WhatsApp, Facebook - "Социальные телефоны" (серия "Терминалы")

May 11, 2014 13:59

Продолжение записи "WhatsApp - MVNO WhatsApp на сети E-Plus. Крадущийся тигр, затаившийся дракон".Так как ЖЖ не позволяет создавать длинные записи, то пришлось статью про виртуального оператора WhatsApp разбить на две части. Эта часть посвящена специализированным смартфонам WhatsApp и Facebook.

Вообще-то, специализированный смартфон был у WhatsApp еще год назад. Несколько слов о нем. Nokia Asha 210 был анонсирован в начале 2013 года. Яркая внешность а-ля  Lumia, две активные SIM-карты, QWERTY-клавиатура. Кроме того в аппарате имеется Wi-Fi, 2-мегапиксельная камера, поддержка карт micro-SD, работает телефон на платформе S40. Телефон ориентирован на активных пользователей соцсетей.




Сервис WhatsApp имеет выделенную кнопку. При наличии интернета пользователю доступны широкие возможности переписки и отправки файлов. Благодаря интеграции информации из соцсетей в телефонную книгу вы сможете начинать общение в WhatsApp непосредственно из профиля контакта.
«Наша цель - предоставить возможность пользоваться сервисами WhatsApp как можно большему количеству людей», - говорит Брайан Эктон, соучредитель WhatsApp Inc. - Мы очень воодушевлены началом нашего партнерства с Nokia Asha, что полностью соответствует нашей стратегии, призванной облегчить общение со своими друзьями для каждого в этом мире». чтобы придать этому аппарату еще больше привлекательности Nokia и WhatsApp договорились о том что его пользователям будет предоставлена бесплатная подписка на WhatsApp на весь срок жизни терминала, то есть клиенты смогут сэкономить $0.99 в год.
Как вы можете догадаться, WhatsApp это еще не все. В сочетании с соцсетями Facebook и Twitter и благодаря поддержке популярных почтовых служб вроде Gmail, Mail.ru и “Яндекса” возможности невербального общения с помощью Nokia Asha 210 становятся просто всеохватывающими. И не бойтесь пропустить сообщение. Уведомления чатов выводятся на главный экран. Оставайтесь на связи.

Обратите внимание на кнопку. В части аппаратов это "WhatsApp", в части - "Facebook", и в других - просто вызов WEB браузер. Видимо в Nokia понимают что партнерство с WhatsApp не более чем небольшой рекламный трюк для ряда рынков и не кладут "все яйца в одну корзину", а выпускают много версий одного аппарата.






(источник: фото с сайта Mobile-Kit)

Никакой революции Asha 210 конечно не совершила. Мое личное мнение, что это было нужно скорее Nokia, чем WhatsApp. Nokia живет за счет бюджетных телефонов, а они стремительно вытесняются дешевыми смартфонами, да и Symbian умирающая платформа для которой так мало интересных приложений любимых абонентами. Поэтому Nokia просто хочет придать импульс продажам той или иной модели "примазавшись к чужой славе". WhatsApp вообще не нужно такое сотрудничество, его клиент отлично работает на любой платформе. WhatsApp набрал критическую массу пользователей и его рост идет не за счет продаж телефонов с клиентом, а зачет вовлечения новых пользователей существующими и, соответственно, клиентское предложение WhatsApp ставится на любой телефон нового абонента.

Вообще история социальных телефонов началась задолго до Asha 210. Напомню ее просто для общего развития и понимания всей полноты картины.

Вероятно самым "громким" был проект Facebook и HTC. Смартфоны HTC ChaCha и Salsa были анонсированы в феврале 2011 года на Mobile World Congress в Барселоне. Специально для лучшей интеграции с Facebook HTC несколько изменил оболочку Sense в ChaCha и Salsa. На лицевой панели HTC ChaCha и Salsa можно обнаружить специальную кнопку, главной и единственной функцией которой является упрощение доступа к Facebook. При нажатии на специальную кнопку с логотипом социальной сети пользователь может мгновенно обновить свой статус, загрузить фотографию, сообщить свое местоположение или поделиться с друзьями музыкой, которую воспроизводит проигрыватель смартфона. Кроме того, аппараты «по умолчанию» получили более тесную интеграцию с Facebook. Например, при звонке абоненту, который зарегистрирован в социальной сети, на экран будут выведены его новые фотографии, статус и уведомление о дне рождении. Естественно, эта информация будет обновляться и при входящих вызовах от «френдов» на Facebook.



