Завод «Красный путь»

May 26, 2020 20:48

Сегодня хочу показать вам одно весьма живописное местечко, а именно территорию Московского механического завода «Красный путь» (и немного окрестностей), где мне довелось погулять 9 марта сего года по любезному приглашению bystritsky. Территория завода расположена в районе крупной транспортной развязки. Здесь расходятся в разные стороны Курское и Горьковское направления МЖД, а прямо над заводской территорией проходит эстакада ТТК.

1. Предприятие было основано в июле 1862 года как механический и чугунолитейный завод «Перенуд» за Рогожской заставой швейцарцами Карлом Перенудом и Адольфом Густавовичем Перле. Завод выпускал принадлежности для железнодорожных дорог: стрелки, стрелочные переводы, крестовины, семафоры, трубы и прочее чугунное литье. В 1901 году здесь по заказу Шведско-датско-русского акционерного общества были изготовлены люки для первой телефонной канализации Москвы.



2. Уже после революции, в 1923 г. завод вошёл в состав объединения «Трестпуть» и упоминается как чугуно-литейный и механический завод (бывший Перенуд). Адрес - Рабочая улица, 87. В 1927 году уже называется заводом «Красный путь» Московско-Казанской железной дороги. Позднее передан Министерству путей сообщения.

В годы Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в г. Ташкент, где до конца войны выпускал боеприпасы. В целом, надо сказать, что завод и советское время сохранил свой основной железнодорожный профиль, здесь производилось оборудование для МПС: валы карданные; запчасти для тепловозов; запчасти к путевым машинам; стенды для локомотивных депо; летучки мосторемонтные; летучки путевые; скатоподъемники реечные; клапаны к дизелям; щетки вагономоечные.

В нынешнее странное время завод, как и многие другие другие московские промышленные предприятия постигла незавидная судьба, он прекратил свою профильную деятельность в 2010-м году, а в 2014-м году его собственник - ОАО "РЖД" - выставило территорию на аукцион, но тогда что-то пошло не так. В 2019-м завод вновь выставили на аукцион, но чем всё закончилось - неясно. Жилой комплекс на этом месте особенно не построишь, вряд ли будет много желающих жить между двух магистральных железных дорог с видом из окна на ТТК.


3. Так что пока, к счастью, всё стоит на своём месте и, более того, на территорию абсолютно свободный вход для всех желающих, а посмотреть там есть на что. Несмотря на то, что многие бывшие производственные помещения сдаются в аренду всяким автомойкам, дух старой промышленной Москвы всё ещё незримо витает там. Словом, очень атмосферное место.


4. На территории можно увидеть множество любопытных артефактов прошедшей эпохи. Основная масса построек возведена в советские годы, но есть и дореволюционные.


5. А главное - сохранились железнодорожные пути! За этими воротами, например, с большой долей вероятности, было депо, где содержался заводской локомотив. Кстати, обратите внимание на сами ворота, разве сейчас такие где-то делают? Красота.


6. Редкий случай, когда, на мой взгляд эстакада ТТК даже не портит вид, а наоборот как бы дополняет кадр. В том направлении мы ещё пройдёмся дальше.


7. А пока поглядим на заводские цеха. Атмосфера разрухи, конечно, печалит, но всё равно остаётся тот непередаваемый колорит, стремительно уходящий с каждым годом в прошлое. Дух индустриальной Москвы.


8. Офисным хипстерам-белоручкам не понять!


9. На заднем плане слева - здание научно-исследовательского института управления на железнодорожном транспорте (ВНИИУП) МПС РФ (1923 г.), во всяком случае так пишут в этих наших и ваших интернетах. МПС давно уже нет, вероятно, что и НИИ тоже.


10. Снова заброшенные рельсы. Вдали - Горьковское направление.


11. Территория около НИИ охраняется охранником, собачкой и колючкой, стоят какие-то служебные Тойоты.


12. Вид в обратную сторону.


13.


14. Красота!


15. Всё меньше в Москве остаётся таких мест.


16. Возвращаемся к пути, который, предположительно, вёл в депо.


17.


18. С другой стороны он ведёт к воротам, за которыми расположена станция Москва-Товарная-Курская. И соответственно Курское направление. Есть и путевое развитие.


19.


20. Вместо вагонов на старых путях загорают менты.


21.


22.


23. Путь в сторону НИИ.


24. И депо.


