Click to view
Самое время вернуться к разговору о мессенских
εἱλῶται, то есть, илотах...
Илоты, как мы уже знаем, имели право вести свое хозяйство, петь непристойные песни, плясать глупые пляски и пить неразбавленное вино, что в кругу спартиатов считалось впадлу, но не имели права владеть оружием, петь военные песни на мессенском наречии и вспоминать славные дела предков.
Обязанности же илотов состояли в том, чтобы кормить спартиатов, при необходимости безропотно отчисляя 10-20% заработка на разовые нужды вроде благоустройства городков Лаконии, помощи семьям спартиатов, погибших в походах, закупки меди и олова для оружейников и прочие хозяйские проекты.
А помимо барщины и оброка, илоты обязаны были посылать сыновей в спартанскую армию, для исполнения грязных и тяжелых вспомогательных работ, а в бою их ставили в самые опасные места, чтобы кое-как вооруженные и почти необученные "унтеры" мясом давили противника, сминая его ряды и облегчая задачу спартанской фаланге.
Естественно, илотам это не нравилось, но сопротивляться они, хотя числом превосходили господ изрядно, не умели, да и побаивались, потому что дома у всех были семьи, а при любом "фэ" власти посылали в поселки Мессении молодых людей и начинались
κρυπτείᾱ, то есть, массовые бессудные репрессии. Впрочем, криптии устраивали и так, впрок, зачищая потенциальных лидеров Сопротивления.
И тем не менее, в 465 году до Р.Х. гнойник прорвался.
Воспользовавшись тяжелейшим системным кризисом в Лаконии, илоты, находившиеся на военной службе,
взбунтовались, подняли всю Мессению, вплоть до стариков и даже
старух, укрепились на горе Итома, а дальше телега покатилась с горы и случилось много всякого, но рабами мессенцы уже не были никогда...