Типичная пострелигиозная философия: Ницше, Гегель, Кант, Маркс, Юнг писали много и мутно, но фанаты их раскручивали и толковали. Соответствующее психическое расстройство (точнее bias) пишущего называется резонерством, а у читающего - проекцией, как в проективном тесте, где надо увидить смысл в бессмысленной кляксе.
Я имел в виду не то, что они нерелигиозны, а то, что до них была эпоха, когда европейская философия крутилась исключительно вокруг христианства, как у Фомы Аквинского. Смысл состоял в том, чтобы как-то объяснить странности в библейский текстах, не подвергая сомнению первоисточники. А позднее тема религии даже у религиозного человека вроде Канта отходит на второй план и начинают рассуждать о чем-то еще кроме количества ангелов на кончике иглы.
Кстати, философы, которые писали так мутно-заумно, в жизни вполне способны были выражаться нормально, если судить по тем же афоризмам, по личным письмам. Религиозные философы могли писать ерунду, манипулировать, но не запутывать смысл. Так что мне даже интересно, от кого и когда возникла мода на тексты-кляксы.
Это еще от древнегреческого Парменида пошло. "Тимея" платоновского не читал, но насколько я понимаю, там тоже загибоны с абстракцией. Такой же абстрактный текст Аристотеля, следующий за его "Физикой", был назван "Метафизикой". Впоследствии мутные рассуждения о фундаментальных основах мира стали так и называть "метафизикой"
Comments 5
Reply
Кант был религиозным.
Юнга не читал. Но афоризмы у него остроумные. Допускаю, что может быть интересным)
Reply
Я имел в виду не то, что они нерелигиозны, а то, что до них была эпоха, когда европейская философия крутилась исключительно вокруг христианства, как у Фомы Аквинского. Смысл состоял в том, чтобы как-то объяснить странности в библейский текстах, не подвергая сомнению первоисточники. А позднее тема религии даже у религиозного человека вроде Канта отходит на второй план и начинают рассуждать о чем-то еще кроме количества ангелов на кончике иглы.
Кстати, философы, которые писали так мутно-заумно, в жизни вполне способны были выражаться нормально, если судить по тем же афоризмам, по личным письмам. Религиозные философы могли писать ерунду, манипулировать, но не запутывать смысл. Так что мне даже интересно, от кого и когда возникла мода на тексты-кляксы.
Reply
Это еще от древнегреческого Парменида пошло. "Тимея" платоновского не читал, но насколько я понимаю, там тоже загибоны с абстракцией. Такой же абстрактный текст Аристотеля, следующий за его "Физикой", был назван "Метафизикой". Впоследствии мутные рассуждения о фундаментальных основах мира стали так и называть "метафизикой"
Reply
Reply
Leave a comment