Троллейбусный погром продолжается. В память о самом живописном маршруте.

May 31, 2020 22:41

С 1 июня вместо троллейбусов № 21, 27, 61, 74, 77, 82 будут работать автобусы. Вот так сухо и буднично сообщает сайт Мосгортранса о новом этапе уничтожения Собяниным и ко московского троллейбуса. Про необъяснимую иррациональную ненависть властей к этому виду транспорта уже ходят легенды. Как мы все уже поняли, ко дню города в сентябре москвичей ожидает "подарок" - окончательное решение троллейбусного вопроса в городе с некогда самой большой в мире сетью. С завтрашнего утра количество маршрутов в Москве сравняется с Чебоксарами, их останется по 18 (и то лишь с условием того, что пока ещё ходит последний "красный" маршрут - 20к, которого нет в официальных расписаниях МГТ).

В условиях запрета на нормальное передвижение по городу, властям, разумеется, удобнее под шумок продолжать начатый в 2015-м году "геноцид" троллейбусной сети Москвы. Об очередных ликвидациях маршрутов становится известно лишь накануне, благодаря энтузиастам, и в нынешних условиях даже снять на память для истории всё, что уничтожается в таких промышленных масштабах не представляется возможным. Все эти маршруты знакомы, но ни с одним не связано столько, как с родным 21-м, который возил меня от родной «Полежаевской» в Серебряный бор столько, сколько я себя сам помню. Наверное, трудно представить себе более родной маршрут на всём протяжении, ведь, я практически всегда проезжал его от конечной до конечной.

Менялось всё вокруг, крушились пятиэтажки, разворачивались стройки целых кварталов небоскрёбов, проспект Маршала Жукова из тихой зелёной улицы превратился в закатанный в асфальт автобан, но 21-й неизменно возил (и был в тёплую погоду всегда набит битком) пассажиров в одно из самых экологически чистых мест Москвы, в Серебряный бор, где расположены немногие в Москве официальные пляжи, на которых разрешено купаться. Казалось, что так будет всегда, но московские чиновники приговорили и его. Не смог пройти мимо этого варварства, сделал себе вчера аусвайс (также некоторые фото сделаны сегодня) и поехал снять его для истории, чтобы потом показывать детям и внукам и объяснять им почему не надо вырастать такими мудаками, как наши чиновники. И чтобы росли настоящими москвичами и чтили то, что ещё осталось от нашего многострадального города, по наследию которого разрушительным ураганом прошлись сначала коммунисты, а затем и их духовные наследники капиталисты, показушно сменившие партийные значки и риторику.

1. 21-го больше нет, как нет и многих других маршрутов, но он навсегда останется в памяти тех, кто хоть раз ездил в Серебряный бор. Как и все другие маршруты, которые безжалостно вычеркнули из бытия одним росчерком пера.



2. 21-й маршрут появился в 1954-м году, тогда он ходил от метро «Аэропорт» до Песчаной площади, в 1955-м был продлён от Песчанки до остановки Путепровод Окружной ж/д (нынешнее расположении платформы Хорошёво МЦК). Следы контактной сети разворотного круга 21-го на этом месте провисели вплоть до конца 90-х по старой трассе Хорошёвского (Старо-Хорошёвского шоссе), которая располагалась правее нынешнего расположения, если смотреть в область.

На фото 21-й у остановки "Водная станция "Труд" уже на искусственном острове Серебряный бор, который образовался из полуострова при строительстве канала Хорошёвское спрямление в 1937-м году.


3. Троллейбусная линия по бывшему Новохорошёвскому шоссе (с 1974 года - Проспект Маршала Жукова) в Серебряный бор (до нынешнего круга) была запущена в эсплуатацию в 1953-м году и туда стал ходить пока ещё здравствующий 20-й троллейбус (21-й сюда продлили в 1960-м, в 1973-м году к ним добавился также здравствующий 65-й, а в 1998-м - 86-й, который ещё 03.06.2017 перевели на автобусы). Что и логично, по территории природоохранной зоны должен ходить экологически чистый транспорт. Въезд на автомобилях, кроме такси на территорию ООПТ разрешён только по постоянным и временным пропускам (для жителей и их гостей, раньше ещё можно было за бабло, но потом эту лавочку вроде как прикрыли или сильно подняли неофициальную таксу).

