Приветствую вас, дорогие читатели!
Сегодня решил, что после весны было бы неплохо окунуться в золотую осень. В начале октября, когда стояли тёплые погожие дни, а листва на деревьях сводила с ума буйством своих оттенков, мы со старым другом решили прогуляться в Сокольники, попить пивка и отснять местную трамвайную линию и окружающее великолепие пылающей яркими красками природы. Единственной ложкой дёгтя в бочке с мёдом было то, что тогда из-за многочисленных ремонтов трамвайных путей машин на улицах было меньше, чем обычно, но я считаю, что прогулка в любом случае удалась и сегодня хочу поделиться ей с вами, а заодно занести себе в актив ещё одну отснятую трамвайную линию.
1. Начнём нашу прогулку с кольца «Сокольническая застава», расположенного рядом с одноимённой площадью и станцией метро «Сокольники». Кажется, это была последняя Татра, которую я снял в 2021-м году. Вскоре после этой прогулки я заболел, а когда выздоровел, то мне было несколько не до трамваев, много дел скопилось, а в ноябре Татры сняли с пассажирской эксплуатации на московских маршрутах. Собственно здесь они ходили только на 45-м маршруте, а наш путь лежал в противоположную сторону от него.
2. В 1875-м году в район Сокольнической (тогда Сокольничьей) заставы пришла линия конки, связав это место массовых гуляний с центром города и вокзалами. Это была так называемая Сретенско-Сокольничья (Сокольники - Рязанский вокзал - Сухарева башня - Сретенка - Ильинские ворота) линия протяженностью 6,51 км. В 80-х годах XIX века от Сокольников была построена линия конки в дачное село Богородское (село Богородское - Сокольники - Рязанский вокзал - Земляной вал - Ильинские ворота) протяженностью 9,88 км. В феврале 1905-го года линию конки по Краснопрудной улице и Стромынке меняет электрический трамвай, линия по Стромынке продлевается в сторону Преображенки до Боевской богадельни. Тогда же появляется кольцо Сокольническая (тогда Сокольничья) застава. Оно располагалось чуть западнее нынешнего. Линия же в Богородское до 1912-го года оставалась конной.
Действующая трасса по 2-му Полевому переулку и существующее трамвайное кольцо у заставы были открыты весной 1953 года. А сам район, который на протяжении десятилетий сохранял свой дачный и патриархальный облик, в 1970-90-х годах был подвергнут безжалостной реконструкции, и к настоящему времени от старых Сокольников практически ничего не осталось. Нынешнее кольцо является одним из двух в Москве, где движение осуществляется по часовой стрелке (другое находится на 3-й Владимирской улице). Сейчас на кольце оборачиваются маршруты № 25 - Сокольническая застава - Останкино и № 45 - Сокольническая застава - Новоконная площадь. Также транзитом кольцо проследуют маршруты (в зависимости от направления) № 4п (правый) и № 4л (левый), которые следуют до метро «Бульвар Рокоссовского» в разных направлениях. На кольце два приёмно-отправных пути: левый (внешний) используется маршрутом № 25, правый (внутренний) - маршрутом 45. Но бывают и исключения (как на 1-й фотографии).
Слева в кадре - расположенный внутри кольца Дом молодёжи «Сокольники». Он был построен в 1912-м году как театр-варьете «Тиволи». Здесь, как писали журналисты того времени, «буквально царила музыка». Частыми гостями театра «Тиволи» были артисты МХТ и Малого театра. Здание дважды перестраивалось - в 1926 г. и в 1970-е гг. Позже здесь располагались кинотеатр «Луч» и Сокольнический райком ВЛКСМ. В кинотеатре 7 ноября 1920 г. выступал Ленин в связи с третьей годовщиной Октябрьской революции. В январе 1987 г. в здании был организован Университет марксизма-ленинизма. После августовского путча 1991 г. здесь разместилась Московская городская биржа труда. Одно из немногих зданий, которые сохранились здесь со времён старых Сокольников.
3. В 1906-1907 гг. кольцо являлось конечной для маршрута № 5, который вначале ходил до Сухаревской площади, затем был продлён до Лубянской, а затем и вовсе до Арбатских ворот. В 1908-м году его перенесли на Стромынку и продлили до Преображенской заставы. О дальнейших перипетиях его судьбы можно узнать
здесь. В 1907-м году сюда приходит маршрут № 6 (Петровский парк - Сокольническая застава), который просуществует здесь (с коротким перерывом в 1919-м году) до 1929-го года, будет отменён, а в 1931-м возрождён уже до Преображенки. Более подробно о нём можно почитать
здесь. Также до 1912-го года здесь была конечная конки до Богородского.
