q3d

Уроки Lightroom 4 | #4-2 | импорт фотографий через синхронизацию, раздельные профили камер

May 25, 2013 12:00

Продолжение первой части урока (пост оказался слишком большим для ЖЖ)



В продолжении поста я расскажу об импорте через синхронизацию каталогов, добавление другого каталога к основному и о том, как назначить камерам разные профили - это позволяет задать раздельные настройки для двух одинаковых фотоаппаратов по серийному номеру или заставить LR применять различные установки в зависимости от величины ISO, что позволяет сэкономить время на обработке.

Импорт через синхронизацию

Второй вариант импорта - через синхронизацию файлов в папках. Допустим, все ваши снимки хранятся в D:\RAW Storage Shelf, и Lightroom уже знает эту папку. Переместив туда фотографии руками, через Проводник, вы обнаружите, что в библиотеку фотоснимки не добавились. Это логично - LR не Picasa, он не мониторит постоянно папки с целью обнаружения новых фото, экономя ваши ресурсы. При необходимости из одной папки файлы могут быть добавлены в разные библиотеки Lightroom.



Зачем сортировать файлы руками? Это может быть нужно в тех случаях, когда вы организуете своё хранилище RAW-исходников каким-то особым образом, сложной структурой каталогов, вложенных папок и т.д. Также, можно подобным способом подключать к LR внешние накопители, данные с которых подсоединяются по мере необходимости. Когда появится Lightroom 5, в нём будет ещё больше возможностей по работе с отключаемыми носителями, в том числе, построение умных превьюшек, которые можно обрабатывать как RAW и даже экспортировать в пониженном разрешении, даже если диск с исходниками не подключен к компьютеру. Но, об этом мы поговорим как-нибудь в будущем, после релиза LR5.

Чтобы добавить фотографии, скопированные ранее в папку, в библиотеку LR, необходимо в режиме Library, в левой панели, в распахиваемом списке Folders, найти ту папку, в которой находятся снимки, нажать правой кнопкой мыши и выбрать Synchronize Folder. Не обязательно нажимать на самой папке - можно выбрать родительский каталог или даже целый диск, если это требуется для ваших задач.



Процесс импорта теперь может быть как автоматическим, не требующим вашего участия, так и через диалоговое окно мастера импорта. Чтобы последний открылся поставьте галочку напротив Show import dialog before importing. Это нужно в том случае, когда вы хотите импортируемым снимкам назначить единый пресет, ключевые слова и другую информацию, о которой мы говорили выше.



Добавление другого каталога

Про добавление каталога я уже говорил в третьем уроке, посвящённом синхронизации двух фототек с разных компьютерах. С одного компьютера вы экспортируете снимки «как каталог», на другом производите «импорт каталога» и все файлы, превьюшки, мета-данные, пресеты и остальная информация подсасывается в основную базу. О деталях рекомендую почитать в той статье.

Напомню недостатки - переносится файловая структура, нет переименовывания файлов, во время импорта одного каталога в другой компьютер полностью занят этим процессом.

Ускорение процедур, связанных с импортом фотографий в Lightroom

Есть три основных элемента, которые можно ускорить, если ваш компьютер или ноутбук достаточно производителен:

  • Импорт с нескольких флешек;
  • Построение превьюшек;
  • Конвертацию в DNG.

Импорт с флешек - самое очевидное, что один кардридер за раз копирует данные с одной флешки. Если у вас быстрый диск в ноутбуке, то он может принимать данные быстрее, чем флешка отдаёт. Скажем, мой Acer Aspire S7 оснащён RAID-массивом SSD, которые способны выдавать до 850 мегабайт в секунду на чтении, и немногим ниже на записи. Если нужно перекинуть на компьютер две и более флешки, и критична скорость этого процесса, есть смысл использовать более одного картовода.

Сам Lightroom импортировать с двух картоводов одновременно не умеет, поэтому придётся сначала перебросить фотографии на диск, а затем добавить их через Move или Add.

Отсюда же проистекает вопрос интерфейса - использование картоводов для USB 3.0, которые обеспечивают более высокие скорости имеет смысл. Стоит сейчас такой картовод 300-500 рублей, и разницы по цене между моделями на USB 2.0 и на 3.0 практически нет, но более быстрая модель для USB 3.0 может читать современные SD и CF на их максимальной скорости - давая даже 100 мегабайт в секунду, что принципиально невозможно на USB 2.0. Учитывая, что та же карта на обычном картоводе будет читаться на скорости 20-25 мегабайт в секунду, а на интегрированном кардридере ноутбука может получатся 5-7 Мбайт/c, получаем минимум 4x-5x прирост в скорости переноса снимков на компьютер. Если запустить копирование с двух картоводов, можно за пять минут скинуть данные, которые так бы сбрасывались час.

