WhatsApp - MVNO WhatsApp на сети E-Plus. Крадущийся тигр, затаившийся дракон (серия "Операторы")

May 11, 2014 13:58

Только ленивый не написал, что WhatsApp стал виртуальным оператором в Германии, приводятся параметры их единственного и неповторимого тарифного планы, но более подробностей... увы, даже ссылок на WEB сайт нового оператора никто не приводит. А вопросы остаются - и про то как этот тариф выглядит на фоне предложений других операторов, есть ли какие-то еще бонусы от WhatsApp. Для интереса посмотрел пару сайтов. Не претендуя на глубокое исследование, тем не менее, хочу поделиться той информацией, которую собрал чтобы понять подробнее что же произошло. А отправную точку всегда интересно зафиксировать, а то у них все загнется через год или наоборот поменяется в лучшую сторону, а потом и не вспомнишь как все начиналось.
Итак, WhatsApp стал оператором связи и выпустил SIM-карты, а вот собственно и они.



(источник: фото с сайта)


В рекламе WhatsApp предлагает "присоединиться к Революции" - ни больше, ни меньше. На деле все оказывается гораздо более скромным проектом.


(источник: фото с сайта)

"WhatsApp договорился с немецким оператором E-Plus о продаже собственных SIM-карт" - такая фраза встречается почти в половине новостей о данном событии. И это очень правильная фраза, ее надо понимать буквально. Поясню. Все пишут про MVNO, но и MVNO может быть разного масштаба. WhatsApp стартовал очень минималистски, очень осторожно. Итак:
1. У нового "оператора" WhatsApp нет даже собственного сайта. Вся информация размещена на сайте E-Plus, на отдельной страничке. Фактически так рекламируют кобрендовые тарифы, какие-то партнерские продукты, но никак не мощный и автономный проект. WhatsApp - интернет компания, и все же даже на собственный сайт не захотела потратиться (версия "не успели" отметаются как несерьезная).
2. Всего один тариф, что конечно правильно, не настолько большую и разнообразную, если хотите диверсифицированную ценность имеет предложение WhatsApp. Тем не менее многие MVNO предлагают сразу несколько.
3. Очень осторожная реклама и продвижение. WhatsApp не стал разрабатывать отдельный бренд для этого MVNO (что правильно, так как лучший бренд это WhatsApp), даже просто красивое имя ему не стали придумывать. Реклама баннерная только в Интернет - это понятно, вся целевая аудитория только там. Никаких масштабным кампаний. В интернет вы не найдете не одного рекламного ролика, только одно промо видео оно у меня будет чуть дальше. Может что-то есть в печати? Но тут уж ничего сказать не могу, я далеко от Германии.
4. WhatsApp вышел без терминалов, без кобрендовых терминалов. А что у него есть? Есть конечно (про "социальные" терминалы я написал вторую часть " WhatsApp, Facebook - "Социальные телефоны"). Причем терминал с Nokia сейчас в продаже. Это собственно он и есть - Nokia Asha 210.


Скажу сразу, я это решение поддерживаю, все равно выход с терминалами дополнительных плюсов бы не принес (особнно с таким примитивным), ну не работает это (см вторую часть)! Тем не менее, если бы WhatsApp вышел с терминалами, это было бы пусть и неправильно, но масштабно и, если хотите, пафосно. А такой выход как раз показывает минимальный масштаб события.
5. Никакой дополнительной маркетинговой "мишуры" тоже не было. Ни промо со звездами. Ни конкурсов с призом, например, год бесплатного обслуживания. Ни запуска бонусной программы.
В общем запустились "без шума и пыли" как говорили в одном известном фильме. действительно просто договорился о продаже SIM карт и в общем-то все. Ну и раз уж мы вспомнили кино, то вот и промо ролик WhatsApp

image Click to view


(источник: официальный видеоканал WhatsApp SIM на Youtube)

