Click to view
Могу ли я поддержать идею уважаемой Микулишны?
Разумеется, нет.
Предлагаемая ею методика есть экстремизм и призыв к насилию, а это в цивилизованном обществе категорически неприемлемо. В цивилизованном обществе приемлемо бить несогласных битами и топориками, приемлемо жечь несогласных "Молотов-коктейлем" и похищать людей, а вот отстреливать руководство и спонсоров тех, кто действует приемлемыми методами, в цивилизованном обществе неприемлемо категорически. Так что, - и да услышит это мудрый СУП, - такие методы я осуждаю, а уважаемая Микулишна дает волю эмоциям.
Впрочем, я тоже частенько даю волю эмоциям, обзывая "подонками" людей, которые вовсе не подонки, а просто имеют свой материальный интерес и добиваются своих целей приемлемыми в цивилизованном обществе методами. Так что, подходя к оценке событий эмоционально, хрен что поймешь и хрен выработаешь какие-то хоть сколько-то приемлемые рекомендации. Ну и, стало быть,есть смысл, вспомнив, что я все-таки историк, поискать исторические аналогии, дающие возможность рассуждать холодно и объективно.
Вот, скажем, Страбон ("География, 8,5") рассказывает про εἱλῶται, то есть, илотов. Кому интересно в деталях, может посмотреть
сюда, а если совсем коротко, то "Все окрестные жители, родственные спартанцам, но говорившие немного иначе, находились в подчинении у спартанцев, хотя, как считалось, пользовались общими с ними законами, принимали участие в делах республики и могли занимать должности. На самом же деле было совсем иначе..."
В общем, рабы не рабы, а, так сказать, общественные крепостные. Сперва подчинялись по согласию, но позже спартанцы прошлись по их городам и поселкам, силой заставив признать новые правила. Примерно с VI в. до н. э. илоты обязаны были трудиться на Спарту, обеспечивая ее всем необходимым и служить во вспомогательных отрядах, а поскольку илоты числом сильно превосходили спартиатов, те старались держать их в повиновении посредством террора, как морального, так и физического, в частности, методом "криптий".
В общем, как повествует Плутарх ("Ликург"): "Время от времени власти посылали молодых людей, снабдив их только короткими мечами и дубинками... Днем они отдыхали, прячась по укромным уголкам, а ночью, покинув свои убежища, умерщвляли всех илотов, каких захватывали на дорогах. Нередко они обходили и поля, убивая самых крепких и сильных илотов, на вид казавшихся опасными", а чтобы подорвать дух илотов "спартанцы старались внушить им презрение к себе и с этой целью запрещали им иметь оружие, петь военные песни, вспоминать славные дела предков, и наоборот - поощряли пение песен непристойных, распитие неразбавленного вина и глупые пляски".
Такое положение дел илотам, конечно, не нравилось, но что они могли поделать?
А ничего.
Восстать никакой возможности не было. То есть, сперва восставали и даже что-то получалось, но потом спартанцы научились отслеживать и заранее выбивать потенциальных лидеров, протестовать мирно не имело смысла: спартанцы выжидали, пока толпа, покричав, разойдется, а потом присылали молодых людей с короткими мечами и дубинками, бежать тоже было вариантом не для всех: притом, что в соседней Арголиде беглецов, считавшихся попавшими в беду братьями, привечали, бросить все и обустраиваться с семьей на новом месте мало кто решался.
Вот и тянули лямку в голоде и холоде, терпя унижения и обслуживая спартиатов, которые в утешение объясняли им, что все жители Лаконии, по сути братья и, значит, равны в правах, только каждый на своем месте и со своими обязанностями. И кончилось все только тогда, когда пришли римляне.
В общем, не знаю я, что делать.
Вернее, знаю, но объяснить не могу. Вот уважаемый
Иван Михайлов, специально этим вопросом занимавшийся, и знал, и мог бы объяснить, но он умер.