Поздняя осень в тихой Филёвской пойме

Jan 06, 2020 05:26

Про микрорайон Филёвская пойма знают далеко не все москвичи и уж тем более гости столицы. Он расположен на живописной окраине района Филёвский парк и представляет собой очень интересное и заповедное местечко. Его уникальность, несмотря на расположение вблизи ЦАО в том, что он полностью скрыт от окружающего мира огромной территорией Государственного космического научно-производственного центра им. М. В. Хруничева. И, хотя, ГКНПЦ и представляет собой большую промзону, однако основной деятельностью этого предприятия является разработка космических технологий и сборка готовых орбитальных модулей. Так что это предприятие экологически абсолютно безопасное и не наносит вреда.

Район расположен в живописнейшей пойме Москва-реки и добраться туда можно только по одной единственной двухполосной дороге, начинающейся у Берегового проезда в Филях - Новофилёвскому проезду. В микрорайон ходит два маршрутных автобуса (152 и 653), альтернатива - только личный автомобиль или такси. Пешком от ближайшего метро Фили идти весьма прилично, также можно попасть туда по довольно крутой местами тропинке, идущей вдоль живописного берега реки из расположенного с юга от ГКНПЦ Филёвского парка. Но язык не поворачивается назвать это интереснейшее место "медвежьим углом", уж больно оно уютное, атмосферное и умиротворяющее.

Но район уже ждут масштабные перемены. На части территории Хруничевского центра, где есть недействующие цеха уже начинается строительство Национального космического центра, который станет объектом большого притяжения людей. Планируется строительство пешеходного моста от строящейся на другом берегу реки станции метро Карамышевская, а также поговаривают об автомобильном, а иногда и целых двух автомобильных мостах в те края. Наверняка будет благоустроена и дикая ныне набережная, что в корне изменит облик этого заповедного уголка, поэтому сейчас тот самый момент, когда надо обязательно там побывать. Я собственно уже бывал там раньше, но не целенаправленно, а в ноябрьскую туманную субботу, мне захотелось изучить этот дивный "спальный" район более углублённо.

1. Начал я своё путешествие от Шелепихинского моста. Ещё несколько лет назад здесь была довольно обширная промзона, от которой ныне остался лишь Центр Хруничева и его железнодорожный подъездной путь от станции Фили.



2. Сейчас всё вокруг застраивается гигантами офисов и человейников, мегаполис обступил некогда совершенно тихий район Фили со всех сторон и постепенно поглощает его самобытность.


3. О собственно подъездном пути я уже писал аж дважды ( здесь и здесь), поэтому в этот раз я не буду делать на нём акцента, использовал его лишь, чтобы обойти гигантскую, не прекрающуюся уже несколько лет стройку ЖК на месте бывшей промзоны.


4. Путь здесь вообще смотрится несколько дико и в то же время выглядит, как граница двух миров. Слева - тихие старые Фили 50-х - 90-х с небольшим вкраплением нулевых, справа - гиганты собянинской Москвы, растущие, как грибы после дождя.


5. Отрадно лишь то, что путь действующий, так как Центр Хруничева работает и на нём даже есть достаточно заметный накат. А значит, хоть один артефакт прошлого среди этого строительного безумия будет жить, как бы разделяя эти два мира - Москву, в которой я родился, рос и любил, и эту, которая мне чужда и в которой нет никакой души.


6. Здесь заканчиваются владения РЖД. Впереди перпендикулярно пути идёт Береговой проезд, а правее куда поворачивает белый автобус - начинается Новофилёвский проезд. Это и есть единственная дорога, по которой можно доехать в пойму на чём-то крупнее велосипеда.


7. Сам проезд вряд ли многим показался бы живописным, кроме таких любителей промзон, как я. Он со всех сторон окружён заборами, автосервисами, пока ещё стоящим, но уже давно закрытым Московским заводом железобетонных изделий и труб. Ну, а слева, на всём протяжении тянется территория ГКНПЦ. Часть цехов стоят заброшенные, как цех № 30 на переднем плане, часть функционирует в полном объёме. К таким относится стоящее на заднем плане семиэтажное здание (кстати, одно из самых новых), в в котором расположен завод по эксплуатации ракетно-космической техники. Это вот то, с антеннами.


