q3d

Уроки Lightroom 4 | #4-1 | импорт фотографий - с флешек, в DNG с XMP, с тегами и т.д.

May 25, 2013 05:02

Четвёртый урок Lightroom посвящён целиком импорту фотографий, я расскажу как перенести снимки из камеры в базу приложения, о всех настройках импорта (в том числе о настройках, которые не стоит применять), о том как отсортировать фото, добавить их из внешнего источника или вручную упорядочить на диске. Мы также затронем тему уникальных профилей для разных типов и моделей камер - если у вас несколько фотоаппаратов, Lightroom поддерживает раздельные профили для каждого, а также, он может использовать разные профили по умолчанию для разных значений ISO, что позволяет сэкономить время на пост-обработке, ведь обычно при низких ISO используются одни настройки резкости и шумодава, чтобы вытащить больше деталей, а при высоких другие - чтобы получить более чистую картинку без артефактов.



Существует три основные процедуры добавления снимков в Lightroom:

  • Через диалоговое окно Import
  • Через мастер синхронизации каталогов
  • Через мастер импорта снимков из каталога


В первом случае, через диалоговое окно Import, вызываемое нажатием кнопки Import в нижней части левой панели или сочетания кнопок [CTRL+SHIFT+i] в режиме Library, либо через меню File/Import Photos and Video вы можете перенести или скопировать фотографии из любого внешнего источника - с флешки фотоаппарата, внешнего или встроенного жёсткого диска, с папки из локальной сети с другого компьютера.



Это довольно мощный инструмент, позволяющий:

  • Выбрать источник, с которого производится копирование/перемещение
  • Установить тип превьюшек, который будет просчитан для всех импортируемых фото
  • Переименовать файлы по заданной маске, чтобы хранить их в порядке
  • Применить пресет обработки (или разные пресеты)
  • Разом занести во все импортируемые снимки мета-данные, включая ключевые слова, данные об авторе, месте съёмки и т.д., в том числе из ранее созданного шаблона
  • Выбрать место, в которое будут перенесены или скопированы фотографии

Явных недостатков у этого режима нет, кроме одного ограничения - с помощью мастера импорта неудобно организовывать структуру фототеки, если она отличается от типовой, потому что за один раз импорт переносит снимки в одно место, за исключением случаев, когда вы используете «режим добавления» - записывая в базу данных информацию о снимках, которые лежат на каком-то диске и не будут оттуда скопированы или перенесены.

Если вы с одной флешки хотите скопировать RAW нескольких фотосъёмок, одна из которых свадебная, вторая репортаж, а третья предметная, и вам нужно чтобы в итоге снимки каждой серии ложились каждый в свою папку, придётся производить импорт в несколько проходов, что может приводить к потерям времени. В таком сценарии проще сначала разложить снимки в нужную структуру и, затем, добавить их синхронизацией или через режим Add.

Это может быть важно для тех фотографов, которые хранят снимки в такой структуре:

Корневой каталог фотографий
  Свадебные фото
    2012
    2013
  Репортажи
    2013
  Студийные фото
    2012
    2013

Я предпочитаю хранить «все яйца в одной корзине», то есть в структуре такого вида:

Корневой каталог фотографий
  2012
    2012-01-01
    2012-01-02
  2013
    2013-01-01
    2013-01-05

Сортировка у меня производится не по папкам и подпапкам, а по тегам и ключевым словам, назначаемым каждому снимку, фото по группам сортируются с использованием виртуальных каталогов.

Во втором случае, при использовании синхронизации, Lightroom произведёт поиск новых файлов в уже подключенных к приложению каталогах, и в случае обнаружения импортирует их методом добавления. Синхронизацию можно провести как для мастер-каталога, с учётом всех вложенных папок, так и для любой отдельной папки. Этот режим удобен, если вы ведёте каталог «руками» - создаёте сложную структуру каталогов и подкаталогов, раскладываете в них снимки по определённой логике.

Третий случай я описывал в предыдущем уроке Lightroom, посвящённом синхронизации ноутбука и десктопа, или разных фототек Lightroom. Вы можете экспортировать снимки в формате каталога из одной библиотеки и затем, с сохранением структуры каталогов и имён файлов добавить в другой каталог. Этот процесс однозадачен, и его стоит использовать только для специфичных задач, например, в случае если требуется перенести с сохранением структуры и массива данных готовую подборку фотографий, отсортированную, обработанную и снабжённую множеством важных данных.

