх же его столь же строг, как и у надвратной церкви Воскресения.
Церковь имеет уникальный интерьер, в котором наиболее ярко выражены архитектурные особенности храмов Ростовской митрополии. Стены храма украшает роспись, исполненная в 1675 году ярославскими мастерами.
23.
24. Торговые ряды и храм Спаса Всемилостивого на Торгу.
25.
26. Церковь Григория Богослова в Митрополичьем саду. Была построена в 1670-х годах, одновременно с остальным комплексом, на территории Митрополичьего сада, но с переходом, соединяющим церковь с Архиерейским двором. В XVI веке на месте этого храма находились палаты Григорьевского монастыря, упраздненного в XVII веке при строительстве нового Архиерейского двора. Новая церковь была построена точно на старом фундаменте, и замечательно вписалась в общую панораму кремля. Первоначальное внутреннее убранство храма погибло при пожаре1730 года, было восстановлено через десять лет, нынешнее же было сделано в 1880-х годах при реставрации.
27. Вид вдаль на Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь. Там мы ещё побываем отдельно.
28. Житья на кладовых палатах (1670-е - 1680-е гг.)
29. Поварня и приспешня (Княжьи терема), 1670-е - 1680-е гг.
30.
31. Дровяная башня.
32. Гостиница "Дом на погребах" в комплексе Ростовского кремля. Здание было начато при митрополите Ионе Сысоевиче в 70-80 годы XVII века и ранее выполняло различные функции, от хозяйственных до жилых. Гостиница с 1971 г.
33. Красота!
34.
35.
36. Митрополичий двор очень фотогеничный.
37. Красные палаты.
38. Митрополичий сад и церковь Григория Богослова.
39.
40.
41. Крыльцо палат.
42. Очень красиво!
43.
44. А теперь поднимемся на галереи крепостных стен и посмотрим внутреннее убранство. Очень красивые росписи.
45.
46.
47. Вид с галереи.
48. Убранство церкви Иоанна Богослова.
49.
50.
51. Храм Спаса Нерукотворного Образа на Сенях.
52.
53.
54. И выходим в город. Соборная площадь.
55.
56.
57. Улица Карла Маркса (бывшая Вознесенская). Практически вся застройка здесь принадлежала местному купцу Емельянову, в этих домах располагались лавки, а построены они были на рубеже XVIII - XIX вв.
58. Пешеходная улица Маршала Алексеева. Справа бывшие торговые ряды (дом Хлебниковых), слева бывший магазин Иванова, ныне гостиницы. Построены в XVIII - XIX вв.
И на этом пока закончу. А продолжение читайте во второй части, которая выйдет уже скоро. Надеюсь, что было интересно и познавательно. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!