(источник: фото с сайта 4pda)
Cмартфон HTC ChaCha с кнопкой доступа в Facebook, 2011 год

HTC ChaCha - смартфон с сенсорным дисплеем и QWERTY-клавиатурой. Смартфон имеет удобную слегка изогнутую форму.  Считается что это более эргономичная форма для набора текста.

image Click to view





(источник: фото с сайта компании merlion)
Cмартфон HTC Salsa с кнопкой доступа в Facebook, 2011 год

image Click to view



Под клавиатурой HTC ChaCha (или под экраном в случае с HTC Salsa) можно обнаружить кнопку «facebook». На первый взгляд она имеет только одно предназначение - вызов персональной страницы в социальной сети через браузер (или же запуск специального приложения), однако на деле все несколько сложнее. В зависимости от запущенного приложения нажатие на кнопку будет инициировать различные действия, которые, впрочем, так или иначе связаны с активностью в социальной сети. К примеру, если запущен проигрыватель, то с помощью этой кнопки пользователь может отправить своим друзьям информацию о том, что он сейчас слушает, а если браузер - ссылку на открытую страницу. Кроме того, нажатием на «facebook» можно загрузить свежие снимки, полученные с помощью «Facebook-фона». Раньше для этого требовалось выполнить несколько действий.

Однако целевая аудитория не восприняла эти устройства, проект провалился. И снова этот проект был нужен скорее производителю телефонов. Facebook - крупнейшая в мире социальная сеть с аудиторией более миллиарда человек. Для HTC прямое сотрудничество с ней выглядело как еще один, параллельный флагману One, шанс выбраться из кризисной ситуации. Думаю что был интерес и у Facebook, но не в том чтобы привлечь новых пользователей. Facebook, понимая потенциал и популярность "мобильного" образа жизни, скорее всего хотела бы обогатится опытом HTC, опробовать свои силы вместе с партнером, прежде чем делать что-то свое. Думаю что свои задачи Facebook если не полностью, то частично решила, а вот HTC "прогорела" в этом проекте.

Но в HTC не сдались и сделали еще одну попытку остаться в сердцах поклонников Facebook. Не удивительно что HTC на гране смерти, если в компании не могут сделать очевидных выводов из провала и предпочитают наступать на грабли с завидным упорством. И в результате долгой работы на свет появился настоящий "фэйсбукофон" HTC first, первым получивший оболочку Facebook Home. Специалисты Facebook создали фирменную оболочку, некоторое время эксклюзивную для данного устройства, а HTC - разработали само устройство. Телефон был анонсирован 12 апреля 2013 года, не знаю нсколько случайно была выбрана эта дата, или HTC надеялся что каки Гагарин их смартфон достигнет космических высот.



(источник: фото с сайта)

HTC first оснащался 4,3-дюймовым дисплеем с разрешением 1280х720 точек, 2-ядерным процессором Snapdragon 400 с частотой 1,4 ГГц, 1 ГБ оперативной и 16 ГБ встроенной памяти, которую, к сожалению, нельзя было расширить. Также в нем установлена основная 5-мегапиксельная камера с LED-вспышкой и возможностью записи видео 1080р, а дополнительная, лицевая, снимает в разрешении 1,6-мегапикселов. Из беспроводных опций в HTC First есть Wi-Fi 802.11 a/b/g/n, Bluetooth 4.0 и NFC. Смартфон может работать в сетях GSM, HSPA+ и LTE. Питается он от аккумулятора на 2000 мАч.



В продажу HTC first пока поступил только в сети североамериканского оператора AT&T по субсидированной цене в $99 с 2-летним контрактом. В тоже время, заявлялось, что обычная его стоимость находится на уровне $449.