В 1909-м году здесь появляется маршрут № 10 (Сокольническая застава - Серпуховская площадь), который в 1910-м переносится к Преображенке, но уже в 1911-м возвращается с продлением до Калужской площади. С некоторыми перерывами он просуществует до 1919-го года, а позже будет возрождён уже до Преображенки (подробнее
здесь). В 1912-м году с переводом линии в Богородское на электрическую тягу здесь появляется маршрут № 20 (Сокольническая застава - Богородское). В 1929-м он будет продлён до Таганской площади, а в 1933-м до Угрешки, но сокращён до Сокольников, которые вновь станут для него из транзитной остановки конечной. Но уже в 1934-м он будет сокращён и более сюда не вернётся (подробнее
здесь).
Некоторое время (1913-1914 гг. и 1916-1919 гг.) здесь также была конечная маршрута № 29, который затем сюда более не возвращался (подробнее
здесь). В 1919-м здесь появляется маршрут № 4 (предтеча нынешних 4п и 4л), только тогда он связывал Сокольники с Дорогомиловской заставой. С тех пор он многократно менял свои конечные, но в итоге так и остался в этих краях, став с 1992-го года кольцевым (более подробно
здесь).
4. В 1937-м году кольцо становится конечной для маршрута № 8 (Сокольническая застава - Метрогородок). В таком виде маршрут просуществует до 1956-го года, когда будет отменён, а затем возрождён уже в другом месте (более подробно
здесь). Также с 1937-го до 1956-й год здесь существовал маршрут СК (Сокольническое кольцо), в разное время менявшийся, но неизменно имевший конечную здесь (более подробно
тут). В 1944-м году в Сокольниках появляется маршрут № 45 до Новоконной площади, который ходит и по сей день (подробнее
здесь).
С 1954-го по 1957-й Сокольническая застава становится конечной для маршрута № 43, который, впрочем, ранее проследовал здесь транзитом в Богородское. Затем он был переведён к метро «Семёновская» (подробнее
тут). В 1960-м сюда приходит маршрут № 13, который стал ходить сначала до Метрогородка, а затем, с 1964-го года до Детского санатория и этим маршрутом он проходит до 2015-го, когда его переведут на Стромынку и Русаковскую и продлят до кольца «Каланчёвская» (подробнее
здесь).
В 2005-м году здесь появляется маршрут № 7к (Сокольническая застава - улица Подбельского), в 2007-м его перенумеровывают в 33-й. В таком виде он просуществует до 11 сентября 2017-го года, когда будет отменён (подробнее
здесь). В феврале 2015-го с закрытием на реконструкцию станции метро «Бауманская», был введён временный маршрут Б Курский вокзал - Сокольническая застава мимо закрытой станции метро. Но в итоге временное стало постоянным и маршрут Б, спустя более, чем полвека вновь бороздил московские улицы до 27.08.2021, когда закрыли на реконструкцию
Сыромятнический тоннель. Ну и, наконец, последним из существующих маршрутов с 1 сентября 2013 года здесь был введён 25-й, который стал своего рода реинкарнацией маршрута № 10, действовавшему на этой линии до 1972-го года (перипетии истории 25-го маршрута можно изучить
здесь).
5. Трамвай 25-го маршрута как раз заходит на кольцо со стороны улицы Олений Вал, куда мы сейчас направимся.
6. 2-й Полевой переулок. Прямо с кольца линия идёт к треугольнику путей на Стромынке. Через неё проходят транзитом кольцо трамваи 4п и 4л.
7. Начало улицы Олений Вал. Улица возникла на участке Камер-Коллежского вала, примыкавшем к Оленьей роще. До 7 июня 1922 года носила название Олений Камер-Коллежский Вал.
8. Как я уже упоминал выше, линия конно-железной дороги Богородское была построена в восьмидесятых годах XIX века, а в 1912 году на смену конке пришёл электрический трамвай. Но тогда линия пролегала по идущему параллельно Богородскому шоссе, где со временем многократно вырос трафик. И тогда, в 1952 году было начато сооружение обхода, чтобы разгрузить Богородское шоссе от трамваев. 24 мая 1953 года обходная линия была пущена по улицам Олений вал, Большой Оленьей и Большой Ширяевской. Тогда же было введено в строй и существующее кольцо. Трамвайная линия по всем упомянутым улицам идёт по выделенке.
9. Взгляд назад. 25-й поворачивает на Олений Вал.
10. Сооружение выделенки положительно сказалось не только на движению по Богородскому шоссе, но и сделало трамвайную линию более уютной и привлекательной. Вся линия пролегает на лоне природы и ехать по ней (а также и гулять) одно удовольствие.
11.
12. Следует отметить тот факт, что улица Олений Вал не вполне сквозная. Она пролегает от площади Сокольническая Застава до Русаковской набережной, проходя мимо Егерского пруда до улицы Короленко и далее. Но упирается она в улицу Короленко в одном месте, а продолжается за ней несколько в другом. Нумерация домов по улица хаотична. Впрочем, домов мы с вами почти не увидим.
