Навеяно
постом snake-d-ha. Написал сначала комментарий, а потом решил сохранить себе.
1) По поводу маркетплейсов. Когда я лет 15 назад подался в сеошники, то каждая уважающая себя фирма имела сайт, а практически каждый закомый мне программер старался сделать интернет-магазин. Поскольку, иначе как заработать? Хотя всякому неайтишнику было очевидно: введя запрос и получив по нему 10 разных сайтов на страницу, названия которых 90% людей видит впервые, клиент вряд ли будет покупать. Поскольку совершенно неизвестно, даже переведя деньги, получит он товар или нет. А если получит, то в каком виде. Поэтому было совершенно очевидно, что те, кто решат проблему:
а) минимальной надежности оплат
б) ассортимента
в) социальных доказательств, прежде всего сколь-нибудь реальных отзывов
г) удобства доставки и пр.
захватят рынок. Что и произошло. Бума интернет-магазинов давно нет. Вместо кучи неизвестных никому имен пришли те же совершенно неизвестные поставщики, но под именем бренда, обеспечивающее вышесказанное. И неважно как этот бренд называется: Амазон, Али-Экспресс или ягодки. А на место "сделай интернет-магазин" пришли инфоцыгане (которые были всегда, но не в интернете), "стань погромистом" и пр.
2) Гугл убил не Амазон. Первые и очень серьезные потери трафика у Яндекса и Гугла случились, когда соцсети сколь-нибудь крепко стали на ноги. То есть уже к году 2013-15. Потому что когда ты понимаешь, что для продаж услуг по окраске ноготочков или одежды или туров в запердье тебе не нужен сайт от слова вообще, а нужен прокачанный в Инсте, ВК или ФБ аккаунт, то зачем тебе гугл?
3) В итоге сменилось то, что называется пользовательским поведением. Например, когда я лет 10-12 назад продвигал один проект, я рекламировал его по запросу "туры в ..." и мне сразу начинали идти заявки. Сейчас я могу обрекламироваться в поиске Яндекса (а ранее и гугла), но заявок будет минимум, а их стоимость будет сравнима со стоимостью тура. Изменился интернет -> изменился способ поиска услуг.
4) SEO из универсального, обязательного и реально значимого для ЛЮБОГО проекта источника трафика скатилось до альтернативного и зачастую ненужного. И произошло это всего-то лет за 10: примерно с 2010 до 2020. Пока еще держится платная реклама в Гоше и Яше, но скажем так фрагментарно. По целому ряду тематик продвигаться в поиске банально бессмысленно: вы получите слишком дорогие заявки или же их будет мало (и тоже дорого).
5) Резюмирую. Произошедшее вызвано тем, что можно условно назвать "кризис доверия". Люди получили свободный поиск. И тут же столкнулись с тем, что эту свободу максимально эксплуатируют другие люди. Аналогичная ситуация не только в условных продажах (то есть в экономике). Приведу другой пример, из области прессы:
"Интересное явление, конечно, с еженедельными журналами: вроде практически погибшее явление, "Деньги", "Власть", "Эксперт", "Профиль" - практически убиты интернетом.
Но как-то отдельно собирать интересные статьи в журналы - люди не перестают, и на это, в итоге, существует платежеспособный спрос даже без продажи журнала в розницу.
Сейчас в "Коммерсанте", например, вкладочка-приложение "Деньги" - 72 полосы.
Часть явный адверториал, часть неявный, обычная реклама - тоже есть
Чего нет - так это постоянного графика выпуска.
Есть деньги, набрались рекламодатели - поехали." (
тыц)
Я не знаю как на Западе. но в России Телега сделала то, что не под силу оказалось ВК и ФБ: люди сидят в ней и из нее не вылезают. То есть Павел получил единство платформы, о котором мечтал Цукерберг. Но произошло куда более важное: нет смысла покупать и читать всю прессу, когда ты можешь читать условно только нужного тебе блоггера в тележке. И донатить ему на бусти. Конечно, эксперты тоже кушать хотят, но пока ситуация скорее в пользу клиента: классические СМИ слишком зажрались и привыкли, что они могут пинать члены, а их все равно будут покупать. Конечно, со временем все это забронзовеет и минусы вылезут, но пока условные блоггеры (предоставляющие то, что пользователь считает реальной экспертизой и отвечающие своей рожей, а не брендом газеты за качество информации) выигрывают у условных СМИ. Да, война тут тоже сыграла свою роль, но к этому так или иначе шло. То есть опять же мы получаем не поиск. Мы получаем, как в доинтрнетную эпоху - места, куда надо сходить. чтобы узнать важное. Зная такие места, ты узнаешь важное. А не зная, не узнаешь. А поиск в Гугле тебе не поможет.
UPD Поисковики сделали для своей смерти не меньше условного Цукерберга или Дурова. Когда ты постоянно завлекаешь владельцев бизнеса в тот же директ, то рано или поздно тебе в этом директе перестает хватать места. Ну да, ты меняешь рекламную модель, но в итоге бизнес все равно получает меньше показов, а сам трафик дорожает (места в спецразмещении не резиновые). И в какой-то момент покупать трафик становится просто невыгодно. Так для ряда тематик погиб поиск Яндекса, о чем я писал выше.
UPD2 Про поиск инфомации вообще писать не буду. Там на самом деле множество причин, начиная от смерти сайтов: ну кто ведущий сайт в 2005 мог подумать, что в 2020 ему тоже надо будет платить за хостинг? И таких множество. Проигрывающая в удобстве и стоимости разового выпуска бумага ВНЕЗАПНО оказалась надежнее, практиченее и лучше интернета. Потому что книга у тебя на полке может 100-200-300 лет лежать и ей ничего не будет (и это проверено веками). И ее может хранить каждый! Да, она может сгореть, но ваш домашний сервер тоже может не дай бог сгореть с тем же результатом. Но главная проблема в другом. Внезапно опять-таки выяснилось: чтобы хранить информацию нужен минимум денег, знаний и возможностей, которые, есть не у всех. Далеко не у всех.