Ниже я расскажу подробнее про каждый из режимов.

Импорт через диалоговое окно Import

Начнём с первого способа. Он удобен в том случае, когда вы хотите заставить Lightroom произвести за вас сортировку фотографий. Обычно RAW-исходники у фотографа хранятся в некоей мастер-папке, внутри которой можно организовать структуру каталогов, и переместить туда снимки переименовав их по маске или как-то иначе.

Вызывается диалог импорта нажатием CTRL+SHIFT+i, кнопкой или через меню. В появившемся окне вы можете выбрать способ добавления фотографий:

Copy as DNG | Copy | Move | Add

Copy as DNG самый медленный режим - каждый снимок сначала конвертируется в формат DNG, затем добавляется в библиотеку. В зависимости от процессора, импорт каждого кадра может занимать от секунды до нескольких, то есть флешка с тысячей фото на очень быстром шестиядерном ПК импортируется примерно за двадцать минут, а на ноутбуке с двуядерным Core i7 может уйти и полтора часа.



После окончания импорта для всех импортированных фотоснимков строятся превьюшки. Я не рекомендую использовать этот режим при импорте с флешки, когда требуется оперативность и скорость - по сравнению со всеми другими режимами этот самый медленный и зависит от скорости компьютера. Если по каким-то причинам вы не используете перенос файлов руками, с последующим импортом, а тяготеете именно к процедуре через LR при работе с флешкой (что всегда медленно), то правильнее будет перенести снимки в режиме Copy и, только после этого, запустить конвертацию.

К тому же, конвертация может идти в многопоточном режиме, которому я посвящу отдельный параграф ниже. Важный нюанс - при использовании режима Copy as DNG снимки не стираются, а в каталог добавляются их копии. Если вы используете этот режим с внешним жёстким диском или при переносе снимков по сети, не забывайте стирать руками скопированное.

Стоит отметить, что в режиме Copy as DNG появляется дополнительное окно, задающее вопрос в какой именно вид DNG конвертировать - в сжатый без потерь или в так называемый Lossy DNG. Последний это не совсем RAW, а скорее 16-битный JPEG, который имеет смысл только если требуется сэкономить максимум места. Но, если выключить перфекционизм и здраво оценить возможности формата, можно найти ряд причин его использовать.

Copy - в этом режиме снимки копируются из источника в библиотеку, затем происходит построение превьюшек. Это основной режим, в котором стоит импортировать фото. Он безопаснее режима Move в том смысле, что пока вы не убедились что фото перенеслись и с ними всё в порядке, исходные снимки остаются на первоначальном источнике.



Move - следуя из предыдущего, это режим переноса снимков. Он недоступен при импорте фотографий с флешки, которую после приходится руками форматировать или стирать файлы через Проводник. Использовать Move можно при импорте с жёсткого диска или из сетевой папки. Основной плюс - если фотографии лежат на том же диске, где и мастер-папка в которую они будут перемещены, то Move становится самым быстрым видом импорта, ведь самая скоростная процедура именно перемещение файлов между каталогами в рамках одного диска. Перенос с внешнего диска не так быстр. Как и в режиме Copy, при использовании Move фотографии сначала импортируются, а затем для них строятся превьюшки. Я чаще всего использую именно этот режим, предпочитая сначала на максимальной скорости сбросить фотографии с флешки на ноутбук (даже иногда использую более одного картовода), а затем также быстро переношу фото в библиотеку.

Add - режим предназначенный для добавления информации о фотографиях, лежащих где-то, в каталог Lightroom. Сами фотографии остаются лежать на прежнем месте, и я знаю несколько случаев, когда фотографы путали режим, и вместо Copy использовали Add, а затем стирали папки с исходными RAW. Чтобы избежать этого всегда следите за тем, в каком режиме будут импортироваться фотографии. Режим удобен в тех случаях, когда вы раскладываете фотографии руками, и затем «подключаете» их к базе данных Lightroom, особенно в случае использования нескольких внешних дисков, собственной структуры папок и т.д. Ну, например, вы отсняли свадьбу и сбросили фотографии на внешний диск в папку «E:\Wedding 2013-03-17» - можно не переносить их в мастер-папку, а добавить в LR, обработать, отдать клиентам готовый результат и всю папку с исходниками убрать в далёкий архив навсегда, не забивая свою фототеку снимками, которые, скорее всего, больше никогда не понадобятся.

