Ловушка для излишков

Aug 08, 2008 08:05



Не было б несчастья, да счастье помогло. Испания и Португалия первыми начали эксплуатацию колоний в Америке и Индии, и, после блистательного для них XVI века, первыми пали под руинами своих экономик, не выдержавших напора золота и серебра, плывущих нескончаемыми потоками из их колоний, застыв в достигнутом ими к концу века состоянии, по меньшей мере, на два столетия.

Голландия, бывшая на протяжении почти всего XVI столетия частью Испанской империи, превращала достающиеся ей золото и серебро в польдеры, мануфактуры и верфи, тесня и бороздя море и разоряя в своих городах цеха. Новое золото оборачивалось новыми землями, новыми кораблями, новыми рабочими местами и новыми товарами для новых колониальных рынков.

О том, что нельзя все яйца класть в одну корзину, догадывались еще финикийцы, снаряжая свои торговые караваны для плавания через Средиземное море. Лучше десяти купцам вместе загрузить десять кораблей, чем каждому купцу по кораблю, тем более, что и товар обычно в таких караванах был однородный. Потеря одного корабля приносила каждому из десяти купцов потерю десятой части товара, тогда как для купца-одиночки означала полное разорение. Сами же корабли с тех же времен, когда едва ли не единственными, кто занимался международной торговлей, были финикийцы, тоже строились на паях. Начиная с XII века, подобные товарищества на паях возникали не только для самых эффективных перевозок товаров - морских, но и для откупов королевских регалий - сбора налогов и разработки рудников, уже намного превышавших возможности купца-одиночки.
Из смеси кратковременных товариществ для одного предприятия, товариществ кораблестроителей и товариществ по эксплуатации королевских регалий и получились первые акционерные компании. От одних они унаследовали торговые суда и невозможность выделения своего товара из общей массы: выйти из дела до его окончания можно было, только продав свой пай, а от других - привилегии на эксплуатацию новых земель и правительственное покровительство.

Все подобные голландские компании, торговавшие с Индией, в начале 1602 г. образовали одну - Ост Индскую компанию. Голландские Генеральные штаты утвердили за ней монопольное право беспошлинного ввоза товаров из всех земель к востоку от мыса Доброй Надежды вплоть до Магелланова пролива, вывоза туда голландских товаров с пошлиной в 3%, право чеканить свою монету, держать войско, захватывать в зоне своих операций именем Генеральных штатов любое судно, основывать крепости и города, от имени самой Голландии заключать договоры и объявлять войну, и, естественно, предоставили ей всю полноту административной и судебной власти и в колониях, и в самой компании, потребовав только ежегодного отчета о своих действиях. На свет было выпущено 2 млн.153 тыс. акций, компания пустилась в плавание по всем океанам.

В 1612 г. в Амстердаме появилась биржа ценных бумаг. Как и положено бирже, сначала она представляла собой место для встречи покупателя с товаром, но, поскольку товар был отборный - облигации займов Генеральных штатов и Амстердама, то и покупателей было всего два десятка избранных. Очень скоро на ней появились облигации соседних городов и акции Ост Индской компании, доступ на биржу стал свободным, правда, для этого надо было внести на счет биржи минимум 3000 гульденов. Биржа из места для первичного размещения облигаций, стала привычным для нас местом для биржевой игры: колебания курса акций, доходившие до 20%, могли обеспечить игроку гораздо большую прибыль, нежели сами акции, тем более, что до 1644 г. дивиденды компания выплачивала натурой.

Для биржевой игры, как оказалось, можно было и не прикасаться к самим акциям, да это было и невозможно: все они хранились в Обменном банке Амстердама,- вам достаточно было продать свое обязательство через, скажем, месяц передать покупателю права на пакет акций, а в положенный срок биржа выплачивала покупателю из внесенных вами 3000 гульденов текущую стоимость вашего пакета. Лишние гульдены и дукаты охотно устремились на биржу, биржа, не давая им вырваться из своих объятий, постепенно превращалась в их аккумулятор, обеспечивающий относительное постоянство курса металлических денег в реальной экономике.

Срыв произошел только в тридцатых годах, когда, не найдя себе применения, дукаты и гульдены, не дотягивавшие по количеству до биржевой игры, создали новый рынок: вся Голландия уподобилась биржевым игрокам и стала играть на луковицах тюльпанов. Игра шла, как на настоящей бирже ценных бумаг: на срок и без предъявления самого товара. Дойдя в 1637 г. до своего максимума, цена на луковицы обрушились до первоначальной, вызвав экономический кризис и падение покупательной способности золотого дуката и серебряного гульдена. Генеральные штаты объявили дефолт по луковицам, гульдены и дукаты от проигравших на луковицах игроков, некоторое время спустя, пришли на фондовую биржу, вызвав небольшой рост курса акций и Ост Индской, и образованной в 1621 г. Вест Индской компаний, финансовая ситуация в Голландии более-менее стабилизировалась.

Стартовав с цены в 3 гульдена, акции Ост Индской компании через два года стоили 3,3 гульдена, через восемь лет уже 4 гульдена, а дальше их цена ежегодно увеличивалась на 10%, достигнув к двадцатым годам следующего столетия почти 40 гульденов. Если приобретение приносящих дивиденды 15-18% от номинала акций в первые десятилетия их существования - обстоятельство совершенно естественное, то приобретение акций по 40 гульденов, приносящее прибыль только в 1%, можно объяснить только тем, что хранение денег в акциях снова стало выгоднее их хранения в золоте. Колониальное золото и серебро, прежде утекавшие в Испанию, а теперь полностью оседавшие в Голландии, дешевели, несмотря на новые польдеры, мануфактуры и рынки.

Амстердамская биржа была тесно связана с Амстердамским Обменным банком, меняющим золото на векселя и векселя на золото, тот с правительством Голландии, а оно с Ост Индской компанией, этот союз четырех и послужил примером для Джона Лоу в его парижских начинаниях. История парижских бумажных ливров оказалась более похожей на историю с амстердамскими луковицами, чем на историю дуката, гульдена и Амстердамской биржи, на которой ко времени создания Общего банка шли торги уже по пяти десяткам ценных бумаг, вбиравшие в себя все больше и больше не нужных экономике Голландии серебряных гульденов и золотых дукатов. На свет появился еще один эффективный финансовый инструмент, служащий ныне и для определения эффективности компаний.

РЫНКОСТРОЕНИЕ       28  29  30

инфраструктуральное

Previous post Next post
Up