Но вернёмся к истории. В 1965-м году линия от троллейбусного круга в Серебряном бору была продлена до самого берега реки по тупиковой Таманской улице. И вот по ней-то и пошёл до новой конечной остановки Берег Москвы-реки продлённый 21-й (метро «Аэропорт» - Берег Москвы-реки). В 1973-м его урезали от «Аэропорта» до «Полежаевской» и с тех самых пор маршрут никогда не менялся. У него также существовала "красная" версия - 21к, который в 1973-м стал 65-м. Но затем в 1995-м 21к был возрождён и периодически ходил от метро «Полежаевская» до круга в Серебряном бору. Затем он поменял номер на 20к, став "красной" версией 20-го.

На фото 21-й направляется в сторону метро, к Хорошёвскому мосту, построенному, как и одноимённое спрямление реки в 1937 году.


4. А вот попался в кадр и последний (насколько я знаю) из существующих ныне в Москве укороченных "красных" маршрутов - 20к (как и его предшественник 21к имеет маршрут метро «Полежаевская» - Серебряный бор).


5. Бывший чисто троллейбусный, а ныне пока троллейбусно-автобусный круг в Серебряном бору. Конечная 20-го, 20к, 65-го троллейбусов и автобуса Т86.


6. Там же имели техническую остановку некоторые рейсы 21-го при движении от Берега до метро, по аналогии с бывшими техническими остановками у Б и Бк у Пречистенки и Курского вокзала, 34-го на улице Кравченко и т.д.


7. Начало Таманской улицы. 21-й следует к остановке Серебряный бор.


8. В сторону метро. На заднем плане справа - мемориал «Боевой путь 3-й армии».


9. Диспетчерская (1953 год). Сам круг состоит из пяти путей для отстоя троллейбусов. Кстати, забыл упомянуть ещё, что в 1960-м году сюда также был организован новый троллейбусный маршрут № 35 - Серебряный бор - станция метро «Краснопресненская», но уже в 1964 году он был перенаправлен по другой трассе к улице Маршала Тухачевского, куда и ходил вплоть до уничтожения 14 мая этого года.


10. Ещё здравствующий 65-й (до 1973-го старый вариант 21к) на круге. На заднем плане - объединённый военный комиссариат СЗАО. Здание было построено в 1952 году и первоначально использовалось как школа № 159 Ленинградского района города Москвы. В школе учились дети из обычных семей, проживавшие в Серебряном бору, селе Хорошёво, деревне Татарово, селе Троице-Лыково и других, близко расположенных местах. Добирались в те времена до школы в том числе и на лодках по реке, например из того же Троице-Лыкова. Также здесь с 1945-го до 1962-й год ходил 10-й автобус, потом вплоть до новых времён на территорию ООПТ Серебряный бор ходили уже только троллейбусы.


11. Самый живописный участок линии, которая здесь проходит прямо через лесопарк и между территориями частных домов - Таманская улица. В прошлом - Троицкое шоссе, получившее название по своему направлению к селу Троице-Лыково, вошедшему в 1960 году в черту Москвы. Современное название присвоено в 1963 году в честь Таманской гвардейской стрелковой дивизии. Таманская дивизия получила своё почётное наименование за героизм и умелые действия в ходе Новороссийско-Таманской операции в 1943 году. В 1975 году на улице был установлен упоминавшийся выше монумент воинам Третьей ударной армии.


12. Здесь всегда уютно, тихо, мало машин и удивительно чистый для Москвы воздух.


13. Аналогов этой линии в Москве нет. И никогда уже не будет.


14. Посмотрите какая красота! Фактически "загородный" троллейбус, хотя до центра по меркам Москвы совсем недалеко.


15. 21-й у остановки 3-я линия, названной так по местной "улице" - 3-й линии Хорошёвского Серебряного Бора.


