Осенняя прогулка в Лыткарино. Часть 1-я

Apr 12, 2021 15:52

Приветствую вас, дорогие читатели!

Сегодня мне хотелось бы начать повествование о походе, предпринятом нами со Стасом тёплым осенним субботним днём 24 октября прошлого года. В тот день мы решили выбраться в область, а именно погулять по Лыткаринской ветке и прошли в итоге от платформы Панки, что в Люберцах до самого города Лыткарино. Несмотря на то, что дальше мы не пошли, потому что стемнело и начал накрапывать дождик, фотографий всё равно получилось много, поэтому рассказ я разобью на две части и эта будет первой. Давайте гулять!

1. Начали мы с того, что сели в электричку на платформе Выхино и доехали до платформы Панки́ (да, именно Панки́, а не Па́нки). Это остановочный пункт Рязанского направления Московской железной дороги в городе Люберцы Московской области. Находится в границах станции Люберцы I. Ранее являлись отдельной узловой станцией. Станция была названа в 1929 году по деревне Панки. Прежнее название: Платформа 22 версты. При электрификации линии у платформы Панки в 1933-1935 годах сооружено электродепо Панки, первое электродепо на участке Москва-Раменское.

Впоследствии была крупной промышленной станцией. Вблизи станции Панки в посёлке Томилино размещено производство Московского вертолётного завода имени М. Л. Миля. В районе остановочного пункта заканчивается четырёхзначная светофорная автоблокировка на 3 и 4 путях, на 1 и 2 путях продолжается до Раменского.



2. Платформа Панки.


3. Как уже говорилось, она расположена в границах станции Люберцы I, которая является узловой. Здесь единое Казанско-Рязанское направление МЖД расходится в разные стороны уже как отдельные Казанское (станция Люберцы II) и Рязанское (Панки). До 1997 года существовало также пассажирское движение пригородных поездов от станции Панки (с отдельного пути) по соединительной ветви на линию Люберцы II - Дзержинская. В настоящее время оно прекращено, а соединительная ветвь с тупиковым путём, по которой от станции следовали электропоезда, разобрана, на указанной линии остаётся только грузовое движение. Эта-то бывшая грузо-пассажирская, а ныне только грузовая линия нас в данном случае и интересовала.


4. Но сначала, по пути к этой ветви мы немного прогулялись по окрестным дворикам, они очень милые и уютные.


5. Эти дворы носят название микрорайон Панки. Именно здесь раньше располагалась деревня, а затем рабочий посёлок с этим названием, вошедший в 1934-м году в состав города Люберцы.


6. Посмотрите как мило!


7. Дворовая голубятня.


8. Как же хорошо, что совсем рядом с Москвой ещё существуют такие уголки! Хотя, в плане градостроительной политики областные власти не сильно отстают от Сергей Семёныча.


9. А вот мы и вышли к путям. Вид с Хлебозаводского путепровода. Это самое сердце развязки двух направлений. Эти (но не единственные) пути проходят под насыпью Рязанского направления и соединяют станцию Люберцы I и Люберцы II. А вдали влево как раз отходит ветвь в Дзержинский, которая имеет множество подъездных путей, в том числе ответвление в Лыткарино. Вообще здесь столько всего "вкусного" и интересного, что нужно, наверное, не меньше недели, чтобы обойти всё. Так что туда мы ещё обязательно вернёмся.


10. Вид в сторону станции Люберцы II. Сверху - Рязанское направление.


11. Мы решили не спускаться с путепровода, а немного обойти и заодно осмотреть один из кустов подъездных путей поблизости. Переезд на Хлебозаводской улице. Подъездные пути Федерального государственного казенного учреждения Комбинат "Искровец" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу (Росрезерва).


12. Вид в обратную сторону. Влево отходит подъездной путь ОАО Фирма «Рубин», которая с 1939-го года производит винную продукцию.


13. Ещё один вид на переезд.


14. Основной путь продолжается посередине. Вправо ответвляется путь на Люберецкий хлебокомбинат. Судя по всему, неиспользуемый.


15. Ветвь делает крутой поворот влево.


16. Вправо - подъездной путь ООО «Русское Поле Трейдинг», которое занимается производством и продажей консервированных овощей и фруктов под известной торговой маркой «Дядя Ваня». Влево, если я не ошибаюсь, на Люберецкий мясоперерабатывающий комбинат.