Комментируя соглашение с E-Plus, глава WhatsApp по бизнес-развитию Нирадж Арора (Neeraj Arora), заявил, что теперь они стали виртуальным оператором сотовой связи. Он добавил, что это первая сделка в мире между высокотехнологичной компанией и оператором связи. В будущем компания планирует заключить аналогичные соглашения с другими операторами.
WhatsApp сотрудничает в той иной форме с 50 операторами по всему миру, - пояснил Нирадж Арора. - Операторы являются важными стратегическими партнерами WhatsApp и мы постоянно работаем с ними, чтобы предоставить инновационные предложения для пользователей во всем мире.
Ну что сказать? А вот что:
  • общие и правильные слова. Посмотрим будут ли соглашения с другими операторами
  • "поздравляю вас, гражданин, соврамши" как говорилось в бессмертной книге. Нирадж Арора видимо чуть хуже знает историю сотовой связи чем я, а может его PR служба не очень сработала, но мне сразу на ум приходят X-Series от "3" с партнерами MSN, Yahoo, eBay, Orb, Skype. Более чем адекватный пример того же уровня. Hutchison даже собственный Skypephone выпустил. Это с формальной точки зрения не MVNO, но сути дела не меняет.
Еще в феврале, Ян Кум (Jan Koum), генеральный директор мессенджера WhatsApp, недавно купленного компанией Facebook, намекнул , что компания скоро откроет новый способ работы с пользователями, начав с Германии. И вот немецкий сотовый оператор E-Plus уже начал продавать предоплаченные SIM-карты, которые дают пользователям неограниченный доступ к WhatsApp - независимо от баланса счета.


Ян Кум (Jan Koum) на Mobile World Congress 2014 (источник: фото с сайта)

Давайте теперь посмотрим на содержательную часть. Мессенджер WhatsApp выпустил в Германии собственную SIM-карту, дающую покупателям возможность бесплатного неограниченного общения в WhatsApp. Продажей SIM-карты занимается партнер WhatsApp, местный оператор E-Plus.
Вот собственно и стартовый пакет с SIM картой (ролик на немецком)

image Click to view



Сам комплект очень простой, ну разве что стикеры вложили.


(источник: сайт)



(источник: сайт)

Стоимость SIM-карты, то есть подключения, составляет €10. Эта сумма вносится на лицевой счет абонента. Он может ее потратить на звонки, SMS-сообщения и мобильный интернет.
  • Стоимость минуты вызова или одного SMS-сообщения составляет 9 центов,
  • Стоимость одного мегабайта 24 цента (интервал тарификации 10Кб).
Заплатив еще €10, это опция опция "WhatsAll", абонент получает 600 кредитов сроком на 30 дней, которые в произвольном соотношении может потратить на звонки на локальные немецкие сети, SMS и мегабайты. 1 кредит равняется минуте разговора, мегабайту интернет-трафика или одной SMS.


(источник: фото с сайта)

При этом абоненты получают возможность переписываться в WhatsApp без ограничений. Мобильный интернет-трафик, потребляемый приложением, для них полностью бесплатен. Даже если на счете будут израсходованы все средства, возможность общения в WhatsApp останется. Стоит добавить, что WhatsApp позволяет пользователям помимо текстовых сообщений отправлять также изображения, аудио и другой меда-контент. Мессенджер функционирует на любой из ныне действующих смартфонных ОС.
Скорость передачи ограничена E-Plus до 7,2 Мбит/с в downlink. E-Plus оставляет за собой право при использовании сервисом  WhatsApp трафика больше чем 1 Гб за 30 дней ограничивать скорость до 56 Кбит/с. Если абонент заказал опцию WhatsAll и пользуется услугой WhatsApp и трафик передачи данных для использования услуг WhatsApp будет больше чем 1 Гб, то превышение трафика выше 1 Гб будет списываться помегабайтно из включенных единиц опции WhatsAll. О таких деталях никто не упоминает, а зря, из все го этого складывается восприятие и ценность того или иного тарифного плана. все же в Германии уже везде LTE, популярны пакеты трафика, не скажу что это решающий фактор, но все же.
E-Plus оставляет за собой право прекратить обслуживание SIM карты, если она используется исключительно для WhatsApp в течение шести месяцев без других сервисов.
WhatsApp можно бесплатно пользоваться только внутри страны. Для тех, кто путешествует в другие страны ЕС оператор E-Plus предлагает роуминговые пакеты "WhatsApp SIM EU Sprach-Paket 50" (голосовой и дает 50 минут) и "WhatsApp SIM EU Internet-Paket 50" (данные и дает 50Мб) каждый из которых стоит €4,99 и имеет срок действия семь дней с возможностью возобновления по истечении. При этом затем происходит удвоение объема до 100 минут соответственно и 100 Мб. Детали и Карту роуминга можно найти на сайте E-Plus .