13. Трамвай маршрута 4 (правый).
14. Остановка «Охотничья улица».
15. Взгляд назад. Трамвай разметает осеннюю листву.
16. Охотничья улица получила своё название в 1913 году по располагавшейся здесь в XVII веке слободе царских ловчих (охотников).
17. Улица Олений Вал за Охотничьей уходит вправо, а мы идём вдоль Богородского шоссе. Шикарный дуб.
18. Перекрёсток с улицей Короленко. Улица была образована в 1925 году из бывшей Ермаковской улицы и Пеликановского шоссе. Названа в честь писателя, публициста и общественного деятеля Владимира Короленко. До этого часть улицы - Ермаковская - носила имя фабриканта-благотворителя Флора Яковлевича Ермакова, на средства которого был построен дом призрения, ставший позднее больницей имени В. Г. Короленко.
19.
20. Остановка «Улица Короленко».
21. Далее трамвай вновь уходит в сторону от исторической трассы по Богородскому шоссе и ныряет в природную зону.
22. Очень живописная кривая. Здесь по какой-то причине пришлось дежурить в ожидании трамваев около получаса.
23. Наконец, со стороны Останкино прикатил красавец-Витязь.
24.
25. Вышли на Большую Оленью улицу. Здесь я решил сделать маленькое лирическое отступление и показать окрестные осенние красоты. Верхний Олений (также Верхний Лебяжий) пруд - один из пяти Оленьих прудов, которые расположены в пойме маловодного Оленьего ручья. На Верхнем пруду есть островок. Сам водоем довольно сильно зарос. Лебяжий - альтернативное название, отображаемое на некоторых картах. Здесь жил и был убит лебедь Борька.
26. Пруды сообщаются между собой верховыми переливами. Общая площадь прудов 3,7 га. Средняя глубина 2,5 м. Питание за счёт грунтовых и поверхностных вод, а также из водопровода. Берега пологие, укреплены железобетонными плитами. Дно песчаное. Используются для купания и отдыха. Название Оленьи пруды происходит от гидронима Олений ручей; оба связаны с местами, где устраивались царские охоты при царе Алексее Михайловиче.
27. А вот расположенный с противоположной стороны трамвайной линии Большой Олений пруд. Очень красивое место.
28. Золотая осень это прекрасно!
29. Возвращаемся на линию.
30. Остановка «Майский просек» (по требованию).
31.
32. Взгляд назад. Трамваи у остановки «Майский просек».
33.
34. Остановка «Большая Оленья улица», она расположена на перекрёстке с Большой Ширяевской улицей и Малым Оленьим переулком.
35. Ещё один общий вид Большой Оленьей улицы.
36. И поворачиваем на Большую Ширяевскую. Здесь, благодаря обилию клёнов, расположена, пожалуй, самая красивая точка для съёмок трамваев осенью. Популярность точки вы оцените чуть позже. Сама улица названа в XIX веке по Ширяеву полю, на территории которого расположена улица. А само поле было названо, по преданию, по кличке сокола царя Алексея Михайловича - Ширяй, с которым он любил охотиться здесь, в Сокольниках. Определение Большая отличает улицу от Малой Ширяевской, расположенной перпендикулярно к Большой.
37. Взгляд назад к Большой Оленьей улице.
38. Внезапно стали появляться в большом количестве девочки и мальчики в основном азиатской внешности. Как потом выяснил мой товарищ у двух наиболее миловидных особ - вьетнамские студенты из Нижнего Новгорода! Вы только вдумайтесь. Они приехали из Нижнего Новгорода в Москву, чтобы устраивать осенние фотосессии на трамвайных путях в Сокольниках! Некоторые из них периодически очень мешали. С той оговоркой, что наши новые миловидные знакомые в их число не входили и без проблем отходили из кадра, когда мы просили и вообще были предельно милы.
39. Но чтобы сделать кадр без людей приходилось попотеть.
40. Мы даже успели прилично так захмелеть за время съёмки, потому что приходилось долго ловить момент.
41. Несколько фото с людьми я всё же оставлю для истории.
42. Этот трамвай, видимо, следовал в депо. Вообще 7-й маршрут здесь не ходит.
43. Когда два трамвая шли навстречу друг другу - все разбегались, а вожатые отчаянно сигналили. Чую, что в те погожие дни им пришлось нелегко на этом участке.
44. 4-й левый и 25-й.
45. А теперь оцените весь масштаб. И это ещё не все в кадр попали.
46.
47. 4-й левый...
48. И 4-й правый.
49. Костры из клёнов. Рябин там, к сожалению, не было.
50.
51. Наши новые вьетнамско-нижегородские подружки подошли к фотосессии серьёзно, даже штатив принесли.
