Власть, господство, доминирование. Источники, механизмы реализации, правовые основания

Jun 26, 2017 09:09

(Обновлено 4 августа 2017)



(К вопросу о механизмах реализации власти: кадр из кинофильма «Прогулка по эшафоту»)

В пятницу, 7 июля в 19.30 в библиотеке по адресу Москва, Алтуфьевское шоссе 34, состоялось очередное собрание Литературно-исторического клуба СВАО. Его тема - «Власть, господство, доминирование. Источники, механизмы реализации, правовые основания». По тому как проходило собрание, было видно, что обсуждаемые проблемы волнуют многих, Еще до начала мероприятия было ясно: за два часа, отведенные на его проведение, охватить все многообразие обсуждаемых вопросов невозможно. А по итогам собрания подавляющее большинство его участников были единодушны в том, что обсуждение следует продолжить - как в социальных сетях (ЖЖ, ВК, ОК) так и в форме дискуссий «вживую», подобных той, что развернулась 7 июля.

Обсуждение этой проблематики имеет целью, в частности, добиться понимания того, как именно и какие именно из заявленных в теме категорий и процессов представлены в новейшей истории России, Украины, Сирии. Обозначенный нами круг обсуждаемых категорий, понятий и связанных с ними проблем на протяжении веков была предметом изучения философов. Они волновали писателей, они нашли свое отражение в кинематографе. Ниже приведен список философских трудов, литературных и иных произведений, в которых мы можем обнаружить как явные, так и неявные отсылки к этим категориям, а также, говоря современным языком, к связанным с ними концептам и механизмам реализации.


Если философский взгляд на эту проблематику позволяет увидеть фундаментальные отношения между категориями неравенства, превосходства, господства, между источниками власти и механизмами ее удержания, то ценность произведений искусства в том, что они отражают эмоциональную составляющую обсуждаемой проблематики, что особенно важно в условиях информационно-психологической войны. Широкое использование нами таких слов как «власть» и «господство», «фашизм» и «коммунизм», вовсе не означает, что мы понимаем глубинный смысл этих понятий. Но, так уж сложилось, что все они имеют яркую эмоциональную окраску, они не чужды нам, мы готовы на них реагировать - увы, не отдавая себе отчета в том, что именно стоит за этими словами. На этом нашем эмоциональном восприятии построены практически все инструменты информационно-психологической войны, целью которой, является блокирование у широких масс самой возможности осознания и понимания смысла происходящего и, как результат этого блокирования, манипуляция массовым общественным сознанием.

Если мы реально хотим противостоять этой манипуляции, принимая осознанное участие в актуальных событиях, в выработке и принятии решений, выдвигаемых от имени народа, мы должны достичь хотя бы минимального уровня понимания актуальных для страны и мира проблем. А в идеале, и в этом нет ничего принципиально нового, - «обогатив свою память знанием всех богатств, выработанных человечеством».

Если следовать этому подходу, то достаточно быстро можно обнаружить, что по Гегелю отношение «господин» - «раб» есть - ни много ни мало - естественный результат становления человека. То есть перехода от существа, живущего животной жизнью, чье природное «Я» может раскрыться себе другим лишь как «Самоощущение», к существу, в котором возникает и получает дальнейшее развитие его «Самосознание». Гегель утверждает, что без возникновения отношения «господин» - «раб» развитие человечества было бы невозможно.

Наш жизненный опыт неопровержимо доказывает, что одинаковых людей нет, что «неравенство» - вполне естественное их свойство. Но мы также знаем, что один человек может превосходить другого в одном и уступать ему в другом. Яркий художник может оказаться бездарным математиком, отчего ни тот, ни другой не обязаны испытывать комплекс неполноценности.

Вместе с тем, присущая нам, людям, склонность к широким обобщениям, может стать основанием для того, чтобы рассматривать в категориях «неравенства» и «превосходства» различные группы и сообщества людей. Отсюда теории расового и социального превосходства. Все претензии на власть и господство так или иначе связаны с наличием у одних людей (групп людей) чувства собственного превосходства.

С другой стороны, человеку присуще и стремление «подтянуть отстающего». Это проявляется, в частности, в том, что самооценка Учителя тем выше, чем выше успехи его Ученика (апофеоз - «Ученик превзошел своего учителя»). В основе, того, что принято называть гуманизмом, - именно это свойство человека. Из этого свойства, а также из осознания того очевидного факта, что объединение с другими людьми делает любого человека сильнее, возникает потребность в солидарности. Идеологическим выражением подобной «органики» является коммунизм.