Если абонент приведет двух новых клиентов, готовых воспользоваться таким же предложением, он получает награду €10.

Напомню, само приложение WhatsApp является бесплатным только в первый год. Впоследствии, если абонент желает продолжить им пользоваться, ему придется платить ежегодно $0,99. Покупка брендинговой SIM-карты WhatsApp не позволяет избежать этой ежегодной абонентной платы в размере $0,99. Чтобы пользоваться мессендежром на смартфоне, с этой суммой придется расстаться в любом случае.

Мессенджер не случайно выбрал рынок Германии для пилотной сделки. Немецкий блог AndroidNext  указывает, что WhatsApp установлен на почти 90 процентов смартфонов в стране - что составляет около 30 миллионов пользователей.

Это стандартные условия, которые действуют для всех пользователей WhatsApp. В WhatsApp можно обмениваться мгновенными сообщениями, отправлять фото и видео, информацию о местоположении и аудиозаписи. Возможность звонков по технологии VoIP, как в Viber и Skype, в приложении отсутствует. Но в марте в Сети появились скриншоты, свидетельствующие о том, что такая функция будет добавлена в одной из будущих версий программы. Смогут ли покупатели SIM-карты WhatsApp пользоваться VoIP-звонками без ограничений, неизвестно.

Напомню, что в конце февраля WhatsApp был приобретен компанией Facebook за рекордную для индустрии сумму в $19 млрд. Денежная сделка только частично - $4 млрд компания заплатит деньгами, $12 млрд - акциями Facebook. Удивительная сумма, учитывая, что персонал компании - около 50 человек.
Аудитория WhatsApp - более 450 млн зарегистрированных пользователей, порядка 350 млн из них активны. Аудитория растет примерно на 1 млн в сутки. В течение суток WhatsApp пересылает до 50 млрд текстовых сообщений. Недавно пользователи мессенджера WhatsApp установили рекорд. В течение суток было отправлено 64 миллиарда сообщений. Информация о новом рубеже была сообщена в микроблоге сервиса.
Facebook уже успела пообещать, что WhatsApp продолжит работу в качестве независимого сервиса, сохранив свой бренд, т.е. по схеме Instagram. Создатель и гендиректор WhatsApp Ян Коум войдет в совет директоров Facbook.
Что изменится для пользователей? Стороны обещают, что ничего - в частности, в сервисе не появится реклама, которая бы мешала общению пользователей.

Теперь давайте посмотрим на предложение WhatsApp в сравнении с другими операторами сотовой связи. Тарифный план WhatsApp это классический тариф "Pay as you go", с отсутствием пакетов, в Европе это обычные pre-paid тарифы.
В Германии три основных оператора связи GSM/3G/LTE T-Mobil, Vodafone, E-Plus + O2 с 3G/LTE и еще куча MVNO и MVNE - Tchibo mobile из ритела, BASE, что-то для турок, что-то для детей и...и...и...и...и...и...и. Короче  сравню только с основными. Основными полноценными операторами и основными MVNO все же играют в одной нише, по одной модели.



(источник: фото с сайта)

Патриарх немецкого сотового рынка T-Mobile. Первый GSM оператор, сейчас уже имеет и 3G и LTE. Вот какая линейка у них есть в pre-paid.  Всего три тарифа.


(источник: сайт оператора T-Mobile)

Просто для сравнения. Тарифные планы с минимальным сроком например 24 месяца, с минимальной месячной платой, но с возможностью покупки субсидированного смартфона, например, Sony Xperia Z за 1 евро. Согласитесь глупо сравнивать такое с WhatsApp. Как вы видите в каждый из тарифных планов включены пакеты минут, SMS и данные.



Это Vodafone, второй по величине оператор Германии. Это prepaid, остальное у них привязано к терминалом. Тоже есть опции для студентов и т.д.  всего четыре плана.


(источник: сайт оператора Vodafone)

Третий главный игрок на немецком рынке - E-Plus. всего один тарифный план под суб-брендом BASE (low-end и молодежь).


а это уже для сравнения линейка тарифов с включенными минутами, SMS и объемом дата трафика.



Относительно новый игрок - Telefonica, O2. здесь всего два pre-paid плана с несколькими опциями.