52. Создание шедевра. Лиц, уж простите, выкладывать не буду. На это они мне согласия не давали.
53. Пора двигаться дальше.
54. Взгляд назад.
55. Подъём линии к Богородскому шоссе в телевик.
56. И без телевика.
57. Жаль, что золотая осень так скоротечна.
58. Взгляд назад. Вдали опять тусовка собралась. На одной из фотографий я одновременно насчитал в кадре одновременно человек 30. Но она всё равно не вышла, так что выкладывать не буду.
59. Выходим к Богородскому шоссе. Остановка «Большая Ширяевская улица» (по требованию). Даже здесь шли фотосессии. И, что характерно, многие девушки тоже были азиатской внешности. То ли тоже вьетнамки, то ли китаянки.
60. Ещё одна 7-ка. Видимо, тоже в депо. Или в объезд из-за какого-нибудь ДТП.
61. Эх, красота! Жаль, что после этого я заболел и последние тёплые, солнечные дни золотой осени 2021-го видел только из окна. А как полегчало, так вдарили дожди и холодина.
62. Потихонечку начинало вечереть.
63. Общий вид назад на "лесной" участок линии.
64. И выходим на Богородское шоссе. Трасса возвращается на свой исторический участок, который сохранился с конца XIX века.
65. Кадр без машин. Но, к сожалению, и без трамваев. Их чего-то долго не было.
66. Взгляд назад. Историческая трасса когда-то шла прямо.
67. Приближаемся к перекрёстку Богородского шоссе и проспекта Ветеранов.
68.
69. Богородское шоссе уходит налево, направо - проспект Ветеранов. На заднем плане - бизнес-центр «Красный богатырь», он же бывший знаменитый одноимённый завод, выпускавший резиновую и резино-текстильную обувь (сапожки, сапоги, галоши, боты и другие виды), формовые и неформовые изделия.
Предприятие было создано в 1887 году как Московское товарищество резиновой мануфактуры в селе Богородском, в 1910 году компания была преобразована в акционерное Общество производства и торговли резиновыми изделиями «Богатырь». Главный корпус завода построен по проекту архитектора Г. А. Гельриха и заявлен как памятник архитектуры. Предприятие, у истоков которого стояли банкир Л. С. Поляков и предприниматель Б. А. Гивартовский, было широко известно - держателями его акций была императорская семья. Председателем правления общества «Богатырь» был известный банкир, действительный статский советник, чиновник особых поручений Министерства финансов Российской империи граф В. С. Татищев.
После Октябрьской революции, в 1918 году, предприятие национализировали и переименовали в Государственный завод резиновой промышленности № 2 «Богатырь». В 1923 году завод назван «Красным богатырём». С 1927 года организовано конвейерное производство, в 1971 году завод был награждён орденом Ленина. Вплоть до конца 1980-х годов предприятие процветало, производство расширялось, использовались новая техника, методы, материалы. Моделировались и выпускались разные виды резиновой обуви. В 1990-е годы производство стало стабильно сокращаться, а в середине 2000-х годов было полностью остановлено.
70. Повернули налево. Здесь у остановки «Ростокинский проезд» расположен трамвайный треугольник. Вправо уходит линия по Богородскому шоссе в Богородское и далее, а также по Краснобогатырской улице и в сторону Преображенки, влево по Ростокинскому проезду в сторону ВДНХ и
Останкино.
71. Взгляд назад. Проспект Ветеранов. Участок Проектируемого проезда № 1889 от реки Яузы до Богородского шоссе получил это название в мае 2016 года. Оно связано с расположением магистрали рядом с Центральным военным клиническим госпиталем им. П. В. Мандрыка. Переименование было предложено в честь участников Великой Отечественной войны и связано с празднованием 75-летия начала контрнаступления советских войск под Москвой.
Представляет собой крупную магистраль, имеет по четыре полосы движения в каждую сторону. Начинается от Яузы у Оленьего моста и Русаковской набережной, проходит на северо-запад, слева к нему примыкает Большая Оленья улица. Выходит на Богородского шоссе. Слева расположен Военный госпиталь № 2 им. П. В. Мандрыка. Проспект построен в середине 1990-х годов, открыт в конце 1990-х годов. Излишняя ширина проезжей части (8 полос) объясняется тем, что планировалось в дальнейшем продлить проспект до Краснобогатырской улицы, и включить в состав нереализованной Северной рокады.
72. Взгляд назад с Ростокинского проезда. 11-й маршрут пришёл на линию с Краснобогатырской. На этом мы решили трамвайную фотосессию завершать, а участок отсюда до ВДНХ я как-нибудь обязательно тоже отсниму.
73. Бонусом - закат на ВДНХ.
74.
75.
На этом всё. Надеюсь, что было интересно и красиво. Спасибо за внимание и до скорых новых встреч. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!