Талантливый человек талантлив во всем - эту спорную истину (неужели Эйнштейн легко чинил прохудившиеся трубы и лОжил в десятку 10 из 10?) знают все. Но знаменитый художник Доменикос Теотокопулос (ака Теотокопули) по прозвищу Эль Греко доказал еще две истины - талантливый человек талантлив везде и всегда. На родном для него Крите в XVI веке, когда лучшие времена Византии и греческого православия были далеко позади, а сам Крит уже несколько веков был колонией Венеции, он смог стать уважаемым мастером-иконописцем, получавшим 70 дукатов за небольшую доску (при средней рыночной цене в 12-15 дукатов). Но в возрасте 26 лет бросил всё и уехал в Венецию - учиться у Тициана. И стал прославленным живописцем не где-нибудь, а в Италии чинквеченто, ибо ему заказывали портреты кардиналы (например, де Гиз) и мальтийские рыцари. Но во второй раз (то ли за длинным рублем, то ли за славой, а то ли спасаясь от своего дурного неуживчивого характера) бросил всё и уехал в Испанию, где, осев в Толедо, стал знаменитым Эль Греко. Хотя знаменитым на самом деле его сделали в XIX веке французские романтики, открывшие заново его жутко ни на что не похожие картины, приняв их за выражение подлинно испанского духа, ломающего класический канон ради выражения чего-то неуловимого и неописуемого...
Впечатляет для одной-единственной жизни? А автор его жизнеописания в малой серии ЖЗЛ, некий Максим Петров, умудрился сделать еще и яркий обзор венецианского Крита и его особой школы иконописи, а также прошелся по всем загадкам и легендам, из которых, собственно, и состоит жизнь Эль Греко, достоверно о которой известно безумно мало. В общем, получилось нескучно, пестро и без искусствоведческой зауми с анализом перспектив, выставления света и ширины мазка...