Азиатизация России

Dec 15, 2013 17:01

Ноябрь 2013-го. 12 ночи. Мы осторожно пробираемся на машине через развороченный двор жилой пятиэтажки на окраине Калининграда. Когда-то здесь был зеленый газон с качелями и песочницей. Сейчас - выкопанные в ходе так и не законченного ремонта ямы и брошенные бетонные кольца. Газон содран буксующими в грязи колесами машин, которые прорыли глубокие колеи. В середине  валяется искуроченный ржавый остов качелей. На кольцах сидит и с интересом на нас смотрит стая бродячих собак. Сильно болит голова и хочется спать.



Вне зависимости от географического положения дворы в России выглядят одинаково

Весь двор - тротуары, бывшие газоны, траншеи - заставлен машинами, и парковочных мест нет. Света тоже нет, поэтому ехать здесь нужно очень осторожно - не видно, что находится в заполненных водой ямах. Наконец, мы находим свободный кусок тротуара, где вроде бы можно встать. "Здесь нельзя парковаться!" - сурово говорит мужчина в трениках с балкона. "Почему?" - мы приготовились выслушать лекцию о том, что тротуары предназначены для пешеходов. "Это мое место! Щас жена приедет." Вспомнив рассказы о парковочных разборках с травматическим оружием, битами и изрезанными наутро покрышками, мы решаем не спорить. Уже около полуночи, и сейчас вряд ли кто-то уедет. Нам просто не повезло.
Перед вьездом во двор висит указатель на платную парковку - проехав через темную промзону, мы утыкаемся в глухие железные ворота. На стук никто не отвечает. Внутри будки видно что-то лежачее на топчане - сторож по всей видимости спит или мертвецки пьян. С другой стороны к нам начинают приближаться 3 нетрезвых тела. Их намерения неясны, поэтому мы ретируемся в машину и уезжаем. Добро пожаловать на родину, сынок!



Вьезд в Москву со стороны Сергиев Посада - частокол столбов и рекламных щитов тонет в вечернем смоге

Бывая в России через продолжительные перерывы, я отчетливо вижу, как быстро и сильно она деградирует, постепенно все больше приближаясь к Азии по общественной структуре и городской среде. Сравнивая фото СССР конца 80-х и, скажем, Скандинавии того же времени, удивляешься тому, насколько был близок визуальный ряд - несмотря на все пустые полки и очереди в магазинах. Многие пытаются убедить сегодня, что это был совок и что пустые полки - это главное.   Мне же кажется, что именно в конце 80-х Россия была наиболее близка к Западу по уровню развития и человеческому капиталу.

С начала 90-х Россия поставила на самой себе уникальный эксперимент, показавший как быстро уходит цивилизация и как легко деградирует городская культура. Общественное пространство стремительно стало сжиматься, уступая дорогу азиатской частной инициативе, а плоды цивилизации, которые мы когда-то воспринимали как что-то само собой разумеющееся, вдруг начали исчезать при молчаливой пассивности большинства.


Когда-то вполне годная питьевая вода из водопровода, давно перестала быть таковой. Возвращаясь в РФ из поездок по Индии, я ловлю себя на том, что с пересечением границы мало что меняется: по крайней мере питьевую воду все также нужно покупать в магазине. То же относится и к виду городов  в целом: на место упорядоченному советскому градостроительству и планированию районов пришла хаотичная азиатская застройка и восточный базар. Когда-то чистые и широкие бульвары загажены ларьками, нелегальной рекламой, уличной торговлей и мусором. Тротуары захватываются владельцами ресторанов и кафе, а также застраиваются нелепыми крылечками, лесенками и прочим самостроем.



Вдоль федеральных трасс на километры протянулись разномастные шиномонтажи и автосервисы. Точно также выглядит городская застройка в Иране. Что они там делают? Как они вообще появились? Как-то, ища нужный сьезд на МКАДе, я в темноте сьехал в какую-то грязную яму. Оказалось, что ушлые предприниматели, построив из листов железа кибитку шиномонтажа в зоне отчуждения трассы, вырезали болгаркой кусок отбойника и поставили фальшивый знак сьезда - чтобы клиентов было больше. Иногда кажется, что итог 15 лет экономического роста в России  - это заставленные кредитными помойками дворы, шиномонтажи до горизонта и покрытые пластиковым сайдингом завалившиеся избы.

Картинка Москвы с нелепо дорогими машинами, которыми почему-то гордятся некоторые москвичи, похожа на столицу Экваториальной Гвинеи: чадящие черным выхлопом УАЗики и камазы на фоне "Бентли" и "Ягуаров". Как мне недавно сказали в Латвии: мы - бедная страна, видишь, как много у нас дорогих машин.  Строительство пешеходных зон и парков внутри Садового кольца в качестве резерваций для хипстеров и туристов лишь создает еще больший контраст с тем, что происходит за его пределами.



В пробках появились раздаватели реклам - в точности как в Индии и на Ближнем Востоке

Упрощение общественных отношений и экономики вызывает деградацию технических систем: от сложного к все более простому - от сложнейших систем массового транспорта времен СССР к кенийским акуна-мататам и частным предпринимателям на маршрутках. Ликвидация трамвайных линий в РФ происходит часто даже не административным решением чиновника, которыму занесли взятку владельцы маршрутных такси, а просто потому, что все развалилось до такой степени, что далее выпускать трамваи на линию нельзя - их уже некому и нечем обслуживать. Стремление к упрощению - потому что лень думать и делать - видно в России везде: от отданных под строительство ларьков трамвайных депо до "починенных" листами железа старых дверей из резного дерева.