Поехали дальше. В окне импорта, в левой части, указывается откуда брать фотографии. Если к компьютеру подключен кардридер, то в списке появляется флешка и, обычно, Lightroom предлагает копирование с неё, в приоритете. Если флешка не подключена, то Lightroom открывает последнюю папку, из которой производился импорт, либо показывает список всех логических дисков, предлагая вам выбрать, где находятся фото.



Как уже сказал, импортировать фотографии можно с любых источников, подключенных как диск - встроенный дисков, внешних, сетевых. Программа не позволяет бродить по сетевым папкам, не подключенным как логические диски, поэтому их придётся подключить руками заранее, через стандартную процедуру маппинга сетевых ресурсов в Проводнике.

Всю центральную часть мастера импорта занимает окно для превьюшек. Их размер можно менять полозком (Thumbnail), либо сочетанием [CTRL+колесо мыши], на превьюшки можно кликать дважды для увеличения и даже просматривать их в формате от 1:1 до 11:1, то есть, с одиннадцатикратным увеличением.





Снимая галочки с фотографий вы можете импортировать не все снимки. Кстати, Lightroom оснащён умным механизмом, который старается определить не импортировались ли уже эти фотографии ранее, и подсвечивает серым (отключая для них импорт) те снимки, которые считает дубликатами имеющихся в фототеке. Кнопками Check All и Uncheck All можно установить и снять галочки со всех снимков, выведенных в листинге превьюшек. Стоит отметить, что большие и сетевые каталоги Lightroom может индексировать в поисках фотографий некоторое время, поэтому не спешите нажимать Import - дождитесь конца поиска импортируемых фото.

В режиме импорта возможна и сортировка - по времени, статусу (стоит галочка или нет), имени файла и типу импортируемых данных.



В верхней части, между превьюшками и блоком выбора типа импорта, есть полоска переключения режимов - All Photos, New Photos и Destination Folders. Первый пункт запускается по умолчанию, это стандартный режим импорта, когда в мастере показываются все снимки в каталоге, а уже импортированные закрашиваются. Во втором режиме выводятся только новые снимки, которые не были импортированы, по мнению Lightroom. Это удобно, если вы периодически импортируете фото из каталога, где остаются исходники, методом копирования, и импортируете их не все, а частично, выбирая по несколько штук или группами. Проще говоря, уже импортированные фото не забивают список превьюшек и не мешают отобрать что в этот раз импортировать.



Режим Destination Folders удобен из тех же соображений - когда вы импортируете снимки из папки с большим количеством вложенных каталогов, в которых могут быть разные серии снимков или разные съёмки, их может быть удобно не валить в одну кучу, а просмотреть с сортировкой по папкам, что-то забрать, а что-то оставить. Удобно, то что выделить можно как отдельные фото в папке, так и всю папку.



Диалоговое окно Import - превьюшки

Отобью в отдельные параграфы правую колонку, потому что она даёт очень много возможностей. Можете под катами выбирать только то, что вам нужно. Итак, давайте подробно разберём всё сверху-вниз.



File Handling - позволяет указать какого типа строить превьюшки. О том, чем отличаются Minimal, Embedded & Sidecar, Standard и 1:1 я писал в первом уроке Lightroom, для фоторепортёров и корреспондентов. Самый быстрый способ получить нормальные превьюшки - Embedded & Sidecar. В режиме Minimal строятся встроенные превьюшки для режима миниатюр. Отличие между этими режимами в том, что Minimal удобен когда вы отбраковываете фото из превьюшек в режиме Library, не раскрывая каждое фото, а Embedded & Sidecar добавляет в базу полный JPEG, вшитый в RAW или DNG, и в этом режиме удобно сортировать переключаясь между увеличенными почти на весь экран фотографиями.

