Есть в истории Франции очень мрачный эпизод, мимо которого зажмурившись проходят все европейские историки. Это Вандея. Если кратко - то парижская армия, на волне революционного подъема с радостным маршем отправляется по французским регионам и... вырезает начисто провинцию. Людей, как баранов режут, вяжут, топят, сотнями тысяч, не жалея ни женщин - ни детей.
Эти жуткие эпизоды истории цивилизованной Европы происходят в самом конце 18-го века. Историки отворачиваются: мол - это же революция... это война. И действительно, посмотришь на некоторые современные страны - можно ничему не удивляться.
Однако интересен другой аспект той кровавой резни. Одни «французы» - совсем не считают других «французов» частью своего мира, своей культуры, своей страны. Они ведут себя с ними так, как ведут себя завоеватели, которые с армией победителя приходят на чужую территорию и «присваивают» чужие ресурсы.
Идея Франции, как совершенного общества - появился в трудах Жюля Мишле только через полвека. Эта идея станет настолько популярной, что выступления (тогда еще не) профессора - станут многотысячными митингами во славу Франции...
А что еще могли думать о своих отцах и дедах - потомки выживших в кровавой бойне? Какую информацию они оставят своим потомкам, чтобы те смогли вместе жить в одной стране?
Выход в такой ситуации есть. И он прослеживается в истории практически всех стран. Потомки перепишут всю историю: свое плохое - отправят подальше в прошлое, если не получится - припишут своим противникам. Чужое хорошее - припишут себе, а что до исторической справедливости и «правды»? откуда могут взяться такие мысли в 19-м веке?...
Считается, что именно Францию в 18-м веке завоевывали в 1812, 1815, 1830, 1848, 1870... русские, немцы, австрийцы. Зря разве Николая Первого называли «жандармом Европы»? И что-то из своей истории и генетического материала победители должны и обязаны были принести. Если не полностью, то на половину обновление национального психотипа и генотипа - должно было состояться.
Когда историю Франции «восстанавливали», источник был один - общественное мнение... То есть, французская литература. Цеховики у Дюма писали так резво, складно и много, словно источник вдохновения был рядом, еще на виду.
К чему это?
В истории Степной России и истории Франции есть любопытный персонаж.
Губернатор Малороссии - Арман-Эммануэль дю Плесси Ришелье (1766-1822), который прожил 56 лет, последних 18 из них - губернатором на императорской службе, помогая вдовствующей Императрице Марии Федоровне и молодому императору Александру Первому.
Сложно пройти мимо этого славного имени. Потому что этот «русский» почти полный тезка и “дубликат” известного француза - Армана Жана дю Плесси Ришелье (1585-1642), который прожил столько же и последние 18 лет был кардиналом Франции, помогая вдовствующей Марии Медичи и молодому Людовику 13-му (1601-1643), который в 9 лет потерял отца, первого "наварского" короля на французском престоле.
Удивительно в этих совпадениях то, что победители французов приходят во Францию - из степи, которую называют «новороссийской», «малороссийской» и их дети - выросшие на фольклоре про «Новороссию», Ришелье, «новороссийскую династию» - имели полные основания считать этот «фольклор» - местным.
А в истории Франции того периода оказалась «наварра». Наваррские короли. Наваррская династия.
Днепропетровск (сейчас «Днепро» и бывший «Новороссийск») регулярно дает миру выдающихся авантюристов (сегодня это - Коломойский, Тимошенко), вчера - мошенники масштабом поменьше (Брежнев, Кучма)....
Историческое подсознание не обманешь: эта страна помнит, что одно время дала Европе всех европейских монархов....
Итак, какие из многочисленных параллелей - между историей России/Украины и Франции - более всего интересны? Это личности
Екатерины Второй и Марии Федоровны с одной стороны -
и Екатерины Медичи и Марии Медичи - с другой.
Уникальное сочетание вдающихся качеств у тетки и ее племянницы. При этом совпадает все: место рождения, происхождение, основные события в жизни...
Только тетка - борется за своих детей, ведет активнейшую политическую борьбу за продолжение своей династии. А ее племянница - ведет благочинный образ жизни - в самом основании новой династии.
Вас никогда не забавляло, насколько румынский и молдавский языки - похожи на французский. И откуда взялось засилие французского языка в Российской империи.
Все же предельно просто: местные армейские подразделения доходили до Франции и... зачищали территорию от населения. Убивали мужчин и детей, насиловали женщин. Но - признаваться в этом - перед потомками - было как-то «неудобно»... Вот и получилось - что получилось....
Именно эти французы придумали идеалы свободы, учат им других... свысока смотрят на «Менее цивилизованных» соседей. А разница между «цивилизованностью» - и «не цивилизованностью» - сложная штука. Чаще это просто более грамотный ПиАр - против неуклюжего.
Иногда хреновое, ужасное прошлое - хороший повод, чтобы научиться слаще врать...
ПС. слово “Навара” - очень распространено у кочевых народов. Его можно встретить в современном персидском, еврейском и арабском. Навара-сия можно перевести как “Сияющий дом", "Сияющая порта". Слово очень распространенное. Производные от этого слова занимают больше 2-х страниц в арабском словаре. А "Генрих наварский" - это даже не имя, а просто титул - сиятельный правитель/ хан.