(Оригинальная публикация в книге: Руководство по психотерапии / Под. ред. В.Е. Рожнова. 3-е изд., доп. и перераб. Ташкент: Медицина, 1985.)
Конспект
Опубликовано в журнале Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальной терапии «Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия» 1/2005 (6) на сс. 19-36
А. Алексейчик (Литва)
Несколько слов к перепечатке главы «Библиотерапия» из старого, «советского» «Руководства по психотерапии»
Сегодня я, конечно, составил бы новую «Библиоаптеку», «Аптеку лечебной, целебной словесности». Но Дух главы я постарался бы оставить прежним. И это меня радует. Очевидно, в главе больше духа вечности, чем духа времени. Да и дух времени, в котором жил тогда и помогал жить своим пациентам, не заставляет меня жалеть о написанном и сделанном...
Мы хотели бы в данной главе дать общие теоретические представления и описание практической работы психотерапевтического воздействия чтением, которые позволили бы каждому врачу чувствовать себя достаточно уверенным при проведении лечения. Несмотря на малый объём нашей работы, мы хотели бы дать врачам определённую целостную систему, которую можно достаточно динамично применять в психотерапии при различных воздействиях. Думаю, что отсутствие руководства по библиотерапии оправдывает наше желание.
Определение библиотерапии. Её особенности.
Библиотерапия - лечебное воздействие на больного с помощью чтения, литературы в целях нормализации или оптимизации его психических, а через них физиологических и биологических процессов организма. Лечебное чтение от чтения вообще отличается своей направленностью на те или иные болезненно изменённые (для их нормализации) или нормальные (для уравновешивания ими болезненных) психические процессы, состояния, свойства личности. Лечебное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные восприятия, связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов или представлений, заменяют болезненные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям. Таким образом, можно ослаблять или усиливать воздействие на чувства больного для установления его душевного равновесия. Преимущество библиотерапии составляют: разнообразие и богатство средств воздействия, сила впечатления, длительность, повторяемость, интимность и др.
Психотерапевтические процессы при библиотерапии. Библиотерапия несколько отличается от других методов психотерапии характером своих терапевтических процессов. Нередко терапевту приходитс я давать пациентам объяснения об их сути, их воздействии. И поэтому целесообразно на них остановиться. Условно их можно разделить на специфические и неспецифические.
Неспецифические процессы... это успокоение, удовольствие и радость, чувства уверенности в себе, веры в свои возможности, удовлетворения собой, достаточно высокая общая психическая активность, постоянное психическое развитие личности. Нетрудно представить положительное влияние этих процессов на болезненные состояния. Остановимся на их особенностях при библиотерапии...
Специфические психотерапевтические процессы в библиотерапии характеризуются более узкой, специальной направленностью на нарушения и на личность преимущественно через какой-либо один психический процесс: мышление, чувство, деятельность. Поэтому они более просты, более конкретны, легче регулируются. Это - контроль; эмоциональная переработка; тренировка; разрешение конфликта.
1. Контроль над психическими процессами путём усиления их повторением, воспроизведением деталей или ослаблением посредством анализа, оттеснения другими воспоминаниями и эмоциями... можно разделить на несколько степеней. Первая - понимание своей невротической симптоматики, её субъективности..., вторая - понимание роли собственной личности в развитии болезни, третья - осознание своих истинных отношений к важнейшим жизненным проблемам.
Во всех степенях контроля особое значение имеют медицинские, научные, научно-популярные книги из области психиатрии и медицинской психологии. ...Во вторых и третьих степенях очень большое значение может иметь современная беллетристика ...
Такие переживания героев произведений дают пациентам возможность отождествить себя с ними, понять многие личностные особенности, осознать свои ошибки. Литература тут даёт больному ту возможность, которую не может дать даже опытный психотерапевт в силу своей загруженности: основательно, не торопясь, в интимной обстановке узнать, понять, научиться анализировать и, следовательно, контролировать свою симптоматику.