(источник: сайт оператора О2)

Теперь, просто для интереса, посмотрим на их базовые тарифы для физ лиц. Почему базовые? Да тому что есть еще для молодежи, для индивидуального бизнеса и т.д. Но это самые подходящие для сравнеия остальные дороже или спец условия. Да и еще есть куча опций, я не буду делать супер подробного анализа. Вот что значит новый оператора, вот что значит оператор который пришел на рынок с 3G а затем LTE сетью - пакеты трафика, голос и SMS практически везде flat.



но это тарифы с плюсами в виде пакетов, но и обязательствами. А вот теперь посмотрите как волшебным образом карета превращается в тыкву тариф Basic Flex из €9.99  в месяц превращается в €14.98  стоит только поменять срок контракта с 24 месяцев на 1 месяц (то есть без обязательств). Интересно также взглянуть и на доп опции, надеюсь понятно практически без перевода.


К чему я это? Да к тому что у нас работают до сих пор в сотовой связи "специалисты" искренне считающие что в Европе все как в России, только что субсидии есть на телефоны. Там все гораздо сложнее и запутанней, больше тарифных планов, больше комбинаторики, больше условий. но вернемся к  тарифу WhatsApp. я надеюсь вы все поняли? Нет? что не понравился "калейдоскоп" операторских тарифов и разноцветных страниц? Ну тогда я сделал вот такую вот табличку.




Источники: BASE E-Plus, T-Mobile, Vodafone, O2.

в таблицу вошли только pre-paid тарифы без абоненской платы. Возможно я где-то ошибся при переводе, несомненно есть много тарифных опций позволяющих улучшать, модифицровать предложения, но... Но пока так, может будет время улучшу таблицу. Тем не менее эта таблица дает общее представление о pre-paid тарифах в Германии на момент запуска WhatsApp.
Ничего революционного WhatsApp не запустил. Похоже 9 центов, вообще стандартная цифра для мобильного рынка этой страны. У E-Plus был специфический pre-paid тариф, с безлимитом внутри сети, но с дорогой минутой относительно конкурентов. Сейчас с помощью предложения WhatsApp они все выровняли, но не вырвались вперед.

На самом деле, для тех кто ,как правило, часто использует смартфон WhatsApp SIM не пошел бы. Ни большого объема телефонных звонков, ни flat SMS или безлимитного серфинга в мобильном Интернет. Все же пользователи смартфонов выбирают пакетные тарифы с включенным объемом трафика. А пользователям не-смартфонов некуда WhasApp ставить.
Несколько  спасает ситуацию  платная опция WhatsAll за 10 € на 30 дней, которая дает тарифных 600 единиц. Потреблять единицы можно на голос и продолжать пользоваться Whats App безлимито. Дофиксированная ставка не истечет. Я думаю  целевая аудитория дети, подростки и совсем молодые люди, у всех них плохо с бюджетом. Никакого взрыва пользовательского интреса к новому MVNO я не жду.

Еще раз про стартовый комплект. В картонный пакет входит краткая инструкция, картонная подложка с SIM-картой, наклейки со стандартными смайликами WhatsApp и реклама о том что вам платят за приглашение новых абонетов €10 на счет.











(источник: все фото этой серии взяты из альбома Flickr)

Стартовый комплект WhatsApp SIM можно заказать в Интернет непосредственно на страничке WhatsApp от самой компании E-Plus со временем доставки по крайней мере два дня. Или в крупных интернет магазинах Amazon, eBay, online Shopping portal MeinPaket с доставкой Deutsche Post/DHL. Доставка будет даже быстрее.


(источник: сайт E-Plus)



(источник: сайт Amazon)



(источник: сайт Mein Paket)

Купленные через интернет и полученные по почте SIM карты прежде всего необходимо активировать. Это делается на WEB сайте E-Plus на страничке WhatsApp. Там вы должны указать номер SIM-карты и ее PUK 2. Кроме того свои данные для активации карты.


(источник: сайт E-Plus)

Необходимо также убедиться, что адрес электронной почты правильный, так как вам будет отправлено письмо со ссылкой в процессе активации.



При желании вы можете сразу же использовать стартовый баланс €10 для подключения опции WhatsAll на 600 единиц, но это необязательно. Вы можете оставить эти средства для оплаты услуг по принципу "pay-as-you-go" без обязательств и сроков действия.

Если вы, например, были приглашены, то вам также выводится окно "Направить Код" и приглашающий вас получит свои €10 на счет.

