Любителей старинной архитектуры Мироновка может сразу разочаровать - ее здесь нет и никогда не было. Еще бы - ведь только в 1968 году Мироновка получила статус города, ну и в 1920-х годах - поселка городского типа. Село Мироновка было основано в XVII веке как хутор казака Мирона Зеленого из Полтавщины. С конца XVIII века Мироновкой владела графская семья Браницких. Это в Белой Церкви Александру Васильевну Браницкую-Энгельгардт считают основательницей дендропарка «Александрия», а Мироновка для Браницких была, так сказать, сырьевой базой.
Особого успеха в управлении Мироновкой Браницкие не достигли - количество сельских дворов уменьшалось, феодальные повинности росли. Впрочем, перед отменой крепостного права в 1861 году население чуть увеличилось - в селе было 331 двор. Но селяне отказались выкупать предоставленные им по реформе земли: часть жителей занялась охотой, рыбалкой, а кому это не давалось - покинули Мироновку.
И не было бы ныне 17-тысячного города Мироновка, если бы не три важных события, или скорее процесса. Так что статья о том, как село Мирона стало городом.
Мы начинаем прогулку с окраины города, где находится жд станция. Улицы широки, дома- пятиэтажны и однообразны
Первое - это развитие в Украине в середине XIX века сахарной промышленности. Именно тогда, в 1858 году, во вполне заштатном селе Богуславского староства (поправьте, но кажется так) Браницкие выстроили сахарный завод. Население увеличивается, и в 1863 году при 1865 жителях Мироновка становится центром волости. Впрочем, уже в 1869 году Браницкие продали все свои земли и сахарный завод удельному ведомству.
Но бывают и интересные детали - например беседка у пятиэтажки
Вторым этапом в развитии Мироновки стала прокладка железной дороги из Фастова. Собственно, стимулом развития железных дорог в Украине и была сахарная промышленность… Так называемую Фастовскую линию проложили еще в 1867-году - т.е. одной из первых в Украине и за три года до первого официального поезда в Киеве! Об истории линии известно очень мало - ведь это была полностью грузовая ветка, к тому же до 1 января 1897 года находилась в частном владении. Мироновка же росла: на 1895 год население составляло 3442 человека. Поля, дешевая рабочая сила - сахарный завод развивался. В 1900-м году - серьезная модернизация и электрическое освещение. В 1906 году к заводу проложили подъездные пути - по старинной традиции железная дорога проходит в стороне от города. В 1911-м Всероссийское общество сахарозаводчиков организовало в Мироновке начно-исследовательскую селекционную станцию.
Третьим этапным событием для Мироновки стал рост административного статуса. В результате административно-территориальной реформы 1923 года Мироновка становится районным центром. Продолжается и развитие железной дороги - тут уже видимо не только из-за экономических соображений, но и благодаря новому статусу. В 1923-м же году открывается ветка Мироновка-Кагарлык, строится депо, станция становится узловой. В 1924-м году уже 3940 жителей. А в 1938 году открывается линия Мироновка-Канев - и Мироновка при 6616 жителей становится поселком городского типа. Строятся универмаг, бытовые мастерские, чайные-столовые - как положено советскому пгт.
Гамазей
В 1958 году Мироновка становится бальнеологическим курортом - благодаря обнаруженным источникам радоновой воды. Но большого развития водолечение здесь не получило - действует вроде как только одна бальнеологическая больница (с 1964 года) с 21 врачем и более 70 сотрудников среднего медперсонала. Впрочем, по сумме всех обстоятельств в 1968 году Мироновка наконец вырастает до статуса города - и после этого строится большая часть административных зданий нынешнего центра. Так что в большей части это советский город - но несколько зданий царских времен мы найдем позже у сахарного завода.
Лавочки в Мироновке - самые суровые из когда-то виденных. Из камня!
Почти случайно замечаем мэрию. Здание скромное, а перед входом - и вовсе мало что поменялось лет за 40...
Рядом - налоговая, побольше, поинтересней, но все равно как-то уныло
В дополнение напротив - заброшка
Малая архитектурная форма неизвестного назначения
Традиционно для небольших городов все основные объекты сконцентрированы вдоль одной улицы. Здесь это - дорога с сахарного завода на железнодорожную станцию. Это - здание райадминистрации. Большинство районов выбило еще в 1980-х новые здания
Здесь же обошлись пристройкой
Пристройка РДА выходит на небольшую площадь, в центре которой - Михайловская церковь. Выстроили храм в первой половине 1990-х.
По другую сторону улицы - админздание 1950-х, сори за солнце
Дом культуры посовременней, но подобный я уже в видел в Полонном на Хмельниччине
Рядом - уникальный памятник "Человеку на лавке"
Внешне ничего, но сделан не очень качественно и понемногу разваливается
Типовые многоэтажки, сетевой магазин. Название города подставьте:)
Кинотеатр
И вот мы подходим к мосту через реку, за которым нас ожидает самый главный сюрприз Мироновки - замок времен позднего социализма!
Мироновка. Часть 1: Привокзальное с вывесками Мироновка. Часть 2: Как село Мирона стало городом или Прогулка по центру Мироновка. Часть 3: Крепость ХХ века или Главная находка года Мироновка. Часть 4: Сахарный завод со склепом