Режим Standard строит превьюшки указанного в настройках размера. Напоминаю, что важно установить размер Standard-превьюшек равным или чуть бОльшим разрешению вашего монитора (подробнее описывал во втором уроке Lightroom, посвящённом установке и настройке). Размер 1:1 рендерится дольше всего, а сами превьюшки занимают больше всего места на диске. Я не рекомендую его использовать по-умолчанию, потому что на медленном компьютере рендеринг 1000 фотографий может занять несколько часов, а на быстром можно здорово ускорить этот процесс уже после импорта, и не терять время на экономном движке Lightroom. Более того, если вы отбраковывая фотографии их не зумите, то 1:1 избыточны, а их использование заметно замедляет сортировку - быстрее отбраковать используя Embedded & Sidecar, в том числе и на быстром компьютере. К сожалению, E&S на системе с retina-экранами смотрятся плохо и резкость по ним оценить, зачастую, невозможно.

В этом же блоке есть галочка Don’t Import Suspected Duplicates, которая и говорит Lightroom сканировать импортируемые фотографии до импорта и сравнивать эти данные с имеющейся базой, чтобы не переносить дубликаты. Если вы точно знаете что никаких дубликатов там, откуда вы импортируете фотографии, быть не может, то убрав галочку можете уменьшить количество обращений к диску, снизить нагрузку на память и процессор, и тем самым не только ускорить процесс выбора фото для импорта, но и продлить время работы вашего ноутбука от батарей.

Последний пункт в окне File Handling - Make a Second Copy To, который позволяет тем фотографам, которые беспокоятся за возможную потерю снимков, сразу копировать их в два места. Скажем, для надёжности вы можете не только импортировать фото на ноутбук, но сразу же делать копии на внешний жёсткий диск. Если что-то одно сломается данные у вас останутся. Вообще, избыточность довольно типичная философия для фотографии, и это совершенно правильно - нет ничего более неприятного, чем из-за технического сбоя или поломки техники потерять целую фотосъёмку, особенно коммерческую.

Диалоговое окно Import - переименовывание файлов

Переходим к панели File Renaming. Здесь вы указываете переименовывать ли снимки при экспорте и что делать с расширением файла - оставить заглавными (CR2/NEF/RAF/ARW/DNG и т.д.) или строчными (cr2/nef/raf/arw/dng и т.д.).



В зависимости от режима могут включаться дополнительные поля. Если вы установите переименование по типу «Custom name - Sequence», откроется для ввода поле «Custom Text», и если ввести туда «q3d.livejournal.com», файлы будут называться «q3d.livejournal.com-1.nef», при этом цифра будет нарастать по мере импорта снимков от указанной в поле Start Number. Можете начать с 10, 99 или 123 если зачем-то это нужно. Установив другой вариант «Custom Name - Original File Number» вы можете к заданному имени присоединить цифру, которую изначально имел файл. Скажем, если у вас на флешке записан 1DX0017.CR2, то в библиотеку он попадёт как «q3d.livejournal.com-0017.cr2».





Если установить режим переименовывания «Shoot Name - Custom Text» то результат окажется примерно тем же самым, но есть нюанс - к заданному имени добавляется не 1,2,3… а 001, 002, 003… и мне это кажется более правильным, потому что при сортировке в Проводнике не возникает проблем, когда в алфавитном порядке после 1 идёт 10, а затем 100, после чего 2, 20, 21 и т.д.



Ещё один режим - Date/Filename. Он добавляет к первоначальному имени файла дату. Может быть удобно, если вам зачем-то нужно хранить «камерные» имена файлов. Это может быть нужно тем фотографам, которые отбирали в дороге фотографии на камере, и читая имена файлов на экране делали себе какие-то пометки в бумажном блокноте или смартфоне по именам снимков, типа «DSC1312.CR2 - Иван Иванович Петров, президент мира». Также это может быть нужно тем фотографам, которые отсняли RAW+JPEG, скинули клиенту JPEG чтобы тот быстро отобрал нужное, а затем переслал имена. Зачем добавлять дату? Да просто потому что у вас в фототеке за несколько лет наверняка неоднократно появятся файлы с идентичными «камерными» именами, ведь большинство фотоаппаратов нумерует фото от 0 до 9999, а это небольшие цифры.



Про режим Filename подробно говорить не буду - очевидно, что это импорт с теми же именами, какие дала камера. В случае конфликта к имени будет добавляться цифра.

