Не претендую на лавры богослова:-), но рискну предположить, что "Исповедь" и Палама - разные очень вещи. По-моему - Палама - точно не для чтения в метро:-)
Ну насчет встретить клерка...в моем лице могли встретить такового (тогда я им еще была) частенько!-:-) А вот насчет применимости...надо подумать. Наверное, как и всякий предмет изучения - он изучается углабленно теми, кому этот предмет близок. Человек жаждет получить больше знаний по вопросам, близким ему по духу, тем, которые ему интересны. Просто мне кажется, что далеко не все люди могут приступать к углубленному рассмотрения столь высоких сфер. Так как чтобы это изучение (углубленное) приносило пользу САМОМУ изучающему, он должен приступать к этому с чистым сердцем, и находясь на уровне борьбы с грехом и страстями своими. А иначе от этого всего чтения не только пользы мало, но и еще можно войти в высокоумие. Это все же твердая пища...
Богословие в святоотеческом понимании никогда не было элитарным. Достаточно перечитать молитвы свят. Василия Великого из Литургии, надписанной его именем - молитвы, которые читает каждый священник даже не получивший духовного образования из самой последней деревни. Если христианин воплощает евангельские заповеди в своей жизни, то его можно назвать богословом в широком смысле. P.S. действительно Августина мягко говоря трудно сравнить с Паламой.
В начале девяностых приезжавшие сюда европейские католики люто завидовали нам, глядя на содержимое наших книжных лавок - у них в голове не укладывалось, что можно не только в храме, а даже с лотка в переходе влет продавать святоотеческую литературу. У них, по их словам, в церковных лавках были в основном всякие там биографии знаменитых католиков и рассуждения на тему "берегите лес, т.к. вы христиане", а святых отцов читали исключительно специалисты.
С тех пор интерес к святоотеческим книгам значительно притих, но возможно, в этом есть даже и позитивный момент - кто помнит, тогда из них, еще перед всеобщим увлечением старцами, многие желали сделать некий православный талмуд с ответами на все случаи жизни. Но все-таки и сегодня святоотеческие книги продаются, в конце концов читают их, наверное, и в метро...
Говорят "западные туристы" помимо этого удивлялись еще и тому, что в России специальную научную литературы покупают и читают совершенно обычне ненаучные люди. А у них в европах специалисты пишут сами для себя.
свт. Григория не знаю, а вот встретить читающих Блаженного Августина думаю вполне можно. Я лично знаю студентку пед. вуза (не гуманитарного факультета), которая исходя из университетской программы читала Исповедь, и даже прочитала, и даже понравилось:)
Comments 39
Reply
Ну насчет встретить клерка...в моем лице могли встретить такового (тогда я им еще была) частенько!-:-)
А вот насчет применимости...надо подумать. Наверное, как и всякий предмет изучения - он изучается углабленно теми, кому этот предмет близок. Человек жаждет получить больше знаний по вопросам, близким ему по духу, тем, которые ему интересны. Просто мне кажется, что далеко не все люди могут приступать к углубленному рассмотрения столь высоких сфер. Так как чтобы это изучение (углубленное) приносило пользу САМОМУ изучающему, он должен приступать к этому с чистым сердцем, и находясь на уровне борьбы с грехом и страстями своими. А иначе от этого всего чтения не только пользы мало, но и еще можно войти в высокоумие. Это все же твердая пища...
Reply
P.S. действительно Августина мягко говоря трудно сравнить с Паламой.
Reply
С тех пор интерес к святоотеческим книгам значительно притих, но возможно, в этом есть даже и позитивный момент - кто помнит, тогда из них, еще перед всеобщим увлечением старцами, многие желали сделать некий православный талмуд с ответами на все случаи жизни. Но все-таки и сегодня святоотеческие книги продаются, в конце концов читают их, наверное, и в метро...
Reply
Reply
Reply
Leave a comment