Затем можно зарегистрироваться в системе обслуживания клиентов E-Plus - WhatsApp SIM. После активации карты (а не раньше) вы можете создать учетную запись пользователя в системе обслуживания клиентов E-Plus.



При регистрации аккаунта на сайте вы получаете пароль, который отправляется Вам на мобильный номер, поэтому важно чтобы SIM-карта была активна еще до создания учетных записей пользователей.

Так выглядит система обслуживание клиентов на сайте:



Ну что сказать? Простенько, далеко E-Plus до наших Интернет кабинетов МТС и Билайна с десятками пунктов и подпунктов и очень развитым функционалом.
В системе самообслуживания и поддержки клиентов E-Plus для WhatsAppSIM вы можете настроить все параметры тарифа, пополнить его, изменить данные и так далее. при этом важно что E-Plus/WhatsApp поощряет регистрацию в интернет-кабинете добавлением €1 на счет, немного но все же (обратите внимание, на скриншоте стартовый баланс увеличился и теперь не €10, а €11 на счете). В значительной степени то же самое, что в Medion (MVNO AldiTalk сети супермаркетов Aldi), там также платят €1 за регистрацию в системе самообслуживания.

Помимо WEB интерфейса есть еще возможность управления своим тарифом через приложение для смартфона. Оно никак не связанное с приложением WhatsApp для передачи сообщений. Но оно оформлено в стиле WhatsApp, включая цвета и фоновый рисунок. Приложение E-Plus для обслуживания клиентов WhatsApp SIM доступно для Android и IOS. Для Android даже номер телефона определяется автоматически и на него отправляется пароль в фоновом режиме и вы будете автоматически авторизованы. С WhatsAppSIM приложением вы можете приобретать дополнительные пакеты WhatsAll (600 единиц), пополнить счет. Это очень просто и понятно, делается прямым переводом  из интернет-банка. Возможно настроить автоматическое пополнение.


(источник: фотография с сайта)











(источник: Google play)

Первые абоненты WhatsApp уже смогли попробовать нового оператора в деле. Как пишут первые "тестеры", чтобы проверить  действительно ли отсутствуют затраты на мобильный Интернет при использовании WhatsApp, они отправили несколько крупных снимков со смартфона через приложение WhatsApp. Даже после того  как прошло несколько минут стартовый баланс не был уменьшен.

Баннерная реклама в действии. Основной упор WhatsApp сделал на Интернет.



На разных сайтах, в разных форматах - вертикальный, горизонтальный - встречаются разные баннеры. Вот примеры большинства из них.













Ну в звершение статьи немного информации о состоянии рынка, чтобы понимать на каком фоне происходит запуск WhatsApp. Модель MVNO крайне сложна для компаний, извлекать большие прибыли практически невозможно, так как маржа очень невелика.
Однако рынок Германии особенный рынок в плане развития MVNO. Вот данные по доли рынка в компаниях MVNO в разнгых странах Европы. Данные старые, но более новых не нашел по доли рынка.
Очень мощно растет Германия, активно происходит рост и во Франции - от 1% до 9%, в основном благодаря Virgin Mobile, который аккумулировал 40% всех абонетов MVNO к 2010 году. В Англии MVNO заняли accounted for 10% рынка 2010, на 2 п.п выше чем в 2005 году, этот рост обеспечили "supermarket MVNO" запущенные ритейлерами Tesco и Asda и провайдеры для иммигрантов которые предлагают дешевые международные звонки такие как Lycamobile и Lebara Mobile.


Доля рынка MVNO в абонетах по странам [Source: Analysys Mason, Telecoms Market Matrix, Q4 2010]
(источник: сайт Analysys Mason)

В абсолютных цифрах это выглядит так. Как мы видим Германия один из лидеров в области развития MVNO. Это уже 2013 год. Это графики из отчета "Mobile Economy Europe 2013" подготовленного GSMA.



При этом позиции лидеров размываются в большинстве стран, включая Германию


В Германии очень высока доля абонентов использующих MVNO. Я не собираюсь делать сейчас глубоко анализа, интересующиеся могут поискать в интернет ответы на вопросы.
Вот список MVNO в Германии. Согласитесь внушиительный список. Это у нас раз-два и обчелся. Конечно названия компаний приведенных в этом списке никому ничего не скажут, я это привел просто "для солидности" чтобы показать насколько развит этот сегмент рынка. При этом, как мы видели ранее, подобная модель бизнеса в Германии, если уж не процветает, так уж точно хорошо существует.  В том числе и такая специфика рынка, и успешная немецкая экономика,и большое население сыграли свою роль в том чтобы WhatsApp начал свои эксперименты с MVNO именно в этой стране.