Как это относится к Lightroom? Я предпочитаю сначала перебросить снимки на ноутбук, и только потом их импортировать, потому что опыт показывает - импорт через сам Lightroom оказывается более медленным, а флешку иногда нужно освободить поскорее. К тому же, LR при импорте с флешки не стирает с неё файлы, а Проводником их можно перемещать.

Теперь про многопоточность. Изначально Lightroom настроен так, чтобы во время его работы вы могли заниматься другими процессами. В рамках этой концепции он старается не загружать процессор работой слишком сильно, и это особенно хорошо заметно на 4-ядерных и более мощных чипах. Мой домашний 6-ядерный десктоп при импорте загружен процентов на десять, если идти по стандартному пути, но… к счастью это можно изменить.

Для этого действуем по иному алгоритму. Если нам нужно, например, перенести файлы в каталог LR в формате DNG, то не стоит использовать «Copy as DNG» в мастере импорта. Переносите файлы обычным методом Move, Copy или Add, с построением самых минимальных превьюшек - хоть Minimal, хоть Embedded & Sidecar. После того как фотографии быстренько добавились и появились в списке последних импортированных (в режиме Library вверху слева «Previous import») выделите примерно треть из них и нажмите [ALT+L, D] или запустите мастер конвертации через меню Develop/Convert to DNG. Выбрав желаемые опции запускайте конвертацию. Теперь выделите ещё треть снимков и повторите запуск на конвертацию. Затем, выделите последнюю треть фотографий и отправляйте их переводиться в DNG.

Итого вы запустите не один поток, как сделал бы Lightroom по умолчанию, а сразу три одновременно, и многоядерный компьютер будет куда быстрее делать для вас эту работу.

Тот же самый подход уместен при построении стандартных превьюшек или в формате 1:1, а также при экспорте. Чем больше у компьютера памяти, ядер и более быстрая дисковая подсистема, тем большее количество одновременных потоков экспорта он способен будет переварить, и тем быстрее выполнит задачу. У меня получалось на 7-8 потоках получить уверенное ускорение процедур в два раза, а это немалый прирост, если мы говорим о тысяче-другой фотографий и даже о полусотне.

На слабых компьютерах, с одним-двумя ядрами, особого толку может не быть. Чтобы проверить под Windows как загружен ваш компьютер во время конвертации DNG или построеннии превьюшек запустите диспетчер задач (CTRL+SHIFT+ESC) и во вкладке «Производительность» увидите что происходит. Если загрузка менее 50% на конвертации, создании превьюшек или экспорте, то есть место для ускорения и многопоточности. Если близко к 90-100% то я бы советовал провести апгрейд компьютера, чтобы не терять слишком много времени на рутинные, в общем то, процедуры.

Раздельные профили для камер и настроек ISO

Начиная со второй версии Lightroom поддерживает раздельные профили по умолчанию для разных моделей камер, а также для разных значений ISO. Это позволяет, например, имея две одинаковые камеры (с разными серийными номерами) при импорте использовать разные пресеты. Допустим, одна камера у вас студийная, и из студии не уходит, а вторая для повседневной съёмки - вы можете задать им изначально разные профили, чтобы не править их руками.



Аналогичная ситуация с разными значениями ISO. В зависимости от чувствительности матрицы я использую разные значения шумоподавления, потому что на низких ISO шумодав можно практически выключать, получая максимум детализации, а на высоких уменьшать подшарпливание картинки, увеличивать силу шумодава, в том числе цветового, чтобы получить более гладкое и чистое изображение.

Чтобы назначать камерам отдельные пресеты придётся поработать в режиме Develop (CTRL+SHIFT+2) по уже загруженным фотографиям с камер.

Импортируйте снимок с настройками по умолчанию или Zeroed (всё по нулям).

Включите в настройках Lightroom (Edit/Preferences/Presets) поддержку раздельных профилей для разных камер или значений ISO (можно и то и другое, если нужно).

После этого модифицируйте картинку в режиме Develop так, как вы хотели бы, чтобы она по умолчанию обрабатывалась, и сохраните этот профиль через меню Develop/Set Default settings.



Теперь на импорте, если вы выбрали использование профиля по умолчанию, а не какого-то из творческих, Lightroom применит именно специфичные настройки. Только имейте ввиду, что забить опции придётся как минимум для каждой камеры (и снимки с каждой должны быть в LR), а то и для всех значений ISO. Это займёт некоторое время, но если всё сделать с умом, получите заметное ускорение обработки по-умолчанию, когда не нужно будет двигать одни и те же полозки каждый раз.



На этом с импортом закончено. Другие файловые операции, производимые внутри Lightroom мы обсудим в одном из следующих уроков. LR позволяет двигать снимки между дисками и папками внутри своего интерфейса, не теряя их расположение, создавать виртуальные копии снимков и использовать их различными способами. Об этом расскажу позднее.

Другие уроки Lightroom 4 в рамках этого цикла статей:

ликбез, уроки lightroom 4, adobe, статьи про фото, обучение lightroom

Previous post Next post
Up