Люблю узнавать новое. Еще больше люблю, когда это новое, ранее неведомое, подтверждает выводы, сделанные на основе того, что было известно и раньше. Потому что, если так, то, получается, концепция верна.
В связи с этим, искренне благодарю уважаемого
pietari_spb, вчера в какой-то из бесед вскользь помянувшего о народе саами. Дескать, даже в нынешней цивилизованной и благополучной Европе, в сытых, до предела социализированных Норвегии, Швеции и Финляндии (хотя в двух последних гораздо меньше) любое упоминание о хоть какой-нибудь, пусть даже только культурной автономии этого этноса - вполне достаточное основание для появления к болтуну "пристального интереса со стороны тамошних КГБ". Честно говоря, не сразу поверил. Все же XXI век - не век XIX, а север Европы - не прерии. Однако стало любопытно прояснить вопрос. И вот что, други, выяснилось. Саамы ака лопари - маленький народ на севере Скандинавии. В Лапландии. Выходит, соседи Санта-Клауса, который именно у них одалживает оленеей, чтобы развозить по Старому Континенту подарки хорошим деткам. Больше всего их в Норвегии, немало в Швеции, сколько-то в Финляндии, совсем чуть-чуть в России. Когда-то жили много южнее, кочевали чуть ли не до Балтики, однако потом ушли от злых соседей подальше, в снега, где их какое-то время не трогали. Пока норвежские колоничты не добрались и до тундры. А когда добрались, все пошло по-новой. Правда, резать, как когда-то викинги, не резали, но где-то с конца XVIII века начали усиленно "норвегизировать". Книги на саамском языке (молитвенники, катехизис, Новый Завет, Библия), появившиеся еще в XVII веке были изъяты, учителя саамского языка насильственно забриты в армию. Появились специальные законы, согласно которым саам , пусть даже сто раз христианин, человеком считался . лишь в том случае, если брал норвежское имя и пользовался в быту только норвежским языком. Причем подтвердить это должны были "пять добропорядочных норвежцев", что было практически невозможно, поскольку "норвегизированный" саам приобретал право на землю, а земля была нужна самим "добропорядочным . норвежцам", во все большем числе наезжающим с юга. Все эти меры, хотя и в смягченном виде, действовали, кстати, аж до конца Второй Мировой войны. Но это к слову. Примерно в конце третьего десятилетия XIX века власти Норвегии (бывшей тогда в унии со Швецией, но имевшей самую широкую автономию) выработали интересный план "окончательного решения" саамского вопроса. Саамов, как все северные люди, нестойких на алкоголь, начали почти принудительно спаивать. Если до того торговля спиртным шла обычным порядком, то в 1833-м начала работать целая правительственная программа: торговцам водкой были даны налоговые льготы, местные ленсманны получили распоряжение оказывать им всю возможную помощь. Естественно, много наливали в долг и, естественно, за долги у спившихся отнимали имущество, в основном, оленей, лодки и рыболовные снасти, обрекая их на голод. Саамы, к удовольствию начальства, начали вымирать, и какое-то время вымирали тихо. А потом появился совестливый человек, пастор Лестадиус, чье имя в тамошних краях по сей день окружено почетом. Побывав в России, где торговля спиртным в саамских краях была жесточайше запрещена, а нелегальные "спиртоноши", будучи пойманы, шли на каторгу, он начал проповедовать среди "оленных людей" трезвый образ жизни, и довольно быстро добился многого. Излишне говорить, что у слуги Божьего начались неприятности. Достаточно крупные. Его пытались выжить с севера всеми доступными "добропорядочным норвежцам" средствами, разве что не били ногами. Он, однако, был упорен, и саамы бросали пить во все большем количестве. Это било по карманам торговцев спиртным, это вызывало нарекания у начальства в адрес ленсманнов, и люди злились. Распространение листовок, призывающих к отказу от алкоголя, проповеди и лекции о вреде пьянства были объявлены уголовными преступлениями, хорошо проплаченные священники (лестадиусов было, как всегда, мало) разъясняли в кирхах, что веселие саамов есть питие, общество трезвенников, обвинив в шпиорнаже в пользу России, разогнали силой. И тогда, в 1852 году, смирные, никогда голоса не поднимавшие саамы взбунтовались. Не нищие, спившшиеся бедолаги, а сильные люди, сумевшие выкарабкаться из болота алкоголизма, пришли в городок Каутокейно, чтобы сказать все, что думают по этому поводу. Что было дальше, рассказывать не стану. И так понятно. Если же кому-то стало совсем уж интересно, рекомендую
посмотреть фильм, снятый недавно в Норвегии на эту тему. Копия прекрасная, скачка ни регистрации, ни платы не требует. А фильм, как по мне, хороший. Без всякой голливудчины. Очень правдивый и потому печальный.