СЫНОВЬЯ БОЛЬШОЙ МЕДВЕДИЦЫ

Mar 29, 2013 18:53

image Click to view



Из российского законодательства исключили важнейшие для коренных малочисленных народов понятия, связанные с доступом к их традиционным территориям и природным ресурсам, в частности, понятие бессрочного и безвозмездного пользования, - заявил член Общественной палаты РФ Павел Суляндзига. - Теперь, по его словам, "Все свои рыболовные, охотничьи угодья, оленьи пастбища коренные народы должны выигрывать на конкурсах и аукционах. И, конечно же, конкурировать с коммерческими структурами им абсолютно невозможно... Понятие бессрочного и безвозмездного пользования аборигенам необходимо срочно вернуть, потому что повсеместно начинаются очень страшные процессы, когда коренные народы на своей земле становятся браконьерами и изгоями... Их права нужно восстановить, потому что иначе среди них продолжит распространяться очень страшная болезнь - духовная. Человек теряет смысл жизни, когда в его дом приходят непонятно какие люди и начинают там распоряжаться, а он ничего не может сделать"

Не очень верится, что такая новелла может быть принята, но, как бы-то ни было, г-н Суляндзига не совсем прав. Давно и хорошо известно: когда в дом к человеку приходят непонятно какие люди и начинают там распоряжаться, человек может сделать многое. Может попытаться уйти в иные места (если есть куда уходить), может, если уходить некуда, принять все, как есть, и тихо спиваться, изредка бессильно огрызаясь, а может и (если таких бедолаг много) попробовать покусать всерьез, - но результат известен заранее.

Большим, развитым, набравшимся просвещения и успевшим вовремя прорваться в "эпоху варварства", с ее кёнигами и дружинами этносам легче. В период разброда и шатания они сумели постоять за себя, и даже больше того, так что с ними боятся связываться. А маленьким, совсем еще общинным остайкам охотников и собирателей не свезло. Совсем. Тем паче, что нонеча теперича не то что давеча, и у нашего условного человека нет надежды даже на то, что хоть кто-то из его племени, пусть в дальнем потомстве, отбедовав лихие времена, получит, как норвежские лопари или апачи, компенсации от устыдившихся потомков "непонятно кого", потому что времена, увы, не те и будущее темно даже для куда более сильных.

Для России, правда, такой расклад в новинку. При Романовых "ясачными" особо не заморачивались, но интересы их все же учитывались, в обиду лесной люд царские сатрапы не давали, и даже спиртоноши, менявшие "огненную воду" на шкурки, всерьез рисковал каторгой. Хотя, конечно, бабло побеждало зло, но в обход закона. И в СССР, когда выяснилось, что в большую жизнь из маленькой, как деды-прадеды жили "ясачных" не выманишь, повели ту же политику, всячески приводя в пример "регрессивным" гражданам их немногих сородичей, сумевших прыгнуть выше головы. Что, кстати, позволяло (да и по сей день позволяет) нам, людям ХХ века, в ответ на все разговоры о "России - тюрьме народов" свысока отвечать: а вы сравните, сколько у вас сохранилось, а сколько у вас, и тогда поговорим, кто д'Артаньян и весь в белом, а кто говным говно. И действовало.

А сейчас что ж. Прогресс. Правда, без Железного Коня, хоть и губящего татанку, но связывающего Большую Воду с Большой Водой. Чего нет, того нет. Просто из рыболовных мест, охотничьих угодий, оленьх пастбищ, грабя их по науке, можно отбить куда больше лавэ, чем ежели жить по, понимашь, ветхой несуразице, и умные, современные люди это знают.  А ежели кому не подходит, сказано же: добро пожаловать на конкурсы и аукционы. Как бы ни бил в свой тамтам г-н Суляндзига. Но это если такая новелла, в самом деле, будет принята, во что, еще раз повторю, не очень верится...

UPD.
И еще одно соображение. В наши времена былые "пасторальные туземцы" давно уже совсем не пасторальны. Формально первобытные и общинные, они (не все конечно, но в лице князьков и старейшин) давно уже не скачут с томагауками на мустангах, одаривая скво скальпами врага. То есть,  рядовые-то охотники-рыболовы-собиралтели охотятся-рыбачат-собирают, но пока они заняты этими традиционными промыслами, разнообразные Большие Медведи, вполне вписавшись в рынок (те же казино в резервациях США и Австралии тому пример, и цыганские слободки тоже) прекрасно находят общий язык с помянутыми "непонятно кто", опасаясь только потери привилегий, положенных им (вернее, тем, кого они по праву крови представляют)  по статусу. Этот нюанс, откровенно  говоря, тоже нельзя не иметь в виду, но что сказать по этому поводу, я не знаю.

вопросы теории, права человека, домашний кинозал, грустное, россия

Previous post Next post
Up