Изучение иностранного языка в начальной школе - это одно из основных отличий современной системы образования от советской. Необходимость начала изучения нового языка во втором классе, когда у некоторых школьников еще и с русским есть большие проблемы очень сомнительна. Хотя, судя по тому, что большая часть нашего класса начала изучать английский в качестве факультатива еще в первом классе (предоставляет наша школа такую платную услугу), многие родители считают английский чуть ли не самым главным учебным предметом.
Причем, это именно английский. Если в середине 80-х половина учеников нашего класса изучала английский, а другая (в том числе и я) - немецкий, то теперь все учат английский. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и соответствующей примерной основной образовательной программой предусмотрено еще изучение второго иностранного языка с 5 класса в объеме 2 часов в неделю, в дополнение к 3 часам «первого» иностранного языка. Несмотря на это, старший сын доучился до конца 10 класса с одним английским. И введение в настоящее время изучения второго иностранного во всероссийском масштабе кажется маловероятным просто по причине отсутствия подготовленных кадров.
В нашей школе изучение английского ведется по учебникам серии «Английский в фокусе» (Spotlight) за авторством Вирджинии Эванс, Дженни Дули, Надежды Быковой и Марины Поспеловой. Наличие в числе авторов англоговорящих граждан позволяет использовать не только отечественные традиции изучения иностранных языков (London is the capital of Great Britain), но и учитывать актуальное состояние изучаемого языка.
Курс 2-го класса состоит из вводного раздела и шести модулей.
Сначала идет урок под названием Let’s Go!, в котором изучаются некоторые формы приветствия (Hello, How are you?, Fine, thanks), прощания (Goodbuy и представления (I´m …, What´s your name?). Затем в течение трех уроков изучается английский алфавит (название букв, их написание, примеры слов, начинающихся с соответствующих букв). И два урока на изучение наиболее распространенных буквосочетаний (sh, ch, th, ph), отличающихся своеобразным произношением.
Первый учебный модуль, как ни странно, называется не первым, а начинающим, стартовым (Starter). Здесь мы знакомимся с основными сквозными персонажами учебника: мальчиком Larry, его сестрой Lulu, их няней (Nanny Shine, этакая Мэри Поппинс), их домашним питомцем - обезьяной Chuckles (главный поставщик проблем для героев), родителями (Mummy и Daddy, никаких Father и Mother), бабушкой и дедушкой (Grandma и Grandpa). Изучаются основные команды глаголы, употребляемые во время урока: sit down, stand up, open your books, close your books, а также пять цветов.
Остальные модули пронумерованы с 1-го по 5-й, каждый из которых посвящен какой-то теме. Каждый модуль состоит из трех разделов, которые в свою очередь делятся на два урока. В каждом разделе изучается от пяти до двадцати новых слов и выражений.
Модуль 1 посвящен дому: слова обозначающие мебель, названия комнат в доме, вопросы “What’s this?”, “Where is …?”, “Is it in…?”, ответы: ¨It’s …”, “It’s in …”, “Yes, it is”, “No it isn’t”.
Модуль 2 посвящен празднованию дня рождения: изучение числительных до 10, вопрос “How old are you?” и ответ на него “I´m eight¨. Название продуктов питания (преимущественно фастфуда и сладостей). Вопрос: “What’s your favorite food”, полный и краткий (I like …) ответы на него. Ну и какой же день рождения без “Happy birthday to you¨.
В модуле 3 изучаются животные и их действия (т. е. глаголы, обозначающие движение). Вопросы “Can you …?” и ответы “I can...¨, ¨Yes, I can”, “No, I can’t”.
Модуль 4 дает возможность изучить названия некоторых игрушек и предлоги in, on, under. Соответственно, ищутся игрушки с вопросами “Where is …?” и находятся с ответами “It is in/on/under …”. Здесь же узнаются названия частей лица и их размеры или цвет. Вводится форма “He’s got …”. Учитывая единственность носа и рта и наличие глаз и ушей в количестве двух вводится понятие об образовании множественного числа и применении артикля “a” только в единственном числе.
Модуль 5 рассказывает о каникулах, временах года, различной погоде и соответствующей этой погоде одежде. Вводятся глаголы, связанные с одеждой: take off, put on. Ведутся разговоры о погоде: “What’s the weather like?”
Внутри модулей встречаются правила произношения различных букв и буквосочетаний, в зависимости от места в слове (например, гласные в открытых и закрытых слогах). В конце учебника эти сведения обобщены под рубрикой “First Steps to Reading”
После каждого модуля, идут разделы Portfolio (творческие задания на разные темы, например, описать свою комнату), Spotlight on UK/Russia (маленькие рассказы о различных аспектах жизни в Великобритании и России), Fun at school (описания различных простеньких игр, например изготовление «телефона» из спичечных коробков и нитки).
Для привития любви к чтению имеется стихотворная драма о стирании грани между городом и деревней, под названием “The Town Mouse and the Country Mouse”, разбитая на пять частей (опять же, после каждого номерного модуля). В произведении присутствует лексика, отсутствующая в учебных модулях. Также получается практика чтения рифмованного английского текста. Впрочем, и в модулях достаточно песенок для разучивания.
Заканчивается изучение модуля заданиями на повторение пройденного под рубрикой “Now I know”.
В конце учебника есть словарь изучаемых за год слов и выражений (всего 224). Там, правда, не обошлось без ошибок. ¨You¨ в самом начале словарика переведено как «я». :) Пришлось исправить.
Единый комплекс с учебником составляют сборник упражнений и рабочая тетрадь, которые учителем активно использовались при постановке домашних заданий.
К каждому уроку есть несколько аудиофайлов, без которых иногда и не выполнишь упражнения. CD к учебнику не прилагался, но файлы можно скачать на сайте издательства. Так что по утрам для повторения (ну и для того, чтобы быстрее вставал) включал по кругу материал, который нужно было выучить к этому дню. Даже иногда помогало лучше запомнить произношение слов. Возможность свободного использования звуковых файлов для обучения - большой плюс современных технологий.
В целом, второклассник вполне способен освоить программу курса, но вряд ли стоит ожидать, что к концу года он будет свободно говорить по-английски. Все-таки, и знаний (в том числе словарного запаса) мало, и практики недостаточно. Но после болезни решил проверить, какие знания остались у моего полиглота после месячного перерыва в занятиях - надо сказать, что тексты учебника читал и переводил довольно легко и почти правильно. :)
Определенную трудность вызывает введение местоимений и соответствующих им форм глагола to be. Все это происходит когда по русскому языку школьники не знают, ни что такое местоимение, ни лиц единственного и множественного числа.
По моему мнению, введение изучения иностранного языка со второго класса совсем не обязательно. Вполне можно было бы отложить, если не до пятого класса, то до третьего-четвертого (те же проблемы с лицами местоимений). Но, как уже отмечал, значительное число родителей имеют прямо противоположную точку зрения.
Предыдущие опусы:
«Окружающий мир».
https://putin-slil.livejournal.com/3702164.html«Русский язык».
https://putin-slil.livejournal.com/3706747.html«Литературное чтение».
https://putin-slil.livejournal.com/3707946.html