8. Новофилёвский проезд был так назван совсем недавно, поэтому у многих зданий здесь адреса идут по Береговому.


9. Взгляд назад. Граница двух миров.


10.


11. Красивая антенна.


12. Трудно даже представить, что эта дорога ведёт в симпатичный жилой микрорайон на диком и живописном берегу реки.


13.


14. И ещё разок полюбуемся антеннами. Вообще это здание выгодно отличается от всего вокруг. Хотя, мне любая промзона по душе, как вы знаете.


15. Потихоньку приближаемся к берегу реки.


16. Баянист, тамада и услуги. Давненько я уже этого нигде не встречал.


17. Дорога здесь делает крутой поворот, а я решил ненадолго спуститься к реке.


18. И сразу же обнаружил устье малой реки. Название мне, правда, сколько я не искал, выяснить не удалось. Сначала я думал, что это Филька, но потом разузнал, что её устье находится ниже по течению, как раз в районе Шелепихинского моста, у бывшего Западного порта.


19. На другой стороне реки находится пока ещё действующая, но уже ликвидируемая промзона № 6 «Силикатные улицы», в частности, Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении, и Краснопресненский завод железобетонных конструкций, стоящие прямо на берегу.


20. Краснопресненский завод железобетонных конструкций. По слухам, уже мёртв. Но, судя по виду, какая-то жизнь там ещё теплится.


21. Вдали в тумане смутно маячит Сити, слева на берегу - выстроенный на месте завода железобетонных конструкций № 355 и асфальтобетонного завода № 1 многофункциональный жилой и офисный комплекс «Сердце столицы».


22. Затем я вернулся на улицу. Как я понял, в этих краях вообще не бывает пробок.


23. Слева за забором виднеются строительные бытовки. Именно здесь на месте недействующего цеха и вырастет Национальный космический центр. Строительство только в зачатке, поэтому пока что ничего не видно.


24. Здесь дорога расходится надвое и начинается жилой микрорайон. Слева - его более новая часть. Улица Мясищева, она названа так в 2003 г. в память о выдающемся авиаконструкторе Владимире Михайловиче Мясищеве (1902-1978). Направо - более старая часть.


25. Здесь начинается Филёвский бульвар. Он назван так в 1981 г. по расположению в местности Фили.


26. Заселение бульвара началось в 1982 году. Это видно по характерной застройке по его правой стороне. Здесь преобладают одноподъездные панельные дома серии П-43 1981-го года. По левую сторону тянутся построенные в конце 90-х - начале нулевых двухподъездные панельные дома серии П-44Т. Вообще район отличается очень интересной планировкой.


27. С домами соседствует лесопарковая прибрежная зона.


28.


29.


30. Сам бульвар, как и весь микрорайон был построен на месте заводского аэродрома (22-й завод потом 23-й, ЗИХ, ГКНПЦ им. Хруничева), который был открыт в 1929 году. Но использовали под аэродром ещё не оборудованное поле гораздо раньше, примерно с 1923 года. Длина полосы была всего 1400 метров. В 1954 году её удлинили до 1700 метров и с неё стали взлетать серийные М-4 и 3М. Удлинять было больше некуда: с двух сторон находилась Москва-река. Ширина взлётно-посадочной полосы была 100 м. Аэродром просуществовал до 1970 года, а потом на его месте выросли новые цеха завода и жилой микрорайон.

Кроме того, на Москва-реке располагался гидроаэродром. В 1923 году на заводе был налажен выпуск одномоторных двухместных разведчиков Ю-20 и Ю-21. Часть самолетов собиралась не на колесном шасси, а на поплавках. На специальных тележках гидросамолеты спускались в Москву-реку. Взлеты и посадки гидросамолетов осуществлялись на реке.


31.


32. За домами серии П-43, в глубине микрорайона ближе к реке расположено пять двенадцатиэтажных двенадцатиподъездных домов серии П-46, которые как бы окольцовывают микрорайон с севера. Дома напоминают подковы.


33. Даже трансформаторные подстанции здесь с космическим уклоном.


34. Здесь можно проводить политические собрания.


35. Углубимся во дворы старой части района. На заднем плане - начальная школа образовательного центра «Протон». Она расположена как бы в центре восточной части микрорайона. Ровно так же, только в центре западной части расположена школа этого же центра для старших классов.