2. Эмоциональная переработка. Суть её - способность пациента проявляя линые эмоции сравнивать их с эмоциями других людей при поддержке и коррекции со стороны врача....Например, средних лет мужчина с излишней психастенической порядочностью, старательностью, из-за которой страдает сам и его ближние, находя у А.П. Чехова безжалостную честность доктора Львова, убеждается, что нередко непрактичность, праздность способствует углублению чувства жизни, что «ненужное» доставляет большее удовольствие, чем необходимое.
3. Тренировка. Суть её в том, чтобы пациент старался как можно чаще чувствовать, желать, думать, делать то, что ему даётся с трудом. Таким образом тренируются, укрепляются нормальные психические процессы и вытесняются патологические.
4. Разрешение конфликта. Это своеобразные синтез контроля, эмоциональной переработки и умения, полученного в результате тренировки, - в применении к конкретной жизненной ситуации. После прочтения пациентом книги терапевт спрашивает пациента, как, по его мнению, преодолевал бы трудности автор этой книги или главный герой.
Обычно неспецифическая библиотерапия включает в себя определённый, хорошо известный психотерапевту малый список книг (или только некоторые главы из них) медицинской, психологической, специальной литературы, достаточно простых, гарантирующих ясное, лёгкое понимание и отсутствие ятрогении.
Для большей эффективности развития, при неспецифической библиотерапии, можно рекомендовать пациентам резюмировать прочитанные книги, главы, писать резюме к «улучшенным» в соответствии с желаниями самого пациента вариантам книг и глав.
Со временем неспецифическая библиотерапия, по мере увлечённости пациента ею, может требовать всё меньше и меньше времени и активности терапевта. Нередко достаточно только выразить пациенту своё одобрение или рекомендовать обратить своё внимание на следующую область литературы. При необходимости НБТ превращается в поддерживающую психотерапию или становится составной частью процесса самовоспитания, самоперевоспитания, саморазвития.
Специфическая библиотерапия отличается большей интенсивностью, большим руководством со стороны психотерапевта. Практически это осуществляется подбором литературы, наиболее актуальной для пациента в соответствии с его симптомами, трудностями, нарушениями, целями, личностными особенностями, литературы, стимулирующей, например, преимущественно осознание характера нарушений, причин трудностей, вызвавших нарушения и т.п.
Классическая русская литература обладает огромными возможностями самого различного овздействия и поэтому отличается сложностью практического применения. Часто приходится ограничиваться небольшими, малоизвестными произведениями, избегая наиболее популярных, учитывая, что они ранее уже были прочитаны, изучались в школе и с ними связаны определённые ассоциации, которые приходится преодолевать. ..
Современная зарубежная беллетристика необходимо тем пациентам, которым чужда классическая литература...
В нашей практике мы отдаём предпочтение классическому литературоведению и публицистике, которые прошли проверку временем, доказали свою прозорливость и поэтому оказывают сильное влияние даже на весьма недоверчивых, растерянных людей, какими являются наши пациенты...
Методика БТ и библиотерапевтическая рецептура. Методику библиотерапии можно разделить на несколько этапов.
1. Самоподготовка психотерапевта... Необходимо составить для себя краткие аннотации с выписками как на отдельные разделы (главы), так и на отдельные книги, на отдельных авторов, в которых фиксируются наиболее важные, яркие темы, мысли, проблемы глав, произведений, личностные особенности авторов. В начале это поможет начинающему библиотерапевту обращать внимание пациента на соответствующие тексты. А позднее, когда рецептура с годами расширится, аннотации будут улучшать ориентировку самого психотерапевта во всём богатстве психотерапевтических средств.
Крайне желательно все или большинство книг, применяемых в библиотерапии, иметь в собственной библиотеке и в библиотеке психотерапевтического кабинета для того, чтобы одалживать их пациентам, не имеющим возможности самостоятельно найти эту книгу в силу различных обстоятельств. Эту проблему можно решить путём ксерокопирования. Это значительно облегчает работу... Кроме того, в своих «библиоаптечных» книгах можно подчёркивать, делать заметки нна полях, что облегчает ориентацию, сосредоточивает внимание как психотерапевта, так и больного.
