Ехала я как-то в метро парижском вечерком в будний день, когда все нормальные люди возвращаются с работы. Метро было забитым - линия 4, все стояли тесно друг к дружке, прямо как в московском с утра. Рядом стоял мужчина, средних лет, по виду - клерк клерком, и читал... Confessiones Августина. В переводе, правда, но все равно. Каков шанс встретить в Москве в 7 вечера в метро клерка, читающего Паламу? :)
Это вопрос об актуальности и востребованности богословия, хотя понятно, что оно - удел элиты. Побольше интеллектуального смирения :) А было ли когда-то не-элитарное богословие? Подозреваю, что нет. Др. вопрос - почему произошло так, что богословие с определенного момента (хорошо бы выяснить с какого именно момента) пошло по элитарному пути и стало достоянием философски образованных граждан Римской империи? Конечно, большинство верующих (элиту сюда включать не будем) хотя бы слышали, что есть ипостаси, сущности, энергии и т.д., возможно, кто-то знает, что все это очень важно для вероучения. Но каким образом все это может быть применимо в христианской жизни и было ли это применимо еще тогда, во время догматических споров? Ведь, вроде бы для спасения и не обязательно знать ничего из «высокой догматики», но с др. стороны - для чего-то же она существует.