16. Вокруг цветёт природа и бурлит жизнь.


17. Да и народу хватает. Конечно, в обычное время людей здесь гораздо больше, но и сейчас немало. Прогулки по графикам в масках с 1 июня? Не, не слышали!


18.


19. Вид на реку с причала "Серебряный бор-2", который расположен прямо у остановки под названием Причал. Пассажирского судоходства сейчас по известным причинам на реке нет. На заднем плане - кварталы Строгино.


20. Остановка Причал.


21. Приветствие от водителя :) Приятно и взаимно!


22. На электронном табло, кстати, почему-то стоял номер 21к.


23. А вот он уже, развернувшись, едет обратно. Посмотрите, как гармонично смотрится троллейбус на этой тихой зелёной улице!


24. Увы, это в прошлом, впрочем...


25. ... в связи с увеличением пассажиропотока с 10 октября 2013 года по 10 октября 2019 г. каждое лето по выходным дням с 9:00 до 20:00 маршрут № 20 продлевался к Берегу Москвы-реки с сохранением межрейсового отстоя на Серебряном бору. И теоретически, если пляжный сезон в Москве в этом году всё же откроется и откроется до того, как уничтожат 20-й троллейбус, возможно, что "рогатый" ещё можно будет увидеть на этой улице и этой конечной.


26. Но 21-й троллейбус здесь уже не проедет никогда.


27. Заход на конечную.


28. 21-й у конечной остановки Берег Москвы-реки. В 90-е, кстати, помнится, её ещё объявляли как Берег Москва-реки. На заднем плане закрытый вход на пляж № 2 и характерные ленты. Впрочем, и погода пока не вполне пляжная.


29. Развернулся.


30. Обычно здесь отбоя нет от желающих уехать, но сейчас в Серебчик основная масса людей приезжает или на личных авто, которые бросает до въездного шлагбаума или на велосипедах, на которые аусвайс как бы тоже нужен, но, поскольку они без номеров и камера ну никак не отшрафует - всем, что логично, плевать.


31. Уехал к Полежаевской.


32. Сделаем лирическое отступление и посмотрим немного прекрасные виды малолюдного сейчас Серебряного бора. Парк "Ветеран".


33.


34. Москва-река. В тёплое время здесь обычно много купающихся. Нежно люблю это место с истинно русским пейзажем. На заднем плане - Троицкая церковь (церковь Живоначальной Троицы), расположенная на территории бывшей усадьбы Троице-Лыково в одноимённом селе на высоком берегу Москва-реки, которое в 1960-м вошло в состав Москвы. Была построена в 1694-1697 годах (по другим данным - 1698-1703 годах) по заказу стольника Мартемьяна Нарышкина. Предположительно, архитектором выступал Яков Бухвостов. С 2013-го церковь относится к ведению Покровского ставропигиального женского монастыря.


35.


36.


37. Красавицы-сосны Серебряного бора. Воздух там обалденный, конечно.


38.


39.


40.


41. Всё цветёт. Красота!


42. Озеро Бездонное. Также Большое Долгое озеро. Глубокий и разветвлённый залив реки Москвы на Серебряноборском острове. На заднем плане торчит пилон Живописного моста.


43.


44. Да, это Москва!


45. Семейная пара уток.


46.


47. 21-й на Проспекте Маршала Жукова. Когда-то это была тихая, зелёная улица, теперь автобан с монструозной развязкой. Вид в сторону Серебряного бора.


48. И в сторону метро.


49. Раньше Проспект Маршала Жукова был такой на всём протяжении. Двухполосный и зелёный. Сейчас такой уют сохранился лишь на коротком отрезке в его начале. На заднем плане строится метро Улица Народного Ополчения Большой Кольцевой линии (или как там её в итоге назовут?).


50.


51. 21-й следует от остановки Станция Хорошёво к остановке улица Зорге.


52.


53. С завтрашнего дня в нашем пока ещё самом троллейбусном уголке Москвы станет на один маршрут меньше.


54. 21-й вдали выезжает с кольца «Станция метро "Полежаевская"».


