Оригинал взят у
nkfedor в
Удача всегда приходит к тому, кто в ней не нуждается. Рождение Власти(Размышления над романом Роберта П. Уоррена «Вся королевская рать»)
Нельзя сказать, что ситуация в округе Мейзон, где Вилли Старк, герой романа Роберта П. Уоррена «
Вся королевская рать», пытался баллотироваться на должность окружного казначея, - исключительно плод воображения автора, что эта ситуация не имеет отношения к действительности. Скорее наоборот. Но если это так, то
события в округе Мейзон вполне можно рассматривать не как частный случай, а как феномен, которому в обычной жизни (в том числе, и в нашей российской действительности, а не только американской) может соответствовать какое-то (ненулевое) количество конкретных реализаций. Коррупция, она и в США коррупция, и в России. Но нас сейчас интересует не коррупция как таковая (мало у кого она вызывает симпатию, но сейчас не об этом), а тот факт, что попытка противостоять ей конструктивно, зачастую встречает отпор со стороны тех, кто фактически обречен на роль ее (коррупции) жертвы.
В книге «
Понятие власти» -обсуждаемой в рамках темы «
Власть. Господство. Доминирование», Александр Кожев
утверждает следующее:
«Все четыре чистых типа Власти могут иметь спонтанный генезис или исток. Личный риск рождает Власть Господина, который вовсе не нуждается в том, чтобы ему предшествовала какая бы то ни было иная Власть: мы вполне можем себе представить появление «первого» Господина на земле, которому не предшествовали «ранее» Власть Вождя, Судьи и даже Отца. Но точно также можно предположить, что «первой» была Власть Вождя: личное действие «первого» человека, который предложил «первый» проект, могло заложить основы Власти в ту «эпоху», когда не было никакой Власти вообще. Сходным образом мы можем принять легенду Геродота, согласно которой «первой» была Власть Судьи, спонтанно порожденная его личной практикой Справедливости».
Жители округа Мейзон (по сути крестьянского) не воспринимают предложения Старка как проект, нацеленный на защиту их же собственных интересов. И понятно, почему. Их накрыли «снаряды» политической войны, вспыхнувшей между Вилли Старком и окружными «воротилами» во главе с Дольфом Пилсбери. По отношению к жителям округа были применены далеко не самые изысканные, но в данном случае весьма эффективные приемы манипуляции сознанием. Жители округа вместо того, чтобы обратить внимание на явно коррупционный характер решения о передаче подряда на строительство единственной в округе кирпичной школы Д.Х. Муру, «зациклены» на том, что результатом наиболее экономичной альтернативной (кстати, далеко не единственной) сделки будет появление в Мейзон-Сити чернокожих строителей.
Тем самым Старк, который на тот момент объективно (никто не оспаривал экономические преимущества его проекта!) имел все основания стать обладателем Власти Вождя (по Кожеву), проигрывает выборы. Почему в данном случае следует говорить именно о манипулировании массовым сознанием? Да потому, что внедрение в сознание людей не самого хитроумного концепта «негры в Мейзон-сити» затрагивал, возможно весьма болезненные воспоминания о предыдущих контактах жителей «крестьянского» округа с неграми (все-таки американский Юг, в памяти еще не стерлись кровавые эпизоды гражданской войны и ее последствий, когда масса освобожденных, а вернее неприкаянных, негров была предоставлена самой себе). Когда кто-то начинает бередить ваши еще не вполне зажившие травмы, сознание неизбежно концентрируется на этой застарелой, практически фантомной боли и вы не замечаете угроз конкретных, очевидных, нынешних:
«Все в округе позабыли и о том, что, помимо проектов Мура и Джеферса, существуют два других, и о том, что у Пилсбери есть шурин, у которого есть кирпичный завод, в котором у Мура есть доля, и о том, что совсем недавно большая партия кирпича была забракована строительным инспектором штата, и было судебное разбирательство, и было ясно как божий день, что кирпичи этого самого завода лягут в стены школы. На заводе Мура и шурина Пилсбери работали заключенные, и обходились они дешево, потому что у шурина были хорошие связи в штате. Связи эти, как я узнал позднее, были настолько хорошие, что строительный инспектор, забраковавший кирпич, вылетел с работы. Но была ли тут виной его честность или просто недостаточная осведомленность, я так и не выяснил».
Как же примитивны эти манипуляционные приемы, но до чего же они эффективны!
В 1993 году, когда набирала обороты политическая война Ельцина с Верховным Советом РСФСР, уже после проведения губительного для России референдума «Да-Да-Нет-Да», ко мне подходили коллеги по работе и с тревогой спрашивали: «Что же теперь будет? Ведь Хасбулатов - чеченец!». Никогда раньше от этих же самых людей я не слышал подобных вопросов, а тут - как прорвало. И никто не замечал, что проводимая Ельциным политика уже обрекла на уничтожение уникальный комплекс для проведения тепловакуумных испытаний космической техники, комплекс, который эти самые люди строили, на котором уже прошли испытания станции «Мир», «Бурана» и спутника оптико-электронной разведки «Аракс». Все - побоку! Хасбулатов - председатель Верховного Совета РСФСР - оказывается, чеченец! Вот она угроза жизни!