17. Взгляд назад.


18. А вот мы уже выходим к ветке на Дзержинский. Она электрифицирована.


Тут, чтобы не изобретать велосипед, я хочу сделать отступление и процитировать довольно старую, но не от того не менее занимательную статью сайта "Московские железки" об истории этой ветви (далее курсивом):

Предыстория. Железнодорожная ветка от станции «Панки» Казанского направления Московской железной дороги, еще совсем недавно являвшаяся полноценной частью московской системы пригородного сообщения, уже успела стать «живой легендой», наравне с разобранными участками Мытищи-Пирогово и Бескудниково-Лосиноостровская. Вся инфраструктура ветки, а заодно и удобство ее бывших пассажиров, в одночасье пали жертвой программы МПС по закрытию «малодеятельных» линий. Быть может, с экономической точки зрения такой шаг действительно был оправдан, но это ни в коей мере не уменьшает досады от выброшенного на ветер человеческого труда и целой части транспортной истории подмосковного региона. В отличие от своих печально «знаменитых» аналогов, данная ветка по состоянию на 2003 год еще не была окончательно разобрана. Это обстоятельство и подстегнуло наш интерес к этому железнодорожному району, вдобавок летнее время благоприятствовало поездкам за город. Так и появилась идея нашего пятого похода, ставшего первым походом по московским «железкам» вне границ Москвы (сам поход можно посмотреть на сайте по ссылке выше - прим. моё).

Описание линии и немного ее истории. Юго-восточные пригороды Москвы издавна являлись известным индустриальным регионом. В этих местах сосредотачивалась самая разнообразная промышленность, причем именно вокруг заводов и фабрик возникали жилые поселки, постепенно превратившиеся в небольшие города. Один из таких подчеркнуто «заводских» городов - Угреш, в советские годы переименованный в честь коммунистического деятеля Феликса Дзержинского. Имевшие место в последние годы переименования по странной причуде не коснулись этих мест, благодаря чему внешне здесь сохранился заповедник коммунизма (г. Дзержинский, Дзержинское шоссе, улица Ленина, Советская улица и пр.).

Как и полагалось когда-то серьезным промышленным объектам, предприятия города были соединены с железнодорожной сетью. Ближайшими станциями являются «Люберцы-I», «Панки» и «Люберцы-II», благодаря чему город был соединен с последней из них железнодорожной веткой. С учетом основного грузового назначения ветки на ней имеются три грузовые станции - «Мальчики», «Яничкино» и станция с невыясненным названием на северной окраине самого Дзержинского. Точные даты и последовательность строительства станций неизвестны. Определенный интерес представляет необычное название станции «Мальчики», история которой может пролить свет на историю всей ветки. По одной из версий, станция была названа в честь колонистов расположенного здесь воспитательного учреждения для беспризорников, которые якобы участвовали в строительстве железной дороги. Этот же источник упоминает, что речь идет не о современной версии ветки «Панки» - Дзержинский, а о некой узкоколейной дороге, которых в первой половине XX века в этом районе было довольно много.

Свою знаменитость эта железнодорожная линия приобрела за счет пригородного пассажирского движения, точная история которого нам к сожалению неизвестна. Не исключено, что еще до войны здесь курсировали небольшие поезда на паровой тяге, а на станциях были построены деревянные павильоны. Свое второе, и последнее рождение ветка увидела уже после войны, предположительно в период с 1951 по 1953 гг. Здесь была устроена электрификация, а на станциях сооружены высокие пассажирские платформы и довольно монументальные кирпичные пассажирские здания, характерные для сталинской эпохи. Внешний вид этих сооружений вызывает ощущение «настоящей» железной дороги; полностью крытый павильон с высокими потолками и сводчатыми окнами смотрится как небольшой вокзал, с которого можно уехать практически в любую точку мира. Это тем более любопытно, что даже в те годы на обычных пригородных платформах предпочитали устанавливать домики поскромнее, отдавая основную площадь открытым или застекленным навесам.