Надстройка Facebook Home убирает приложения на второй план и позволяет вывести общение с людьми на первый план. Надстройка изменяет интерфейс Android но особо не проникает в систему. Условно Home можно разделить на три составляющие. Первая выводит на дисплей фотографии от контактов в Facebook сразу после разблокировки смартфона. Тут же пользователь может сразу их прокомментировать или отметить. Вторая функция отображает новые сообщения из Facebook поверх открытого приложения, и позволяет тут же отвечать на него. Третья выводит на главный рабочий стол все оповещения, будь то пропущенный звонок, сообщение или комментарий из Facebook. Также никуда не делась синхронизация контактов с социальной сетью и его стандартные возможности для Android, включая отправку фотографий и видео прямо из галереи.



(источник: фотография с сайта The Blue tech)

Как видно, глобальных изменений в Android Facebook не сделал. И это также подтверждает тем, что Home можно будет установить на смартфоны поверх интерфейса Android. Начиная с 12 апреля Facebook начнет распространять Home через Google Play для нескольких смартфонов, в числе которых Samsung Galaxy SIII и Note II, а также HTC One X и One X+. Когда появится поддержка других моделей в социальной сети пока не раскрывают. Точно также они не говорят и о версии для планшетов, хотя признают, что работы над ней уже ведутся.

Уже по прошествии месяца с официального запуска прошло все поняли, что и второй совместный опыт Facebook и HTC получился не самым удачным. Несмотря на достаточно пышный анонс, с участием Марка Цукерберга, и хорошего партнера-оператора в лице AT&T смартфон не стал популярным. Согласно информации Трипа Чодри (Trip Chowdhry) из Global Equities Research, у оператора за первый месяц было продано лишь около 10 000 HTC first. Похоже, именно это послужило причиной снижения стоимости устройства до $1 с двухлетним контрактом, а затем и прекращения продаж. Сложно назвать одну причину провала. Это проект сопровождался упреками партнеров. НТС надеялась что Facebook home будет эксклюзивно доступна только на HTC first в течении долгого времени, что Facebook приложит больше усилий для продвижение смартфона. Но этого не случилось, Facebook достаточно прагматично  отнесся к партнерству с HTC и больших преференций и поддержки не обеспечила. И это говорит о "серьезности" намерений социальной сети. Сам же смартфон винить сложно: и внешне, и с технической стороны он получился простым и даже привлекательным. Возможно, сама оболочка Facebook Home оказалась недостаточно качественной, она собрала очень много негативных отзывов в Google Play. Но вероятнее всего миру просто не нужен "фэйсбукофон", даже активных пользователей устраивает обычный мобильный клиент. Я думаю в Facebook это понимали и занимались экспериментами "на кошечках" - провели эксперимент, создали оболочку, получили отклики пользователей, накопили определенный опыт.

Но вернемся немного назад. Cнова Nokia, снова серия Asha.  помимо грандиозных проектов с НТС были и более скромные попытки выпуска Facebook смартфонов. Nokia Asha 205 была анонсирована в ноябре 2012 года. Nokia Asha 205 - стильный телефон, работающий на платформе Series 40 Developer Platform 2.0, оснащенный TFT-дисплеем, отображающим до 65 тыс. цветов, с диагональю 2.4" и камерой на 0.3 Mpx, делающей снимки с разрешением 640 x 480 px. Впервые у Nokia он был оснащен спецкнопкой Facebook для быстрого доступа к одноименному сервису. Поддерживает новую технологию Slam для упрощения процесса передачи информации по Bluetooth: при отправке выбранного файла автоматически устанавливается соединение с ближайшим поддерживающим Bluetooth устройством. Nokia назвала цену устройства - €62.




(источник: фото с сайта Pak mobi zone)