Описываемые Уорреном события в округе Мейзон и события на одном из головных предприятий ракетно-космической отрасли роднит один и тот же прием информационно-психологической войны. Суть его в том, что любые попытки трезво, объективно оценить реальную ситуацию блокируются вбрасываемым в сознание людей специально сконструированным концептом о некой (заведомо ложной) угрозе. Использование для этих целей этнического фактора (там - негры, здесь - чеченцы) - лишь один из вариантов. Важно то, что чаще всего манипуляторы играют на естественном для людей (подвергаемых манипуляции) чувстве справедливости. Таким образом, если следовать Кожеву, между противниками в политической войне разворачивается борьба еще и за Власть Судьи.
Хотя Старк, будучи автором Проекта, претендовал на роль Вождя, привлекательность его предложений для жителей округа Мейзон, признания которых он добивался, заключалась в том, что Проект этот был (и это еще мягко сказано!) более справедлив по отношению к этим людям, чем откровенно коррупционный «проект» противников Старка. Старк старался «играть» честно, потому что был уверен в своей правоте. А его противники не гнушались манипуляцией, скармливая избирателю «мульку», на которую тот готов был клюнуть сразу же, не задумываясь. Не надо особо шевелить мозгами, сопоставляя факты и цифры. Ведь «мулька» сама по себе - без всех этих мудреных выкладок и обоснований - выглядела такой очевидной!
Для нас в истории с новой кирпичной школой в Мейзон-Сити важны две вещи.
Во-первых, манипуляционные технологии «на коротких дистанциях» имеют преимущества над «объективной правотой». Это надо помнить. И если не хочешь сам использовать подобные «грязные» инструменты политической войны, будь добр - реагируй быстро, разоблачай. Но помни, что даже в этом случае, ты можешь, подобно Старку, проиграть манипуляторам.
Поэтому, во-вторых, ты ни в коем случае (даже потерпев сокрушительное поражение!) не должен капитулировать. Никому нельзя позволять «перешагивать через тебя как через лужу». Это непросто. Человек система не только самоорганизующаяся и творческая, она еще и адаптивная. Адаптируясь к реалиям, «по одежке протягивая ножки», «рубя дерево, которое тебе по плечу» крайне легко капитулировать. И тем самым стать Рабом, если и не конкретного «господина» или группы «господ», у которых тут же появится возможность тебя «использовать», то, по крайней мере Рабом обстоятельств. Вилли Старк, надо отдать ему должное, не капитулировал. И был вознагражден за эту свою стойкость.
«Ему повезло, что он встретил шерифа и Дольфа Пилсбери, ибо они, сами того не зная, оказали ему услугу. В то время он не знал, как ему с ними повезло. А может быть, какая-то главная часть его существа знала это с самого начала, только не успела сообщить другим, второстепенным частям. А может быть, такие люди, как Вилли, рождаются вне удачи, и удача, которая делает вас и меня тем, что мы есть, не имеет к ним никакого отношения, ибо они остаются сами собой с тех пор, как впервые завозятся в материнском чреве, и до самой смерти. А если так, то жизнь их - история открытия самого себя, а не так, как у нас с вами, - процесс превращения в то, что делает из нас случай»
В состязании проектов (в борьбе за Власть Вождя) Старк проиграл вчистую. Жители округа его не поняли. Не оценили. И школу построила строительная фирма Мура - из кирпича шурина Пилсбери. Вполне себе обычная школа - большая кирпичная коробка с пожарными лестницами по бокам. И да, никакого пожара в школе не было. Была просто учебная тревога.
«Это случилось через два года после постройки. Была учебная тревога, и ребята с верхних этажей полезли на пожарные лестницы. В западном крыле, первыми вылезли на лестницу самые младшие, и они не умели быстро спускаться по перекладинам. За ними пошли большие ребята из седьмых и восьмых классов. Маленькие задерживали движение, поэтому лестница и железная площадка наверху были забиты детьми. Кладка не выдержала, болты, крепившие лестницу к стене, вырвало, и сооружение завалилось, раскидав ребят во все стороны.
Трое были убиты на месте. Они упали на бетонную дорожку. Десять или двенадцать сильно расшиблись, и некоторые из них остались калеками на всю жизнь»
Вот так. Тобой умело манипулируют. Ты искренне веришь манипуляторам. А в итоге - только смерть близких тебе людей способна открыть тебе глаза.
«Для Вилли это было большой удачей.
Но он не пытался на ней сыграть. Ему и не нужно было пытаться. Люди сами поняли, что к чему. Вилли пошел на похороны троих ребятишек, устроенные городом, и скромно стоял позади. Но старый мистер Сандин, отец одного из них, заметил его в толпе, и не успел еще заглохнуть стук комьев по крышкам гробов, а он уже протолкался к Вилли, схватил его за рукав и, подняв руку над головой, закричал: «О господи, я наказан за то, что мирился с подлостью и голосовал против честного человека».
Это произвело фурор. Женщины начали плакать. К Вилли подходили другие люди и хватали его за руки.
Вскоре плакала уже вся толпа. У самого Вилли глаза тоже были на мокром месте.
Для Вилли это было удачей. Но удача всегда приходит к тому, кто в ней не нуждается»
Так Вилли Старк стал (по Кожеву) обладателем Власти Судьи. Эта Власть родилась в одночасье - «округ Мейзон упал ему прямо в руки».
Добавить в друзья: |
ЖЖ |
твиттер |
фейсбук |
ВК |
одноклассники | E-mail для связи:
gnktnt@gmail.com