25. Бывший ларёк или, как принято было во времена оны говорить, палатка, каким-то образом оказавшаяся там. Сохранились надписи "напитки", "чай" и остатки чего-то ещё.


26.


27. Ещё какой-то цех, имевший подъездной путь.


28.


29. А вот и дореволюционный цех. Построен в 1903 году.


30. Чудесное место!


31. Его хочется воспевать.


32.


33. Парочка раритетов.


34. И немного окрестностей. Курское направление на Москву.


35. И от Москвы. В будущем здесь проложат ещё два главных пути.


36. А сверху на насыпи расположены тупики Москвы-Товарной-Курской. Станция входит в Московско-Курский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-1 Московской дирекции управления движением. По основному характеру работы является грузовой, по объёму работы отнесена к 2 классу.


37. Основными направлениями работы станции является обработка крупнотоннажных (20-футовых) и среднетоннажных контейнеров, погрузка-выгрузка из крытых вагонов и работа с изотермическими контейнерами. К станции примыкает подъездной пути завода им. Войтовича (прекратил работу примерно в 2011 году, на его месте возводится электродепо "Нижегородское" для московского метро) и московского механического завода «Красный путь» (грузовая работа, как мы уже видели, отсутствует). Пути станции также используются для дневного отстоя составов дальних пассажирских поездов. Станцию обслуживают передаточные поезда со станции Люблино, приходящие преимущественно ночью из-за большого количества пригородных поездов в дневное время. Дальше станции М-Товарная в сторону Курского вокзала грузовые поезда по состоянию на 2013 год не ходят. До укладки III главного пути на Горьковском направлении в 2008 году станция имела соединение со станцией Перово-3 и подъездными путями завода «Серп и Молот» (станция Северный пост) (через перегон Москва-Тов.-Курская - Пост 5 км и далее через Пост 5 км - Северный пост и Пост 5 км - Андроновка).

На станции имеется высокая островная платформа, необычная своей длиной: она в полтора раза длиннее обычных платформ и, соответственно, электричек. Это сделано из-за малого расстояния между главными путями и в связи с необходимостью размещения кассы. Поэтому поезда, следующие в сторону Курского вокзала (на Москву), останавливаются, не доезжая кассы, а поезда, следующие по направлению из Москвы, останавливаются напротив кассы. Над путями располагается пешеходный мост, соединяющий Международную улицу, Шоссе Энтузиастов и пассажирскую платформу. Платформа не оборудована турникетами. Проходные бывшего завода Серп и Молот располагаются в пешеходной доступности от станции. 1 сентября 2017 года станция закрыта для выполнения грузовых операций по параграфам 2, 3, 4, 8, 10 Тарифного руководства № 4. Код Единой сетевой разметки ЕСР/АСУЖТ сменён с 191509 на 191547. В будущем, по планам станция будет ликвидирована, поэтому, безусловно, заслуживает отдельной прогулки.


38. Заброшенная тяговая подстанция железной дороги № 1 «Рогожская» Московско-Курской дистанции электроснабжения Московской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД». Здание построено в 1932 году. Башня здания предназначена для ремонта трансформаторов. На подстанции были установлены первые отечественные выпрямители РВ-20/30, изготовленные на ленинградском заводе «Электросила» в 1930 году. В скором времени должна быть снесена, так как расположена прямо на трассе тоннелей в будущее электродепо "Нижегородское".


39. Здесь же строится рамповый участок будущего депо. На заднем плане - старообрядческий историко-архитектурный ансамбль «Рогожская слобода», который, безусловно, также заслуживает отдельной прогулки и рассказа.


40. Вид в сторону тупиков. Справа внизу Курское направление, над ним по путепроводу - Горьковское. Тупиковый путь раньше продолжался до блок-поста 5 км, откуда начинается путь на Северный пост и далее (в былые времена) к заводам "Серп и молот" и "Кристалл". После строительства третьего пути на Горьковском ходу эта связка была ликвидирована, а Северный пост соединили с Андроновкой.


41. Взгляд назад.


42.


43.


44. Электричка МЦД-2.


45. И напоследок платформа Калитники.


Всё.

Спасибо за внимание. Будьте здоровы и живите богато! До новых встреч :)

жд, история, фото, прогулки, Горьковское направление, промзона, Красный путь, Рогожская слобода, Курское направление, архитектура, подъездные пути, краеведение, промышленность, Россия, Москва-Товарная-Курская, Москва

Previous post Next post
Up