Nokia Asha 205 являлась самым доступным телефоном Nokia с полноценной QWERTY-клавиатурой: его можно было найти в рознице по цене от 2 000 рублей. Ко всему прочему Asha 205 поддерживает одновременную работу 2-х SIM-карт, так что в начальном ценовом сегменте это получается идеальный телефон для общения. Не забыта и мультимедийная часть: поддерживаются карточки памяти, а также имеется стандартный 3,5 мм мини-джек для подключения любых наушников. В паре с долгим временем работы от батареи телефон может вполне заменить MP3-плеер. Для коммуникации аппарат может предложить: Web-браузер, EDGE, Bluetooth и т.д.
Для обмена сообщениями были доступны приложения: Google Talk, Facebook chat, Windows Live Messenger, Direct chat. На главном меню можно расположить наиболее востребованные приложения, и они будут длинной полосой разделенной по пять иконок. Главный экран состоит из трех секций, каждую их которых пользователь сможет настроить самостоятельно. Так же есть возможность загрузить с помощью мобильного интернета 40 бесплатных игр от Electronic Art. конечно реализация Facebook очень примитивна, кнопку Facebook используется для запуска приложения и для быстрого доступа к страницам своих друзей.
Не буду снова повторяться - Nokia использует бренд Facebook чтобы придать дополнительный импульс продажам.

Углубимся в историю еще больше. И до Nokia, и до 2012 года выходили аппараты с Facebook кнопкой. Одним из первых такие терминалы выпустил Vodafone. В июле 2011 года был анонсирован Vodafone 555 Blue специально для рынка Индии.  Традиционно, как и большинство социальных телефонов, этот аппарат имеет QWERTY клавиатуру и выделенную Facebook кнопку. аппарат похож на выпущенный перед ним смартфон HTC Chacha, но Vodafone 555 Blue не имеет тачскина и это не смартфон. Это фичафон с загруженной закрытой операционной системой от Vodafone.


Vodafone 555 Blue оснащен 40 МБ встроенной памяти, 2 Мп камерой, оснащен FM радио, беспроводным адаптером Bluetooth 2.1, слотом для карт памяти формата microSD, 3,5 мм аудио разъемом и аккумулятором емкостью 1000 мАч. Телефон построен на 200 МГц процессоре MediaTek и работает только в сетях GSM / EDGE (900 / 1800 МГц) и не обладает поддержкой 3G. Цена в момент аноса была указана как "около $100". Vodafone 555 стоил в Индии 4 550 рупий (по сегодняшнему курсу 2 600 рублей, не знаю какой курс был в 2011 году). Произведен этот аппарат был компаний Alcatel.
Конечно в таких инициативах есть смысл. Во первых-аппарат прилично смотрится, и я не побоюсь этого слова "приятно" смотрится. Во-вторых есть выделанная социальная кнопка и акцент на Facebook. В комбинации с какой-нибудь тарифной опцией по безлимитному доступу в Facebook это имеет глубокий смысл для "бедных рынков", таких как Индиия. В-третьих, цена.

Vodafone был не одинок в своем стремлении нести доброе, вечное предложить развивающимся рынкам дешевый терминал с социальной функциональностью. Уже в ноябре 2011 года и французский оператор Orange выпустил серию "Facebook phones" для Европы и Африки производителем которой выступил Alcatel с ценой €100.




(источник: сайт ZDnet)
Orange OT-585F (слева), Orange OT-813F (в центре), Orange OT-908F (справа)

И в этой инициативе я еще вижу какой-то смысл, тогда в 2011 году для Африки и для некоторых европейских рынков (Orange  в Европе представлен и в Румынии и в Молдавии) был важен дешевый смартфон. А функционал работы с Facebook придавал терминалу еще большую привлекательность. Эти устройства Orange запустил в 15 странах включая Румынию, Польшу, Францию (и там есть низко доходные категории, мигранты например), и Испанию в Европе, остальные страны - это рынки Африки где представлен Orange.
Orange OT-585F (слева) имеет QWERTY клавиатуру, 2МП камеру,  MP3 плееер и GPRS функционал, кроме того выделенную кнопку Facebook - как и все представленные модели. Цена примерно €40-50.
Наряду с вышеперечисленным функционалом предыдущей модели Orange OT-813F (в центре) поддерживает EDGE (2.5G) и Wi-Fi connectivity, у него 2.4" тачскрин. у терминала физические кнопки для контроля громкости музыки. И цена при этом всего €50-60.
Orange OT-908F (справа) работает под управлением Android 2.2 ('Froyo') и является самым доступным устройством с Android на рынке. Помимомвыделенной кнопкой для Facebook, наряду с двумя другими телефонами, и тачскрином этот терминал имеет неограниченный доступ в  Facebook.