2. Ориентировка в возможностях библиотерапии и её жанров. Производится при обследовании больного. Во время обычного клинического обследования мы обчыно задаём такие дополнительные вопросы: «Назовите 5 любимых книг. Какие книги произвели на Вас в жизни наибольшее впечатление? Почему? Какие оказали на Вас наибольшее влияние? Какие помогли? Почему? Какие авторы, по Вашему мнению, наиболее на Вас похожи?»
...
5. Система чтения. Обычно, как показывает наш опыт, целесообразно начинать БТ с медицинской, научной, психологической литературы. Авторитет медицины и всякой науки у больных очень велик и воздействие науки как системы знание весьма значительно, особнно если кника занимается актуальными для больного симптомами, темами и приносит сразу же значитальный эффект. Это значительно облегчает другим жанрам путь к пациенту.
Далее следуют книги, объясняющие роль личности и отдельных психических процессов в болезни и выздоровлении... Позднее подключаются книги, знакомящие со способами преодоления болезни...
Расширяя и углубляя воздействие на больного, переходим к социально-психологической литературе. Позднее - беллетристика, мир желаний, идеалов человека, мир искусства, которые обобщают в систему то, что наука изучает как разрозненное, желательное, особенно в личной жизни человека.
Литературоведение, критика, публицистика нередко бывают необходимым корректором «идеализма» пациентов, показыая разницу между реальным и желательным, миром природы, закономерностей и миром идеалов, освобождая их от несоответствующих идеалов, устаревших авторитетов, заменяя новыми, обучая критическому мышлению, храбрости, творческой агрессии.
Философская литература часто включается в библиотерапию, давая пациенту уже более широкий взгляд на человека со стороны, в отвлечении от злобы дня, более целостно и в перспективе. Это успокаивает, оптимизирует восприятие, оценку, реакцию.
Далее подключаются другие жанры литературы в зависимости от особенностей случая. Заканчивая тему подбора книг для библиотерапии необходимо подчеркнуть, что для терапевтической литературы особенно важно, чтобы книги несли в себе как можно больше фактов, даже если это научные и философские книги. Лучше если примеры будут стоять перед теориями. Желательно придерживаться книг динамичных, что предрасполагает пациента к ожиданию определённых перемен в будущем. Первое место в библиотерапии желательно отводить новейшей литературе, последнему слову науки. Исключение составляет беллетристика, литературоведение, беллетристика, для которых важна проверка временем.
Жизненные трудности нередко должны быть основным объектом воздействия психотерапевта, так как именно они вызывают перенапряжения, обострения, декомпенсации, патологические реакции. Примерами таких трудностей могут быть: чрезмерная занятость, отсутствие достаточного числа друзей и знакомых, способных оказывать поддержку, неумение общаться, чрезмерные требования к себе и окружающим и т.д.
Чаще всего эти трудности имеют достаточно ярко выраженный личностный характер, и мы начинаем БТ с ознакомления больного со слабыми и сильными сторонами его личности... учим опираться в основном на свои сильные стороны личности.
Окончание курса библиотерапии, как и во всех областях психотерапии, достаточно ответственный этап, тем более, что нередко он подытоживает всю проведённую ранее психотерапию. Нередко при различных видах психотерапии мы встречаемся с выраженными субъективными и объективными ухудшениями, вызванными у пациентов страхом остаться без поддержки, неспособностью больных достаточно быстро переориентироваться и т.д. В библиотерапии, по нашему мнению, возможен наиболее оптимальный вариант окончания терапии «без окончания»: переход от чтения для лечения к чтению для развития. Мы им рекомендуем продолжение чтения «для закрепления результатов лечения», «для психической гимнастики», «для психической закалки»... Акцент мы обычно делаем на художественную, публицистическую и философскую литературу. Нередко подчёркнуто рекомендуем самостоятельный выбор книг, исходя из того, что на пациента произвело особое впечатление в процессе библиотерапии.