55. Остановка Улица Зорге.


56.


57. На фоне платформы МЦК Хорошёво. Жаль, что "Ласточка" прошла раньше.


58. А вот, кстати, справа старая трасса Хорошёвского шоссе, где он ходил и затем разворачивался до того момента, когда его конечной была остановка Путепровод Окружной ж/д. До конца 90-х, как я уже упоминал там ещё висели остатки контактной сети. Опоры освещения остались ещё с тех времён, но с них всё сняли.


59. Вид в сторону Серебряного бора с надземного пешеходного перехода у платформы Хорошёво. Единственный от него толк - фотографировать можно. Так им никто не пользуется, все переходят дорогу по наземному пешеходнику. 21-й отправляется от остановки Станция Хорошёво.


60. Он же на Полежаевской. Один из последних рейсов. Вечер 31.05.2020 г.


61. Переместимся на другую сторону Хорошёвского шоссе. 21-й заходит на свою конечную - троллейбусное кольцо «Станция метро "Полежаевская"».


62. Однопутное троллейбусное кольцо было в эксплуатацию в 1973 году сразу после открытия станции метро. До этого существовало упоминавшееся в начале рассказал троллейбусное разворотное кольцо «Путепровод Окружной железной дороги», введённое в эксплуатацию в 1955 г. на действующей линии в Серебряный Бор вместе с новой троллейбусной линией по 1-й Хорошёвской улице (ныне улица Куусинена) от Песчаной площади По новой линии и был запущен новый троллейбусный маршрут № 21 - Станция метро «Аэропорт» - Путепровод Окружной железной дороги.

В 1960 г. маршрут № 21, как уже говорилось, был продлён в Серебряный Бор, а затем и далее к кольцу «Берег Москвы-реки», одновременно с этим был введён укороченный маршрут № 21к, следовавший по старой трассе основного маршрута. В данной версии этот маршрут просуществовал до 1963 года, после чего разворотный круг под Путепроводом Окружной ж/д был закрыт и демонтирован.

Спустя 10 лет в связи с открытием станции метро «Полежаевская» троллейбусный разворотный круг был восстановлен и перенесён непосредственно к входу в метро. В связи с этим троллейбусный маршрут № 21 был сокращён от станции метро «Аэропорт» до станции метро «Полежаевская». Данный маршрут кольцо и обслуживало вплоть до 31 мая 2020 года, на протяжении 47 лет.

В 1976-1978 гг. кольцо обслуживало маршрут № 65 - Серебряный Бор - станция метро «Полежаевская», укороченный из-за демонтажа разворотного круга у станции метро «Аэропорт». В 1995 г. по этой же самой трассе работал восстановленный маршрут № 21к, а с 13 сентября 2010 года его заменил троллейбусный маршрут № 20к.

С 1 июня 2020 г. троллейбусный маршрут № 21 отменяется и переводится на обслуживание автобусами под № Т21. Одновременно с этим была выведена из эксплуатации троллейбусная линия в Серебряном Бору от конечной станции до кольца «Берег Москвы-реки» (дополнительные летние рейсы маршрута № 20 не назначались).

Кстати, на фото попал ещё один артефакт прошлого, надпись "Кафе" на столбе. Самого кафе нет уже лет 10, если не больше, а табличка до сих пор висит на фоне стройки Большой Кольцевой линии метро, вызывая недоумение.


63. 21-й на фоне кусочка Сити у конечной Станция метро «Полежаевская».


64.


65. Поехал обратно в Серебряный бор.


66.


67.


68. И бонус. Повезло также поймать 21-й в стороне от маршрута, на улице Куусинена, когда он следовал рейсом в парк у Гидропроекта на Соколе.


69. Прощай, любимый маршрут, мне будет тебя не хватать!


На этой грустной ноте я заканчу на сегодня.
Спасибо за внимание. Будьте здоровы, живите богато!

жд, архитектура, история, троллейбус, Хорошёвский район, фото, прогулки, краеведение, Россия, Серебряный бор, Хорошёво-Мнёвники, Москва

Previous post Next post
Up