Крупные города за пределами Москвы не имеют даже минимального московского уровня благоустроенности - это Уфа

Эта всеобщая усталость наваливается сразу после пересечения границы России и как-то даже ошарашивает после высококонкурентной среды Запада. Серые люди-мыши с потухшими глазами бредут куда-то с пакетами - такая картина типична для любого региона РФ. Брошенные деревни, заколоченные дома, заросшие поля, оставленные разрушаться заводы и фабрики, брошенные города. По ощущению, в городах с населением меньше 50 тысяч человек остались доживать в основном пенсионеры - встретить молодежь или детей можно лишь очень редко. Старики на остановках, в магазинах, на улицах умирающих городов.



Отделения Сбербанка - одни из немногих оставшихся сервисов в таких городах. В них обычно стоит безысходная очередь - снять маленькую пенсию и оплатить коммунальные услуги. Ну и, конечно, георгиевская ленточка на машине и облупленная штукатурка там, где стена Сбербанка заканчивается.

Работают на немногих оставшихся рабочих местах тоже главным образом старики. Только в крупных городах осталась иллюзия жизни и кипежа, которую в России воплотил бессмысленный азиатский человейник.



Упрощение общественных отношений привело к возврату феодализма, что, впрочем, воспринимается населением как большая победа по сравнению с торжеством грубой силы в 90-е. Общество четко поделено на касты, границы между которыми практически непроницаемы.  Особенно ясно я это увидел во время предпоследней поездки в Россию, когда мы ехали на старой машине с иностранными номерами в Сибирь. Постоянно останавливавшие нас дорожные полицейские сначала явно пытались сосканировать, к какой касте мы относимся: то ли обычный тяглый люд на старой машине, не прошедшей растаможку, то ли перегонщики немецких машин, то ли вообще непонятно кто. Предьявленная пресс-карта союза журналистов одной из западных стран вместе с сообщением о том, что мы опаздываем на интервью с местным губернатором, в 100% случаев - даже при самых страшно караемых в РФ нарушениях вроде пересечения двойной сплошной - вызывало немедленное извинение за остановку и пожелание счастливого пути. С настолько очевидным неравенством каст перед законом сейчас расстаются даже азиатские страны.



Знакомый директор подмосковной школы рассказал, как им приходится аттестовывать неграмотных выпускников. Да-да, тех, которые не умеют ни читать, ни писать. Причем это вполне себе этнические русские. Поскольку отчислить никого нельзя, а грамотность у нас 100%-ная, то, по негласным требованиям чиновников от образования, им приходится выдавать аттестаты, в соответствии с которыми они закончили школьную программу. И даже, что такое русская классика или начала термодинамики вполне себе знают. Наверное.

Смотря фильмы конца 80-х, содержащие критику советской школы, тем не менее изумляешься тому, что все это, оказывается, у нас было: развивающие внеклассные кружки, работа с трудными подростками, дополнительные занятия для тех, кому учеба давалась труднее. Из сегодняшнего дня все это выглядит как другая планета.



Переезжающие в поисках более высокого уровня жизни и большего комфорта в крупные города люди не получают, как правило, ни того, ни другого



И вынуждены в лучшем случае довольствоваться сьемной квартирой на рабочей окраине. На фото, впрочем, - центр Челябинска.

Разумеется, что высокообразованное по мировым стандартам население не может не замечать постоянных изменений к худшему. Другое дело, что воспринимается это как лягушкой, которую медленно варят в кастрюле - если ее сразу кинуть в кипяток, она оттуда мгновенно выскочит. Но вот если посадить лягушку в холодную воду и постепенно повышать градус, то она ничего не заметит, пока не сварится заживо.  Тем не менее возникающий когнитивный диссонанс вызывает невротизацию общества - отсюда все эти потоки ненависти друг к другу, это "умри сегодня, а я завтра", болезненные поиски негатива в других странах ("там тоже все плохо!") и другие проявления, призванные скрыть неуверенность в будущем и собственной идентичности. Российская цивилизация самоликвидируется, и кажется, что решение о ее исчезновении - в отличие от других решений современной России - принято вполне демократическим консенсусом большинства населения и неукоснительно им выполняется.

Тот же ноябрь 2013-го. Мы уезжаем из Калининградской области. По узкой дороге под мелким дождем ползет плотный поток машин, чадя гарью. Лобовое стекло залеплено какой-то масляной химической дрянью, содержащейся в выхлопах, на которую не действует омывалка. Плохо настроенные фары встречных машин в тумане и темноте ослепляют, отчего кажется, что мы плывем в вакууме среди световых шаров, иногда ухая в очередную яму, а вокруг ничего не осталось. Время от времени, когда дорога становится совсем плохой, поток выезжает на обочину. Такой и была моя последняя картинка перед покиданием пределов РФ: старые заляпанные грязью машины, под дождем медленно пробирающиеся по обочине разбитой дороги.  Россия. 21-й век.



Другие мои посты о России:
"Необходимо отдать Калининград Беларуси!"
Русская бедность
Контрфедерация- Сколько лет осталось РФ?

Facebook



Россия

Previous post Next post
Up