Вероятнее всего, именно в годы электрификации и появился участок железной дороги, соединяющий станцию «Мальчики» со станцией «Панки» Казанского направления Московской железной дороги. Так в расписаниях электропоездов Подмосковья появилась электричка «Панки» - «Дзержинская». Скажем сразу, что несмотря на всю свою монументальность, пассажирские платформы ветки были рассчитаны на прием довольно коротких электропоездов, а значит, организация прямых рейсов из Москвы не планировалась. Впрочем, с учетом периода строительства пассажирской инфраструктуры, расчет мог быть сделан на секционирование поездов (разделение в пути на самостоятельные части). Например, можно было отправить шестивагонный поезд типа СР3 с Казанского вокзала до станции «Панки», откуда первые три вагона отправились бы дальше в сторону Рязани, а остальные - в Дзержинский. Так или иначе, появившиеся в конце 1950-х годов новые электрички типа ЭР поставили жирный крест на этой идее (так как конструктивно были нерасцепляемыми поездами). По крайней мере, авторам проекта "Московские «Железки»" ничего не известно о наличии прямых рейсов из Москвы до Дзержинского.

19. Вид в сторону станции Люберцы II. Начало этого ответвления мы видели с Хлебозаводского мостика.


Пригородное пассажирское движение просуществовало на ветке до конца 1990-х годов, предположительно до 1997 г. включительно. Полтора последние десятилетия здесь работали четырехвагонные «круглоголовые» электропоезда серии ЭР2 депо «Раменское», которые в промежутках между нечастыми рейсами отстаивались прямо у платформ конечных остановок. По информации, полученной SunCheek'ом от одного из машинистов депо «Раменское», работа на этом коротком поезде и короткой линии в депо не пользовалась уважением, считалась своего рода «халявой». Пассажиропоток, даже несмотря на большие интервалы движения, был крайне небольшим, к тому же эти поезда «полюбились» люберецким хулиганам. Платформа «Дзержинская» вдобавок была расположена довольно неудачно, находясь в тесном кольце промзон вдалеке от «цивилизации», так что железнодорожный транспорт заметно проигрывал в удобстве автобусному. Этой же платформе впервые на всей ветке «не повезло»: предположительно в начале 1980-х годов она была ликвидирована вместе с пассажирским павильоном в угоду некому производственному зданию (многоэтажному гаражу?). Взамен на новом месте, уже восточнее Советской улицы, была наспех сооружена новая версия платформы, по воспоминаниям старожилов, даже не имеющая помещения кассы.

Невысокий спрос на пассажирское сообщение по данному направлению, а также довольно затратное содержание контактной сети и устройств сигнализации послужили причиной того, что в конце 1990-х годов движение электричек до Дзержинского было отменено. Как и водится в подобных случаях, рекордными темпами было демонтировано все «ненужное», начиная с соединительной ветки от станции «Панки» до станции «Мальчики» и заканчивая специальными путями, проложенными кое-где для прохода электропоездов. Эта же участь постигла и инфраструктуру контактной сети: контактный провод был снят, а многие металлические опоры демонтированы путем «срезания под корень». Исключением стал лишь участок между станциями «Люберцы-II» и «Яничкино», где большая часть контактной подвески была сохранена и даже впоследствии реконструирована для движения грузовых электровозов.

Бесследно исчезла и «обновленная» платформа «Дзержинская», от которой остался только почему-то невостребованный комплект бетонных ступенек. Пути, проходившие мимо этой платформы, были сохранены, видимо ради некого грузового потребителя, находящегося в самом тупике линии. Однако движения на данном участке практически не наблюдается. Чудом сохранившиеся павильоны станций «Мальчики» и «Яничкино», вероятно, обязаны своей «жизнестойкостью» высокой стоимости работ по разборке подобных сооружений. К тому же, здание первой из станций судя по всему уже продано арендаторам, не имеющим отношения к железной дороге. Во время нашего похода мы застали в самом разгаре ремонт павильона, вывеска с которого уже бесследно исчезла.