И тогда же, в ноябре 2011 года, параллельно с Orange выпустала свой социальный телефон компания Motorola. Аппарат MOTOKEY SOCIAL (или Motorola EX225). Моноблок Motorola EX225 традиционно располагает QWERTY-клавиатурой, отдельной Facebook-кнопкой, интеграцией с социальной сетью на уровне пользовательского интерфейса, 2.4-дюймовым тачскином, 3.1 МП камерой и FM радио. Новинка работает как в сетях 2G, так и в сетях 3G и поддерживает Bluetooth и Wi-Fi. Компания анонсировала цену $99.




MOTOKEY SOCIAL для своего времени вполне достойный телефон с достойной ценой.  Ничего выдающего он не несет. Это шаг Motorola можно тоже считать вполне осмысленным, в отличии от инициатив НТС. Motorola, Orange, Vodafone, Nokia выпускали дешевые телефоны предназначенные для low-end сегмента, для которого кнопка/функционал Facebook или WhatsApp что-то значат, особенно в комплексе с тарифными опциями по безлимитному/дешевому доступу к этим приложениям. Эти компании достаточно прагматично смотрели на сотрудничество с соцсетью и использовали бренд Facebook больше для рекламы, для придания большего импульса продажам, не пытаясь создать "новый клиентский опыт" или что-то сильно продвинутое.  Абоненты, у которых есть деньги, выбирают смартфоны не по наличию в них интеграции с Facebook или WhatsApp, а по другим разным критериям. Поэтому и эксперименты HTC мне кажутся весьма странными.

Ну и напоследок немного экзотики. и снова совершим скачок во времени. вернемся в июль 2013 года. именно тогда индийский оператор Reliance анонсировал свой новый фичафон Reliance CG300 с выделенными кнопками Facebook и Nimbuzz. Причем партнерство именно с Nimbuzz было определяющим. Телефон произведен китайской компанией Haier.


(источник: фотография с сайта TNW)

Reliance CG300 имеет QWERTY-клавиатуру, отдельную Facebook и Nimbuzz кнопку, поддерживает загрузку Java приложений и может работать с двумя SIM картами. Цена его  2 499 рупий (по сегодняшнему курсу 1 520 рублей, не знаю какой курс был в 2013 году).
В Индии наиболее популярными являются мессенджеры WhatsApp, WeChat и Line. Nimbuzz так же популярное чат приложение с 25 миллионами пользователей в Индии. С помощью партнерства с  Reliance компания Nimbuzz надеется привлечь еще больше пользователей.
Для тех кто не знает что такое Nimbuzz.
Эта программа относится к категории бесплатных приложений, при ее помощи можно отправлять друзьям текстовые сообщения, создавать голосовое и видео общение, а также обмениваться картинками, музыкой и клипами. Может показаться, что Nimbuzz является полным аналогом известного клиента под названием Skype, однако на деле здесь все гораздо интереснее. Ключевая особенность приложения заключается в том, что Nimbuzz представляет собой не простой чат-клиент, а комплексный агрегатор мессенджеров. Другими словами, Nimbuzz позволяет общаться пользователям, зарегистрированным в различных сервисах.




Nimbuzz CEO Vikas Saxena утверждает что телефон имеет потенциал для конкуренции со смартфонами Android начального уровня в индии. Он верит что устройства имеет потенциал "миллионных" продаж. Vikas Saxena подтвердил что телефон будет чисто индийской инициативой, только для этой страны.

"Так же как операторы кооперируются с провайдерами приложений обмена сообщениями, мы экспериментируем с идеями, чтобы увидеть какие способы удержания клиентов и привлечения их внимания мы можем использовать", объясняет он. "Идея состоит в том, чтобы удалить любые затруднения в пользовании и сделать сервис максимально лекго доступным."

Ну вот собственно и все. Мы прошлись практически по всем социальным телефонам/смартфонам. Ничего впечатляющего, а даже скорее наоборот - провалы специализированных проектов НТС и Facebook.

<<< Предыдущая часть

Другие материалы из серии "Терминалы" и материалы по телеком тематике можно найти посмотрев "Содержание журнала"

whatsapp, motorola, orange, reliance, vas, htc, facebook, vodafone, nokia, терминал

Previous post Next post
Up