Но столь же органичным для человека является жажда проявить себя, доказать себе и другим, что он в чем-то сильнее, лучше их. Это мы видим в спорте, это проявлялось в рамках «социалистического соревнования» в СССР.

Но на этой же «органике» основана идея конкуренции, вплоть до борьбы всех против всех. В рамках этой борьбы возможно объединение людей в группы, стабильность которых требует выработки и признания членами каждой такой группы некоторой специфической идентичности. Это свойственно любой идеологической системе, основанной на фундаментальном (или трудно преодолимом) неравенстве. Крайней формой такой идеологии являются фашизм. Который, между прочим, совсем необязательно предполагает использование концентрационных лагерей, включая фабрики смерти с их газовыми камерами и крематориями.

Сказанное - лишь небольшая часть вопросов, достойных обсуждения в рамках заявленной темы «Власть, господство, доминирование». Собрание Литературно-исторического клуба СВАО, состоявшееся 7 июля, - лишь первая попытка что-то понять в этой далеко не простой проблематике. Хотелось бы, чтобы этим собранием дело не ограничилось, чтобы дискуссия была бы продолжена и в дальнейшем - и в социальных сетях, и вживую - на подобных собраниях.

Некоторое представление о проблемах, затронутых в рамках этого обсуждения, может дать предлагаемый список произведений литературы (как философской, так и художественной), а также фильмов.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Феноменология духа http://www.etextlib.ru/Book/Details/26791
Александр Кожев. Введение в чтение Гегеля http://www.rulit.me/books/vvedenie-v-chtenie-gegelya-get-330733.html
Александр Кожев. Понятие власти http://predanie.ru/alexandre-kojeve/book/218049-ponyatie-vlasti/
Мирча Элиаде. История веры и религиозных идей. Том второй: от Гаутамы Будды до триумфа христианства http://psylib.org.ua/books/eliad03/index.htm
Федор Достоевский. Братья Карамазовы http://knijky.ru/books/bratya-karamazovy
Лайош Мештерхази. Загадка Прометея http://lib.ru/INPROZ/MESHTERHAZI/prometej.txt.
Андрей Платонов. Бессмертие. http://platonov-ap.ru/novels/bessmertie
Андрей Платонов. Великий человек. http://platonov-ap.ru/novels/velikiy-chelovek
Достоевский Федор Михайлович. Преступление и наказание http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0060.shtml
Роберт П. Уоррен «Вся королевская рать» http://lib.ru/INPROZ/UORREN/kingsmen.txt
Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий. Второе нашествие марсиан
http://virlib.ru/read_book.php?page=10&file_path=books/5/book02452.gz

Фильмы:

«Вся королевская рать» http://kino-ussr.ru/1249-vsya-korolevskaya-rat-1971.html
«Мертвый сезон» https://www.ivi.ru/watch/mertvyy_sezon

image Click to view


«Прогулка по эшафоту»

По теме:

Власть, господство, доминирование. Приглашение к обсуждению
Стратегия США: «Против России, за счет России и на обломках России»
Человек - это Самосознание. Человеческая история - это история желаемых Желаний
Господство и рабство как результат борьбы противоположных самосознаний
История - это история трудящегося Раба. Только Раб может создать Мир, в котором он будет свободным
Понятие власти. Постановка проблем и поиск пути их решения
Феномены «Власть», «Право», «Любовь», «Божественное». Сходство и различия
Читаем А. Кожева: Четыре «элементарных» типа власти
«Тихое, смиренное счастье слабосильных» как механизм реализации претензий на мировое господство
О фундаментальном неравенстве, мировом господстве и перспективах Глобального правительства
Читаем А. Кожева: Смешанные типы власти. Общественный договор. Большинство и Меньшинство

Тема власти в романе Роберта П. Уоррена «Вся королевская рать»
« Идиоты. Эх, если бы я мог заставить их слушать!»
Удача всегда приходит к тому, кто в ней не нуждается. Рождение Власти
Подрыв политической власти и способы ее удержания
Методы политической войны. Дискредитация противника

Добавить в друзья: | ЖЖ | твиттер | фейсбук | ВК | одноклассники | E- mail для связи: gnktnt@gmail.com

Гегель, власть, ЛИК, Кожев, господство, доминирование, современная война

Previous post Next post
Up