Насмотрелся тут фото в интернете и захотелось сказать пару слов тем, кто только начинает использовать отражатель на улице, в портретной и свадебной фотографии.
Часто вижу, как фотографы совершают одну и ту же ошибку - светят на улице отражателем на модель снизу "чтобы убрать тени под глазами и подбородком" - в большинстве случаев это принципиальная ошибка, проистекающая от непонимания того, что делает отражатель и зачем он нужен.
В видеоуроках, выложенных в интернете, часто можно видеть что отражателем на улице подсвечивают тени. Фотограф из видеоурока берёт его в яркий солнечный день, когда модель освещена солнцем чуть сбоку в лицо, и убирает глубокие тени с противоположной стороны лица, смягчая световой рисунок. В этом случае отражатель на улице используется как заполняющий свет.
Характерный пример такого урока:
Click to view
На практике, такое освещение часто неприятно для тех, кого фотографируют - когда в лицо светит яркое солнце, люди щурятся, им больно смотреть против яркого источника. А слёзы и щёлочки вместо широко открытых глаз не лучший вариант. Понимая это фотограф интуитивно выбирает другой вариант - разворачивает модель к солнцу боком или спиной, либо уводит в тень (под деревья, в арку) и использует отражатель чтобы лица не провалились в тень. Здесь и таится ошибка. Опрашивая снимающих на улице я убедился, что многие положение отражателя "снизу" считают (по следам уроков) единственно верным во всех случаях без исключений. Неоднократно видел как на свадебной съёмке молодожёнов подсвечивают снизу когда их лица не освещены солнцем, либо когда они отвернулись от яркого источника (при поцелуях, например, часто лицо одного освещено солнцем, а другого в тени). В такой ситуации использовать отражатель на улице, подсвечивая снизу, неправильно.
Чтобы было понятно что получится, нашёл в интернете характерный пример нижней подсветки лица:
На фото девочка как-будто наклонилась над фонариком, светящим вверх. Помните, в детстве любили друг-друга так пугать? Из-за нижней подсветки даже на её юном детском лице вылезли "синяки" под глазами (прорисовались тени от впадин). В жизни лицо у модели было бы так освещено, когда она наклонилась над костром в лесу. Жутковато.
В ситуациях когда солнце освещает модели не лицо, а его малую часть, бок или спину, отражателем нужно светить, также как и вспышкой, сверху, расположив его под наклоном выше лица модели. Если нужно убрать при этом возникающие тени, то снизу вы можете светить вторым отражателем меньшего размера, с бОльшего расстояния или отражающим меньше света (белый отражает меньше чем серебряный).
Почему? Давайте разберёмся в принципиальном моменте и поймём что есть что. В обычной ситуации, которую я описал в начале, солнце - рисующий или ключевой источник. Оно рисует свет и тень на модели, и является основным источником освещения. В ситуации когда солнце сзади, или сзади наискосок, оно уже не рисующий, а контровой свет, очерчивающий формы, волосы, отрывающий модель от фона, подчёркивающий фигуру и контуры. Чтобы вернуть свет на лицо модели, вам понадобится не заполняющий тени, а рисующий тени источник. И именно его роль выполняет отражатель.
Поэтому, отвернув лицо модели от солнца делаете так - большим серебряным отражателем светите на модель сверху-наискосок, и если возникают глубокие тени под носом и подбородком, то вторым матовым белым отражателем светите прямо или чуть снизу. Ассистента с основным "рисующим" отражателем (или стойку, если снимаете в одиночестве) лучше располагать как можно ближе к модели едва за пределами кадра - это увеличивает и количество отражаемого света, приходящего на модель, и делает сам свет более мягким и растушёванным.
Если отражатель на улице используется не в роли заполняющего или рисующего, а в качестве контрового источника, который рисует светлую полосу на контурах модели (шее, плечах) подчёркивая их форму и отрывая модель от фона, отражатель также лучше располагать выше лица, светя на плечи и шею чуть сзади, сверху-наискосок.
Используя отражатель в роли заполняющего света стоит быть осторожным - дав слишком много отражения (это видно по тому, что полностью съедаются тени) вы получите не заполняющий, а второй рисующий источник, результат будет кошмарным. Повторюсь, в роли заполняющего отражатель можно располагать немного ниже уровня лица модели, но при этом важно тщательно контролировать результат и направление светового потока, чтобы не получить из заполняющего второй рисующий.
И не стоит так уж увлекаться "тёплым" золотым отражателем. Утепляя освещённое, он не делает теплее всё вокруг. Если хочется добиться ощущения солнечного позитивного дня, лучше сдвинуть баланс белого всего снимка или применить соответствующее тонирование. Выравнивая "утеплённую" золотым отражателем модель до нормального цвета кожи вы будете опускать всё вокруг неё в синеву и холод, и достигнете обратного эффекта. Зимой это может быть плюсом - живая кожа на фоне ледяного голубого пейзажа смотрится интересно, но летом эффект может быть неприятным.
В любом случае, с отражателями лучше заранее попрактиковаться, а не тащить их на ответственную съёмку начитавшись теории и насмотревшись Youtube. Сейчас как раз отличное время для экпериментов, да и осень на подходе.
P.S. Во избежание недоразумений - отражатель и рассеиватель это разные вещи. Обычно продаются комплекты, в которых диск типа 5-в-1 может выполнять роль белого, золотого, серебряного отражателя, чёрного флага и белого рассеивателя. Последние две функции используются иначе.
Снимаете с отражателем или видели удачные примеры снимков, уроки?
UPD. Выложил пост
про использование лайтдиска с примерами.