Ведический мудрец Кашьяпа считается отцом всего мира. По ведической мифологии от него произошли все существа - от нагов до дэвов (полубогов). Что инетересно, именно с ним связана история всемирного потопа. То есть именно Кашьяпа оказался тем человеком, который вывез на ковчеге "всякой твари по паре" и доставил их всех на гору Меру. Соответственно, аналогия его с Ноем, как вы понимаете, вполне уместна. И тем более она уместна в виду факта, что у Кашьяпы было три жены (на самом деле больше, но к истории, которую я собираюсь рассмотреть, это отношения не имеет). Их звали Дити, Дану и Адити.
Сыновьями Дити были Дайтьи, сыновьями Дану - Дановы, а сыновьями Адити - Дэвы (полубоги). Из всех трех, только Дэвы были праведными, а от Дайтьев и Дановых их отец Кашьяпа отказался. Впоследствии Дайтьи и Дановы стали рассматриваться как одно целое и назывались от случая к случаю то ракшасами, то асурами, то демонами и т.п. Асуры завидовали Дэвам и от незнания лучшего постоянно мерялись с ними гордостью. Впрочем, заканчивалось такое меряние для них почти всегда одинаково - полным разгромом. Исключения были, но они служили, скорее, уроком для Дэвов, чем для Асуров.
Так вот, мне хотелось обратить внимание на эти параллели. История про Кашьяпу, Дайтьев, Дановых и Дэвов очень похожа на историю Ноя, Хама, Иафета и Сима. Я немного покопался в деталях. Да, ведическая нумерология сильно отличается от иудейской. Но нумерология - это все уже более поздние добавления, которые варьировались от культуры к культуре. Для меня же важнее то, что метафорическое ядро совпадает. Ранее я писал, что
Ноя, Хама, Иафета и Сима можно отождествить с Шудрами, Вайшьями, Кшатриями и Риши. Таким образом взаимоотношения Дановых и Дэвов вписывается во все остальные ведические истории, где Кшатрии объявляли себя свободными от знания, которым владели Риши, или же пытались поработить его. Собственно, именно этот незамысловатый сюжет на разные лады воспроизводится во всех ведических и историях. Впоследствии, в более поздний период эти истории трансформировались в противостояния внутри человеческого общества. Связано ли это с адаптацией историй под изменяющийся менталитет учеников, или же здесь скрыта более тонкая духовная диференциация, мне трудно сказать. Но, как говорится, факт на лицо - истории повторяют себя с завидным постоянством.
Так же мне хотелось бы еще раз обратить внимание на аналогию между Кашьяпой, Дайтьями, Дановами, Дэвами и Ноем, Хамом, Иафетом, Симом. Насколько я понимаю, в древние века религиозные учения мигрировали с континента на континент, интерриоризировались культурами, видоизменялись в соответствии с их обычаями. Собственно, все как происходит и сейчас. Достаточно вспомнить сравнительно недавнюю трансформацию Буддизма в Чань, а Чань в Ваджраяну и Дзен. Четыре учения, а источник у них один. Но если это так, то ведических Полубогов (Дэвов) нельзя даже близко сравнивать с Богом-творцом. Более того, их даже нельзя сопоставлять с архангелами. Они имеют точно такое же значение как Библейские Симиты. Это просто один из народов, народ, который снова и снова надирал задницу Дановым (разумеется, по инициативе Дановых, а не собственной). То есть Дэвов и по мифологическому рождению и по своим повадкам правильнее всего будет называть "божьим народом". Ну, а поводу того, какую гротескную форму они приняли... Так мы имеем дело с другой культурой, намного более древней чем еврейская. Индийцы оказались еще большей "консервной банкой" чем евреи. Они смогли сохранить в своей культуре жуткую архаику. И знаете, я этому рад. Благодаря индийцам теперь можно проводить религиозные "археологическе раскопки" смысла. Можно проследить эволюцию сюжета и выделить инварианты, которые воссоздаются в каждом новом периоде цивилизации. А, сделав это, следующим шагом можно начать выяснять, что является ценной информацией, а что лишь шелухой, которая была актуально в свое время, но не имеет совершенно никакого смысла сейчас.
Вот например, простой вывод, лежащий на поверхности в индуизме, но глубоко закопанный в Библии. Дэвы олицетворяют все формы ненасилия, естественности, спонтанности. Они являются тем, что в Даосизме называется "у-вей". Асуры же, напротив, являются олицетворением "вей" - насилия, планирования, расчета. То есть, на психологическом уровне все истории их противостояния являются ничем иным, как описанием внутренней борьбы в человеке, когда спонтанность борется с намеренностью. Само собой, спонтанность/естественность бывает права не всегда, так же как и насилие/намеренность не всегда неправо. Однако же чаще всего это оказывается именно так.
Ссылки по теме:
http://quest4sanity.livejournal.com/68764.html Исходная запись была опубликована в журнале на DreamWIDTH:
http://quest4sanity.dreamwidth.org/126514.html