Введение пешеходного режима на улице Сагайдачного становится все реальней: в годовом отчете Департамента градостроительства и архитектуры была опубликована схема улицы и Контрактовой площади, главный интерес в которой составляет транспортная схема.
По цвету домиков: красные имеют статус памятников архитектуры, желтые - остальные ныне стоящие здания, синие - новое строительство. Не пугайтесь - Гостинный двор входит в комплекс Контрактовой площади как памятника градостроительства. Новое здание на Братской - уже выстроенный отель, также уже готово здание на нижней части Сагайдачного. А вот сверху - там лишь пустырь и какой-то рендер, в целом приличный. Ну и конечно продолжает кочевать проект Гесте с достройкой Контрактового дома и Магистрата - хотя вместо ларьков я не против. Да и еще два дворика не помешают.
Теперь по транспорту. Схема очень амбициозна и хороша - за исключением пары моментов, которые легко дорабатываются. Рассмотрим отдельно замещение проезда по Сагайдачного что в одну, что в другую стороны.
В сторону Почтовой.
Задействовать улицу Покровскую - решение хорошее, но с одним минусом. Как мы знаем, на этой улице в здании 1808 года расположена резиденция посла США. Проезд улицы не перекрыт, как было у посольства на Коцюбинского, - но определенные просьбы со стороны посольства последовать могут. В целом же трафик оживит улицу. Почти у Андреевского спуска также возможно восстановления храма Николая Доброго - этот уголок Киева по сути станет крупным центром УГКЦ. Пересечение Андреевской и Игоревской с Сагайдачного - в режиме пешеходного перехода.
Идея задействовать улицу Боричев Ток (не путать со спуском на Почтовую) - также хороша, и может быть приятным подарком любителям приезжать на всяких лексусах в дорогие рестораны. Здесь еще достаточно свободных участков, чтобы выстроить и заведения, и пару отелей, и разместить парковки. Конечно, съезд на Игоревскую придется чуть привести в порядок - но он и ныне проездной.
Итого в условиях запаркованной правой полосы Сагайдачного мы получаем гарантированных две полосы вместо одной - вполне надежное сообщение + оживление этой части Подола.
В сторону Контрактовой.
Здесь ситуация откровенно хуже, и это продолжение проблемы левых поворотов на Набережно-Крещатицкой. Здесь возможны два варианта. Можно конечно пойти на поводу у автомобилистов и оставить две полосы на Сагайдачного до поворота Игоревскую. И на первый случай кстати вариант возможный. Однако это ломает идею безсветофорного поворота с Владимирского спуска на Боричев спуск.
Потому в нынешних условиях придется ехать... А ехать далеко: по сути аж до Валов, где разрешен обычный левый поворот. Увы, ни при строительстве развязки у Нового Гаванского моста, ни проектировании заезда на Подольский мост со стороны Валов я пока не увидел удобного безсветофорного поворота на Подол. Выхода опять же два: смириться с тем, что хордовая дорога север-юг вдоль Днепра дальше уходит на Оболонь, а Набережно-Луговая - практически внутрення дорога Подола, где светофоры не зазорны, - или же все-таки встроить нормальный безсветофорный поворот. Решать эту проблему надо, это тема отдельного исследования, которое обязательно будет.
Максимальная длина объезда составляет 3 км - что довольно много, хотя и не катастрофично, если смотреть на транспортную схему более глобально, не "как мне с Владимирского спуска попасть на Подол", а "как мне из Верхнего города попасть на Подол". В таком случае уже появляется вариант Вознесенского спуска. С Печерска, увы, "со всеми остановками", т.е. пока до Валов.
По представленной же схеме за Могилянкой лучше не устраивать на один квартал двухсторонку, а отправить в объезд еще за квартал, так будет быстрее. Идея же полностью закрыть площадь перед Могилянкой весьма хороша - там нереально много лишнего асфальта. Впрочем, часть площади можно все же отвести под парковку, разрешенную только в будние дни, - все же рядом отель и райадминистрация.
Общественный транспорт.
Одна из ошибок некоторых проектировщиков развязок - что об этом думают уже практически после окончания проекта. Здесь самый большой "привет" получают автобусы: очень удлинняется маршрут А62 (Контрактовая-Ботсад) - по сути пассажиры будут выходить на Почтовой, а автобус будет наматывать еще те самые 3 км. А51 и что еще идет по Набережной не так почувствуют неудобства.
Для трамваев же логично задействовать для разворота ныне закрытую конечную, откуда начинались маршруты на Левый берег, а нынешнюю конечную полностью отдать под автомобили - с Константиновской по Спасской очень хороший проезд получается. Трамваи же окажутся в пешеходной зоне, что только добавит им привлекательности.
Выводы.
1. Существенных транспортных проблем закрытие улицы Сагайдачного не создаст, особенно в сторону Почтовой площади.
2. Однако актуализируется проблема левых поворотом на Набережно-Крещатицкой улице - с этим действительно нужно что-то решать.
3. Усложняется движение А62 - не самого стратегического, однако удобного для передвижения туристов по центру.
Григорий Мельничук (с)
Полностью годовой отчет Департамента градостроительства и архитектуры можно прочитать на
их сайте.