(источник: сайт MVNO dynamics)

Как указывают аналитики пока явно видны два источника роста MVNO - производители оборудования/устройств предлающие data services и ритейлеры. В обеих случаях есть своя специфика и свои вызовы.
Для полноты картины несколько слов/графиков о ситуации в Европе/Германии, ятобы было понятно на каком бизнес "фоне" запускается WhatsApp и почему такие инициативы возникают. Ни для кого общие тенденции не секрет, но с цифрами вылядит нагляднее и убедительнее. Я уже приводил здесь графики из отчета "Mobile Economy Europe 2013" подготовленного GSMA. Дальше будет еще немного цифр, просто чтобы понять в какой обстановке развертывается проект WhatsApp. В основном это цифры по Европе, глубоко анализировать рынок сотовой связи Германии нет ни желания, ни времени, да и это и не нужно, так как важны главные тренды более или менне одинаковые во всех странах. Германия имеет вполне нормальное проникновение SIM карт, это не запредельные российские цифры.


Просто для сведения, раз уж раньше при обсуждении тарифов мы вспоминали про pre-paid и post-paid, то вот информация по структуре этих видов расчетов с клиентом. Германия снова в середине, без явных акцентов на то или другое. Европейские операторы сактивно стимулируют внедрение именно pos-paid, так как ARPU на post-paid выше. Сейчас в целом по Европе доля pre-paid 50%, в 2011 году доля состовляла 52%.



А вот весьма печальный график, печальный для операторов, но приятный потребителям. Не знаю как делался этот график, подразумеваю что это абсолютные цифры. А если учесть инфляцию то будет еще печальнее. в Германии кстати самая дешевая связь из всех приведенных здесь стран. Падение обусловлено несколькими факторами% ценовой конкуренцие существующих операторов и выходом новых игроков на рынки Европы, регуляторика (прежде всего интерконнект и роуминг), более широкое распространение мульти-SIM устройств позволяющее абонентам оптимизировать расходы на связь и выбирать низкие цены от каждого из операторов по разным категориям услуг.



Германия снова в лидерах, но в лидерах падения. Возможно не в последнюю очередь это связано и с деятельностью MVNO. Причины те же что и выше.


Достаточно сложный график. Это расчет стоимости потребительской корзины в мобильной связи.  Разные цвета - от темно-синего до светло-серого -  означачают разные категории потребителей. Темно-синий  это low-end самые низкодоходные абоненты, на дешевых тарифах с примитивными телефонами. Методику не знаю и не хочу искать, просто посмотрите на динамику за год с 2011 по 2012, и если в Англии и Штатах стабилизация и небольшой рост, то в Германии падение.



Перейдем теперь к Мобильному Интернету. Европа консервативный маркет, кроме того терминалы субсидируются с обязательством в пол-тора два года что тормозит появление новых смартфонов на сети. Хорошо развит проводной Интернет. Итак вот и результат.


Просто для сведения статистика по потребляемому трафику. Это 2013 год, практически без LTE. LTE несомненно сильно увеличит объемы потребляемого трафика.


Теплее, теплее, еще теплее. Ну и вот к чему это приводит data услуги начинают пожирать голос Хотел бы я так написать, но это пока не так. Data услуги пока начинают пожирать messaging. Падение в голосе это см. выше - снижение цен, регуляторика  ит.д, а рост в data это конечно все еще позиционирование интернет услуг как премиальных, просто для премиальности ищутся все новые и новые причины: 3G, HSPA, HSPA+, LTE, LTE-A.



И наконец выводы, что же привело к падению вручки сотовых операторов в Европе, в отчеты каждый из пунктов расписан подробно, но нас интересует только один  имеющий отношение к WhatsApp - New online messaging services.