Мой любимый режим - Custom Settings стоит в начале списка. Выбрав этот пункт и нажав Edit внизу списка вы попадаете в отдельное окно, где можете задать вручную любую маску, содержащую как служебные данные из EXIF фотографии, так и необходимый текст. Здесь можно сохранить сколько угодно своих пресетов под разными именами и переключаться между ними, можно создавать очень хитрые имена файлов для переименования, которые будут содержать любую информацию - координаты GPS, размеры фото, модель использованной камеры или объектива, фокусное расстояние, серийный номер, имя автора, рейтинг и… ещё десяток других параметров вместе, по отдельности и в любой очерёдности. Если честно, здесь глаза разбегаются что использовать, но я чаще всего предпочитаю простую маску «год-месяц-день-[часов-минут-секунд]», что позволяет полностью персонализировать мои личные фотографии, и сделать имя файла совершенно уникальным.



Если я снимаю сериями на скорости свыше 1 кадра в секунду (а так я делаю чаще всего) Lightroom автоматически подставляет в конце переименованного снимка ещё одну цифру после дефиса, поэтому дополнительный Sequence в маску я не вижу смысла вставлять, имя получается и без того уникальным. Возможно, в будущем я буду видеть смысл добавлять в имена файлов координаты GPS, но пока я не пользуюсь этой возможностью. К тому же, Lightroom и без хитрых имён файлов позволяет отфильтровать снимки по всем критериям в библиотеке, умеет использовать смарт-коллекции (об этом в отдельном уроке), так что нет смысла набивать имя файла служебными данными, если только вы не используете имена файлов как какой-то важный ориентир, скажем в Bridge, проводнике или каком-то вьювере.



Заканчивая рассказ про переименовывание снимков при импорте в Lightroom отмечу два момента. Первый - внизу панели File Renaming всегда показывается как будет назван тот файл, на который наведён курсор мыши или первый файл из очереди, если ни один снимок не выделен. Второй - импортируются не только фотографии, но и видео. Поскольку не всегда есть смысл добавлять видеоролики в Lightroom, а многие и вовсе не используют LR как видеоредактор, я предпочитаю при переносе файлов с флешки вручную убирать их в отдельную папку и не импортировать.

Панель Apply During Import - будьте осторожны при импорте RAW+XMP и обработанных DNG

При импорте можно сразу же назначить пресет, который будет по-умолчанию применён к снимку, и это даёт широкие возможности. Можно применять различные пресеты, в зависимости от модели фотокамеры (её серийного номера) или величины ISO. Это позволяет ускорить процесс - скажем, вы знаете что у вашего фотоаппарата после ISO 6400 нужно применять усиленный шумодав, а до этого значения можно использовать низкие или умеренные значения шумоподавления. Чтобы каждый раз при обработке не изменять этот параметр, не тратить лишнее время, можно поручить Lightroom делать это за вас. Но к этому я вернусь позже, а пока об основных возможностях вкладки Apply During Import.



В поле Develop Settings вы выбираете базовый пресет с настройками, которые будут применены - здесь можно использовать один из базовых пресетов Lightroom, входящих в комплект, настройку по умолчанию None или созданный вами/загруженный из интернета пресет из группы User Presets.

Тем кто импортирует DNG или RAW + XMP из другой фототеки, с ноутбука или внешнего диска (я описывал зачем это нужно и как работает в третьем уроке Lightroom) стоит быть вдвойне внимательными - если поверх вашего DNG/RAW + XMP будет установлен новый пресет, откатиться к уже использованным настройкам будет невозможно, за исключением случая, когда вы прописали в XMP-зону ещё и снэпшоты. Поэтому, чтобы не загубить свою же работу, проведённую на другом компьютере, при синхронизации фототек разных компьютеров или при импорте уже обработанных DNG оставляйте параметр None.

Поле Metadata позволяет прикрепить к RAW-снимку мета-данные, содержащие важную информацию - кто автор, где снят снимок, как он называется, к какой категории относится, является ли работа защищённой копирайтом или относится к типу Public Domain (общественное достояние). Можно прописать в фотографию URL для тех, кто интересуется информацией об авторских правах на фото, есть масса полей для ввода геолокационных данных - страны, города. Можно указать имена людей, изображённых на снимке и многое другое.





Все эти данные можно сохранить в шаблон, чтобы в дальнейшем накладывать на другие снимки, не забивая всё по новой в многочисленные служебные поля. Обращу внимание, что шаблон применяется КО ВСЕМ импортируемым снимкам разом, то есть выделить часть фото и назначить им один шаблон при импорте, а затем выделить вторую часть и назначить другой шаблон нельзя. Для таких процедур потребуется уже использование режима Library.