36.


37. Ещё один дом-подкова. Рядом спортивные площадки. Вообще с инфраструктурой здесь всё очень хорошо. По советским меркам здесь вообще всё было рассчитано на образцовую жизнь.


38. Вкрапление из нулевых в самом центре микрорайона. Двадцатидвухэтажный двухподъездный панельный жилой дом серии КОПЭ.


39.


40. Здесь очень тихо и уютно.


41. Детский дом культуры «Бригантина», построенный вместе с районом в начале 80-х.


42. Тыльная сторона ещё одного дома-подковы.


43. Здесь стоял вот такой вот красавец. Неужели прямо из Ставропольского края приехал?


44. Возвращаемся на бульвар. Слева один из двух жилых домов серии П-44, построенных здесь в конце 90-х.


45. Новой доминантой бульвара стал храм во имя Всех Святых, который в настоящий момент достраивается.


46. Взгляд назад. Мы вплотную подошли к берегу реки. Вправо здесь можно попасть только на улицу Мясищева, чтобы уехать обратно к Новофилёвскому проезду. Бульвар и улица Мясищева образуют собой такое длинное овальное круговое движение, но выезд всё равно один.


47. Красивый получается храм. Рядом с ним стоит маленький деревянный храм Преподобного Серафима Саровского в Филёвской пойме (2004 г.).


48. Улица Мясищева.


49. Чтобы не возвращаться тем же путём, что пришёл, а вместо этого насладиться природой, я спустился к реке.


50. Вид храма с берега. Это фото я делал не в тот день.


51. Затем я пошёл по живописному берегу, периодически делая снимки.


52. Народу здесь ходит немного, в таком месте можно отлично отдохнуть душой, созерцая почти нетронутую природу, пусть даже и в состоянии зимней спячки, ведь, в этом тоже есть своя красота.


53. Другой берег реки - это искусственный остров Мнёвниковская пойма, которого уже тоже коснулась рука строителей. Именно там строится две станции метро Большой Кольцевой линии и несётся Северо-Западная хорда и ладно бы только это, но, как мы знаем, рядом с метро и дорогами у нас в городе непременно что-то вырастает. К счастью, пока он ещё не весь изменился, а часть его является ООПТ. Там даже сохранилась часть деревни Терехово.


54.


55. Если надоела природа, то можно посидеть с видом на трубы котельной Хруничевского центра. Территория производства тянется наверху вдоль берега.


56. Тропинка местами извилистая и крутая. Но на велосипеде проехать можно, мне встречались любители.


57.


58. Деревья, словно, щупальца гигантского спрута тянутся из толщи земли к воде.


59. Вдруг я увидел мостик.


60. А под ним вот такое сооружение. Не берусь сказать, что это, похоже на какой-то заводской водосброс, но, может быть, и малый ручеёк.


61. Завод нас не покидает.


62.


63. А это водозабор завода им. Хруничева, выступающий в реку. На нём можно посидеть и полюбоваться окружающими видами.


64. Например, вот таким. Город где-то далеко, а вокруг тишина и лишь журчание воды её нарушает.


65. Уютный маленький затончик. Летом здесь должно быть удобно заходить в воду, чтобы искупаться.


66. А тропа резко взяла вверх, приближаясь к Филёвскому парку.


67. Тылы завода.


68. Здесь же расположена территория поисково-спасательной станции «Фили» МЧС России.


69. И какой-то запасный выход завода.


70.


71. Прощальный взгляд назад.


72. И вот мы уже на окультуренной набережной Филёвского парка. Её, правда, не доделали ещё полностью, но ходить вполне можно. И уток кормить.


73. И даже порыбачить.


74. Затем я поднялся наверх и прошёл наискосок по аллеям через Филёвский парк.


75. И вышел к Большой Филёвской улице, чтобы сесть на автобус и уехать.


На этом всё. Надеюсь, что эта серия из рубрики "Краеведение с Серёжей" пришлась вам по вкусу! До новых встреч! :)

жд, архитектура, история, Фили, подъездные пути, фото, прогулки, промышленность, краеведение, промзона, Филёвский парк, Россия, природа, Москва

Previous post Next post
Up