Глава вторая: библиотерапия сегодня
Библиотерапия (от греч. biblion - книга и theraрeia - лечение) - форма психотерапии. Основана на использовании систематического чтения для улучшения психологического состояния пациента. Психотерапевт подбирает для пациента литературу, специально ориентированную на его круг жизненных проблем. После прочтения происходит совместный разбор содержания. При этом подбор книг осуществляется как на основе клинической картины заболевания, так и при учете познавательных способностей и эстетических критериев пациента. Основными целями данного метода выступают достижение лучшего понимания пациентом своих проблем, расширение возможностей вербализации этих проблем и включение их в контекст общественно выработанного опыта. Благодаря этому возникает чувство солидарности с другими.
В настоящее время существует проект Юлии Николаевны Дрешер. Она пишет: «Сейчас в отечественную медицину широко внедряются психотерапевтические методы, и наши библиотекари, накопившие значительный опыт дифференцированного обслуживания различных категорий читателей, потенциально готовы вступить в эту специфическую область деятельности. Участие в библиотерапевтических мероприятиях становится одной из перспективных форм работы, которые библиотекари могут предложить на рынке библиотечных услуг. Содействовать успешному ее внедрению в библиотечно-библиографическую практику будет и готовящееся нами к выпуску учебное пособие.»
(полностью текст здесь:
http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea98/doc2/doc140.html )
Она делает акцент на библиотеках больниц и санаториев, на вспомогательной роли чтения в процессе лечении и реабилитации больных. Однако, не конкретизирует, о каких больных идет речь. Роль врача - консультации при комплектовании библиотеки, оценка состояния больного до и после библиотерапии. А беседа о прочитанном - роль библиотерапевта («Например, при взаимодействии с врачом, который ставит диагноз и назначает лечение, библиотекарь дает консультации относительно подбора уместной в данном случае книги, видео- или аудиозаписи, может провести обсуждение произведения с пациентом или группой больных, сообщив в последующем врачу о полученном эффекте. Интерпретация результатов - дело врача.)
«Есть заболевания, для лечения которых очень важно воздействовать на настроение, чувства, даже на характер больного. К их числу относятся не только психические нарушения, неврозы, но и такие болезни, как, например, туберкулез. Здесь-то на помощь врачу и приходит книга. Общение с произведениями великих мастеров слова дарит эстетическое наслаждение, будит любовь к жизни, поднимает настроение, укрепляет веру в свои силы, а ведь это очень важно для успешного лечения.»
Вроде бы все на благо. Однако меня в представленном подходе очень смущает уничтожение индивидуальности восприятия: ведь разные люди по-разному видят одну и ту же книгу, обращают внимание на разные сюжетные линии, на различные детали. А главное, попадание в точку своего острого переживания наедине с книгой, на мой взгляд, не безопасно. В отличие от процесса терапии, когда рядом профессионал.
Ну и совершенно не ясно, к каким категориям проблем и заболеваний автор рассчитывает применять библиотерапию.
В отличие от вышеприведенного подхода, для меня понятнее концепция семинара с названием «Библиотерапия», который проводит в Институте психотерапии и клинической психологии в Москве Груза Надежда Георгиевна (
http://www.psyinst.ru/prepod.php). Участникам семинара обязательно иметь психологическое образование, а цели, которые ставятся для достижения этим видом терапии:
- достаточно просто и эффективно помогает людям, стоящим перед трудностями, находить правильные решения;
- Терапевтический эффект достигается не просто за счет узнавания в тексте своей травмирующей ситуации и типа эмоционального реагирования, но и за счет формирования у читателя активной самостоятельной жизненной позиции, которая помогает справляться с проблемами в будущем. Иными словами, за счет возможности стать психотерапевтом для самого себя.