Аналогичным образом обстоят дела с полем Keywords - для всех импортируемых снимков можно применить некие однотипные ключевые слова, чтобы затем в медиатеке было проще их находить. Если вы прибегаете к назначению тегов сильно позже, может иметь смысл присвоить всем снимкам общий тег «без тега», чтобы затем в фототеке не потерялись фото, которым вы будете назначать ключевые слова. Я обычно назначаю фотографиям при импорте тег "разобрать", и после удаляю его, когда с сортировкой покончено.



Последняя вкладка Destination позволяет выбрать, куда именно на вашем компьютере или в сети копируются/переносятся фотографии, а также способ организации из нескольких по умолчанию. Здесь можно использовать возможность копирования в подпапку. Скажем, вы хотите хранить все фото в D:\RAW Storage Shelf, а свадьбы в D:\RAW Storage Shelf\Weddings - тогда указываете папку RAW Storage Shelf как целевую, ставите галочку на Into Subfolder и пишете в поле Weddings. Все импортируемые снимки перенесутся туда, а внутри будут разложены по требуемому шаблону. В случае, если вы предпочитаете именно такую структуру, с отбивкой жанров съёмки по папкам (что не всегда имеет смысл, я объяснял выше почему) это может быть удобным, но обращу внимание - все фото при импорте перенесутся туда. У меня на флешках чаще микс из фотографий за день: что-то снято на презентациях, что-то во время прогулки, бывает бэкстейдж и снимки с уроков, поэтому механизм подпапок я не использую.



Далее идёт поле Organize, где можно выбрать из трёх вариантов: «By Original Folder» будет складывать снимки в папки с теми же именами, как их организовала камера. Некоторые фотографы таки используют возможность руками называть папки в фотоаппарате, и для них это может иметь смысл. Я использую обычно By Date, когда снимки переносятся или копируются в структуру, основанную на дате. Как будет выглядеть структура можно выбрать в следующем поле Date Format. Из широкого спектра вариантов я предпочитаю второй: ГОД/ГОД-МЕСЯЦ-ДЕНЬ. В этом случае все снимки каждого дня попадают в одну папку. Если вы снимаете немного, не более нескольких сотен снимков в месяц, может иметь смысл делать более редкую отбивку - ГОД/ГОД-МЕСЯЦ, но здесь стоит быть осторожнее - чем больше фотографий в одной папке, тем тяжелее компьютеру обращаться к такому каталогу, тем больше замедляются файловые операции. Когда количество снимков в одном каталоге начинает измеряться тысячами начинается заметное торможение, особенно в случае, когда фотографии хранятся на механическом жёстком диске или, того хуже, на сетевом хранилище NAS.

Можно использовать и ещё более сложную отбивку - ГОД/ГОД-МЕСЯЦ/ГОД-МЕСЯЦ-ДЕНЬ. Это может иметь смысл из тех же соображений - если по итогам года в папке 365 подпапок, доступ станет медленнее, но… на мой взгляд, незначительно, и это не компенсирует сильно возросшую сложность древа каталогов.

И последним пунктом вкладки Destination в диалоге Import в Lightroom идёт поле выбора диска и папки, куда производится копирование. Как и в случае с диалоговым окном Import, программа не поддерживает сугубо сетевые локации, не подключенные как логический диск, поэтому о маппинге сетевых папок стоит позаботиться заранее.

Есть ещё три малозаметных элемента в мастере импорта - в верхнем левом углу сохраняются локации, из которых ранее были импортированы фото, в виде истории, а в правом куда снимки переносились. Удобно.





Треугольник в левом нижнем углу позволяет переключить диалоговое окно импорта в сокращённый вид, когда не видно превьюшек, есть только основные параметры импорта. Если операции типовые, можно оставить окно таким, но я не вижу в этом особого смысла.



Этот пост оказался слишком длинным для ЖЖ, поэтому мне пришлось побить его на два. Продолжение выйдет сегодня в полдень.

Другие уроки Lightroom 4 в рамках этого цикла статей:

ликбез, уроки lightroom 4, adobe, статьи про фото, обучение lightroom

Previous post Next post
Up