Несмотря на то, что движение электричек в город Дзержинский было явно прекращено «всерьез и надолго», московская железная дорога продолжает «настаивать» на том, что данная ветка вполне работоспособна. В первую очередь это выражается в том, что направление «Панки» - «Дзержинская» с поразительным постоянством продолжает «всплывать» на сравнительно новых планах и схемах железных дорог. Например, слева мы видим фотографию такой схемы (изображение размещено в статье на сайте - прим. моё), сделанную 8 июня 2003 г. SunCheek'ом в вагоне электрички. В левом верхнем углу схемы прекрасно наблюдается интересующая нас ветка, к тому же заботливо разделенная на две зоны. Таким образом, проезд этих трех остановок по цене приравнен к совершенно несопоставимой по расстоянию поездке из Москвы в Люберцы. Есть на этой схеме и забавный момент. Если присмотреться к ней поближе, то выясняется, что даже уже ставшие «мифическими» остановочные пункты ухитрились перепутать (правое фото)! Получается, чтобы попасть в г. Дзержинский, электропоезд должен сначала гнать на полную скорость в Яничкино (не останавливаясь на «Мальчиках»), затем так же быстро возвращаться на «Мальчики», откуда уже без остановок нестись в Дзержинский. Как говорится, было бы смешно, если бы не было так грустно. Дело в том, что эта схема только лишний раз наглядно иллюстрирует «чуткое» отношение чиновников к проблемам железных дорог, которыми они управляют.

20. Впереди - путепровод Мальчики, по которому проходит Октябрьский проспект.


21. Путепровод - мой ровесник. Построен в 1988 году на месте переезда. Сразу за ним начинается парк путей Мальчики станции Люберцы I.


22. А вот и сами Мальчики - бывшая самостоятельная станция, которая ныне, как я уже сказал, является парком станции Люберцы I. Находится на тупиковом ответвлении общего пользования Люберцы I - Яничкино от главного хода Казанского направления. Строительство железнодорожной ветки по станции легло в основу сюжета первого советского звукового фильма «Путёвка в жизнь». Как уже писалось выше, своё оригинальное название получила возможно от того, что строили её мальчики-беспризорники из близлежащих то ли колоний, то ли детских домов.

С 1997 года в пассажирском движении не используется, пассажирская платформа (на фото) заброшена. Бывший тупиковый путь (соединительная ветвь) для электропоездов до бывшей станции Панки Рязанского направления разобран, однако на ветке Люберцы I - Мальчики - Яничкино, как мы можем видеть, сохраняется электрификация и грузовое движение. Сохраняется оно и на участке от Яничкино до Дзержинского (без электрификации), но движение весьма нестабильно (от одной пары в сутки раз в неделю). Грузовую ветку на перегоне Яничкино-Дзержинский обслуживает ФЦДТ «Союз».

До вхождения в состав станции Люберцы I станция была грузовой по основному характеру работы, по объёму работы была отнесена к 4 классу. Под мостом за парком находится разворот маневровых тепловозов, развозящих вагоны с углём для московской ТЭЦ-22 (Алексеево). От парка на юг отходит подъездной путь необщего пользования в Лыткарино, куда мы с вами чуть позже и направимся.


23. Здесь мы присели выпить пива. Мы же мальчики в конце концов и почему бы не выпить пива на заброшенной платформе Мальчики?


24. Выпив пива и почувствовав озарение первого хмеля, а вместе с ним получив заряд бодрости и настроившись на лирический лад, мы двинулись дальше. Краски осени переливались, а ещё вполне тёплое для конца октября осеннее солнышко приятно согревало, когда показывалось из-за облаков.


25. Вид обратно с заросшей платформой Мальчики.


26. Вдоль линии растёт много деревьев, как раньше было везде. Теперь такого уюта на ж/д всё меньше и меньше.


27.


28. Слева тянутся новопостроенные складские базы и далее территория Люберецкого завода «Монтажавтоматика» (разноцветные здания), входящие в большую люберецкую промзону «Мальчики».


29. Всё же золотая осень прекрасное время года. Как и весна, которая сейчас вступает в свои права. Пожалуй, больше всего люблю именно их, потому что они довольно скоротечны. А вообще, если углубиться в размышления, то считаю, что нам очень повезло, что мы живём там, где бывает такая ярко выраженная смена всех времён года.


30. Мимо, весело гудя, проследовал "Выльник".


31. Какие-то склады с пакгаузом.


32.


33. Корпуса завода «Монтажавтоматика» новые. Это радует, что у нас всё-таки не только лишь уничтожают промышленность, но где-то всё-таки и наоборот модернизируют. Завод производит качественное электротехническое оборудование, комплексные системы тягового привода локомотивов, силовые и распределительные трансформаторы, модульные системы охлаждения, обладающие оптимальными показателями жизненного цикла.


34. Подходим к нечётной горловине Мальчиков.


35.


36. Взгляд назад.


37.


38. Проследовала "Чмуха" с коротеньким наливным составом.


39. Цистерна приписана аж к станции Аксарайская, что расположена в Астраханском регионе Приволжской железной дороги.