С ростом проникновения смартфонов online messaging services такие как Viber и WhatsApp растут экспоненциально в Европе. На ряде европейских рынков мы уже можем увидеть материализвцию влияние ОТТ игроков на доходы операторов от messaging. Наиболее широко известен пример KPN в Нидерландах, где оператор отчитался о 13% снижение доходов в сегменте массового рынка, объясняя это исключительно влиянием online messaging services. Эти данные подтверждаются OPTA (местным регулятором) опубликовавшим статистику показывающую 5% падение объема SMS в 2011 году, в то время как годом раньше был рост 27.1%. В качестве главного "убийцы" SMS выступает WhatsApp которого KPN называет главной причиной падения доходов от messaging. Порядка 85% клиентов молодежного суб-бренда “Hi” пользуются им. Анализ 19 развитых рвнков (16 из которых находились в Европе) проведенный GSMA Wireless Intelligence показал что выручка от услуг messaging не менялась в первой половине 2011 и начала падать в первой половине 2012 года.
10 европейских операторов указали на падение выручки от услуг messaging в 2013 году. Отдельный случай Испания, где два лидирующих оператора Vodafone и Movistar сообщают о падении выручки от messaging каждый квартал с 2010 года до середины 2012.



Если говорить про весь мир, то за 2013 год доходы операторов сотовой связи в категории SMS и MMS сообщений снизились на 4% и составили 104 млрд. Данные цифры приведены аналитической компанией Strategy Analytics. Эксперты прогнозируют, что за следующие три года выручка от данных услуг вовсе сократиться на 20%. Причина такого снижения популярности кроется в широком распространении over-the-top сайтов, которые используют сети Интернет в качестве отправки сообщений. При этом ярким примером является именно WhatsApp.

Такая вот ситуация сейчас в Европе. Рынок Uермании у меня нет желания анализировать, да и это в контесте данной статьи не так уж и важно.

что же пишуть аналитики и журналисты в статьях и новостях про запуск MVNO.
"Выпуск предоплаченных "симок" по сути делает стартап MVNO - телекоммуникационной компанией, которая предоставляет услуги мобильной связи по модели виртуального оператора, арендуя чужие сети (в данном случае принадлежащих местному оператору E-Plus). Сделка выгодна обеим сторонам. WhatsApp сможет позиционировать себя как оператор, а не просто как приложение для обмена сообщениями.
В свою очередь, E-Plus получит шанс привлечь к себе новых абонентов без крупных расходов на маркетинг. По данным немецкого блога AndroidNext, приложение WhatsApp установлено на 90% смартфонах в Германии. Им пользуются около 30 миллионов жителей страны."
Написано во многих нет практически во всех обзорах по этому поводу (по крайней мере тех чтоя прочел, готовясь к анписанию этой статьи, причем и русских и иностранных), разными словами, но основной смысл этот.
Я с этим не согласен.
1. WhatsApp сможет позиционировать себя как оператор - в чем это выражается и что дает абонетам. А нигего, да и позиционирования собого я не заметил.
2. Приложение WhatsApp установлено на 90% смартфонах в Германии - а это говорит о том что существенно свою базу WhatsApp не расширит, он и так стоит на всех смартфонах, не зависимо от оператора.
3. В свою очередь, E-Plus получит шанс привлечь к себе новых абонентов без крупных расходов на маркетинг - крупных расходов действительно нет, но нет и уникального предложения, никого они не привлекут. Так еще раз о себе напомнят.

Повторюсь. WhatsApp это просто эксперименты, накопление опыта, PR, возможно PR как то связанный с их сделкой с Facebook. Никакого серьезного проекта я не увидел. "Убийственного" предложения просто нет. Для E-Plus, похоже это просто PR. Единственный плюс - они не стали в угоду WhatsApp тратить много денег на этот проект. Понятно что европейские операторы в тупике, понятно что они ищут пути развития, часто нелогичные, странные пути, но хоть E-Plus не стал глубко заниматься ерундистикой.
Правда и большой выгоды E-Plus от этого проекта не получит. Мой прогноз - "игрушка", поиграют, поиграют и скоро забудут или забудут и закроют.

Как я и обещал небольшая информация по "социальным" телефонам/смартфонам в следующей части " WhatsApp, Facebook - "Социальные телефоны", так как ЖЖ не позволят писать длинные посты.

Следующая часть>>>

Другие материалы по теме "Операторы" и материалы по телеком тематике можно найти посмотрев " Содержание журнала".

whatsapp, vas, Германия, mvno, e-plus

Previous post Next post
Up