40. Впереди - переезд на Котельническом проезде. Влево отходит подъездной путь на ОАО «Завод энергооборудования». Он был основан в 1967 году как Люберецкий опытный завод энергооборудования (ЛОЗЭ). Приоритетным направлением деятельности завода стало изготовление теплообменного оборудования. Благодаря неоднократной модернизации, завод увеличивал объемы выпуска продукции, выполнял заказы структурных подразделений Министерства легкой промышленности, а также заказы других министерств и ведомств бывшего СССР.

В 1992 году на базе завода было создано акционерное общество, а с 1996 года - ЗАО «Завод энергооборудования». Выпускает водо-водяные подогреватели типа ВПМН (водо-водяные малогабаритные неразборные), разработанные совместно с НПО ЦКТИ. Пишут, что ВПМН превосходит по своим характеристикам стандартные подогреватели. У ВПМН весовые характеристики лучше на 12-15%, существенно меньшие габариты и примерно на 25-30% более высокая тепловая эффективность, вследствие чего спрос на них растёт.


41. Вид обратно.


42. Перешли дорогу. Прямо - перегон Люберцы I (Мальчики) - Яничкино. Туда мы как-нибудь обязательно тоже наведаемся. Справа - эстакада Дзержинского шоссе, ну, а влево уходит нужная нам ветвь Лыткаринского ППЖТ.


43. Граница владений Лыткаринского ППЖТ и владений РЖД.


44. Взгляд назад. Сразу после того, как я сделал этот снимок, манёвровый переключился на лунно-белый огонь. Это означало, что сейчас мы увидим какое-то движение.


45. Не прошло и пары минут, как из-за поворота появилась "Чмуха" с весёлым и приветливым машинистом.


46.


47. А мы идём дальше и здесь, у развязки на пересечении Смирновской улицы, Железнодорожной улицы, Дзержинского шоссе с автомагистралью М-5 «Урал» начинается большой куст подъездных путей промзоны «Мальчики». Одинокая цистерна стоит на пути нефтеперекачивающей станции.


48. А далее ответвляются подъездные пути ООО «Восток Трак Сервис», торгующего автомобилями марки "Вольво", бетонного завода ООО «Бетон инвест», ломоперерабатывающего предприятия ООО «Вторчермет НЛМК Центр» филиал г. Люберцы и других предприятий.


49. Внезапно велосипедист.


50. Красивое место.


51. Взгляд назад.


52. А вот и ещё один подъездной путь. Он длинный и обслуживает крупный логистический складской комплекс «Трилоджи Парк Томилино», построенный в 2011-м году на территории бывшей Томилинской птицефабрики. Мы решили туда не ходить в этот раз, ибо день уже был довольно короткий, а нам хотелось как можно больше пройти при свете.


53. На путях Лыткаринского ППЖТ используются вот такие антивандальные накладки на светофоры. Выглядит необычно.


54. Вид обратно. И довольно эффектно смотрится, как по мне.


55. Впереди - станция Пост (Разъезд) 2-й км Лыткаринского ППЖТ.


56. Ещё раз вид обратно.


57. Потихоньку начинало вечереть, небо было чудесным.


58. Горловина станции.


59. Ну путях стояло довольно много грузовых вагонов.


60. Вид обратно с эстакадой Новорязанки (М-5).


61. Краски осени на загородной промышленной станции.


62.


63. Пошли между вагонов, читая какой куда приписан. Чего там только не было, вся география нашей необъятной Родины! И немного ближнего зарубежья.


64. Впереди - южная горловина.


65. Вот она во всей красе. Слева - СНТ «Родник».


И на этом, пожалуй, закончим на сегодня. Ну, а в следующей части пойдём уже непосредственно в лес. Только следующую часть повествования я выпущу не следующим постом, а через один, ибо следующий у меня про стройку платформ второго этапа МЦД-1 и не хочется, чтобы фото потеряли актуальность. Ну, а потом вернёмся к Лыткаринской ветке и дойдём по ней до города Лыткарино. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

UPD: Вторая часть прогулки - здесь.

Мальчики, Лыткаринское ППЖТ, жд, история, Казанско-Рязанское направление, подъездные пути, Панки, прогулки, промышленность, краеведение, Московская область, промзона, Люберцы, Люберцы I, Россия

Previous post Next post
Up