О политических партиях и их программах (часть 2 - "Единая Россия")

May 29, 2018 07:18

Программа «Успех каждого - успех России» являлась предвыборной программой «Единой России» на выборах Госдумы в 2016 году.
Поскольку партия поддерживает действующих Президента и Правительство, в содержании программы многое повторяет их идеи и идут постоянные ссылки на «майские указы» 2012 года. Вероятно, следующий вариант программы будет основан на указе Президента о задачах до 2024 г.

Наличие у партии большинства в Государственной Думе позволяет ей воплощать свои предложения в жизнь, поэтому значительная часть программы посвящена тому, что уже сделано. А в задачах на будущее часто употребляются слова «продолжать», «расширять», «совершенствовать».

В начале программы определена цель - «благополучие человека и развитие России». Провозглашен «последовательный курс на стабильность, без революций и потрясений».
Любопытно, что в уставе партии (пп. 2.1.1 и 2.1.2) в качестве целей партии установлены:
- обеспечение соответствия государственной политики, решений органов власти интересам большинства населения России;
- формирование общественного мнения в России в соответствии с программой партии.
То есть, с одной стороны партия стремится в своей программе выражать интересы большинства населения, а с другой стороны воздействует на это население с целью формирования у него взглядов в соответствии с партийной программой. И что тут первично, а что вторично - не понятно.

Условием развития России программа называет «свободных людей, которые широко смотрят на мир, любят свою страну и культуру, готовы развиваться вместе с Россией, верят в нее».
Программа разбита на восемь разделов с громкими названиями, касающиеся различных направлений развития страны: государственное управление, экономика, социальная политика, образование с наукой и культурой в одном флаконе, здравоохранение, ЖКХ и строительство, сельское хозяйство и заканчивается все международными отношениями.

Часть из предложений программы уже реализованы. Например, продолжение программы материнского капитала. Другие - находятся в процессе реализации, как новый закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле».
Значительное количество предложений носят, по крайней мере в программе партии, декларативный характер и не содержат конкретных способов достижения поставленных целей. С другой стороны, часты ссылки на другие документы (Стратегии, государственные программы и др.), которые конкретизируют меры, необходимые для реализации предложений.

В сфере государственного управления предлагаются меры по росту политической конкуренции и развитию институтов гражданского общества, повышению качества предоставления государственных услуг, особенно на базе МФЦ, противодействию коррупции (в частности, уже реализованное введение в УК специального состава преступления за хищения в сфере госзакупок), укрепление гарантий судебной защиты граждан (предлагается обеспечение обязательности видеозаписи судебных заседаний с целью обеспечения достоверности ведения протоколов судебных заседаний).
Предлагается снижение административной нагрузки на бизнес в виде государственного контроля и надзора. Тут предлагается проведение комплексных проверок организаций вместо отдельных проверок, проводимых каждым контролирующим органом. Вопрос в том, что лучше для организации: одновременно сдавать все проверки или разнести их по времени? Возможность размещение в Интернете исчерпывающих перечней обязательных требований, по которым только и проводится проверка, уже реализована в законе, но является необязательной для контролирующих органов.
Отдельным пунктом проходит совершенствование системы госзакупок. Можно отметить предложение о введении для простых закупок стандартных товаров практики использования «электронного магазина». Также предлагается выносить на общественное обсуждение закупки, непосредственно связанные с жизнеобеспечением населения. Насколько это нужно населению и будет ли действительно их общественное обсуждение - вопрос спорный.

В сфере экономики главной целью политики государства определяется повышение качества жизни людей и конкурентоспособности государства. Предлагается проведение мер по укреплению бюджета, снижению инфляции, повышению стабильности налоговой системы при перераспределении налоговой нагрузки между отраслями, развитию регионов, малого и среднего бизнеса, высокотехнологичных производств. Выделяются предложения о стремлении к использованию рубля в качестве платежного средства в международной торговле, наращивании экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью. В целях повышения эффективности экономики предлагается избавление органов государственной власти и государственного сектора экономики от избыточных функций и форсирование продажи убыточных предприятий и других неэффективно используемых государственных активов. Что понимается под избыточными функциями и почему государственные активы используются неэффективно - не раскрывается.

В сфере социальной политики предложения программы направлены на повышение уровня благосостояния населения, для достижения которого предлагается не только повышать зарплаты и пенсии, но и сокращение неравенства в доходах граждан путем установления ограничений на зарплаты руководителей в госсекторе. В части борьбы с бедностью внимание уделяется адресности социальной поддержки. В целях обеспечения занятости населения предлагается целевая поддержка трудоустройства молодежи, людей с ограниченными возможностями, а также повышение трудовой мобильности населения за счет развития системы аренды жилья, развития транспортной инфраструктуры и развития различных форм трудовой внутренней миграции, в том числе работы вахтовым методом.
В целях сбережения и приумножения народа предусматриваются меры по поддержке семей с детьми и по созданию условий для активного долголетия пожилых граждан. В отношении инвалидов предлагается продолжение программы «Доступная среда» и обеспечение их трудоустройства. В рамках общего развития гражданского общества предлагается осуществлять государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций и добровольцев.

В сфере образования предлагаются меры, касающиеся различных его уровней. В дошкольном образовании декларируется решение проблемы с местами в яслях для детей до 3 лет и предотвращение необоснованного роста родительской платы за содержание ребенка в детском саду. В предложениях, касающихся школьного образования, внимание уделяются и сельским школам (возобновление реализации программы «Школьный автобус»), и школам повышенного уровня (создание лицеев в составе вузов, специализированных учебных центров при университетах). В отношении педагогического состава предлагается расширение практики целевого обучения и контрактного трудоустройства педагогов, снижение бюрократической нагрузки на них. В целях снижения вероятности конфликтов при реорганизации и ликвидации образовательных организаций предусматривается учет мнений общественности и педагогических коллективов при принятии подобных решений. Предлагаются меры по развитию дополнительного образования.
В профессиональном образовании предложения включают создание многопрофильных колледжей, развитие конкурсов профессионального мастерства в среднем профессиональном образовании, усиление практической направленности среднего и высшего профессиональных образований, расширение доступности и повышение качества заочного образования. Предлагается усиление адресности социальной поддержки студентов и введение налогового вычета при оплате обучения студентов их родителями.
В целях развития науки, кроме традиционных предложений об увеличении ее финансирования, предлагается совершенствование систем оценки результативности научной деятельности, развитие системы социальных гарантий молодым ученым, развитие академической мобильности. Предусмотрено принятие нового закона о науке, формирующего открытую и конкурентную среду поддержки науки.
Культуре обещается стабильная государственная поддержка, как профессиональных, так и самодеятельных коллективов, реставрация памятников, поддержка работы клубов, домов и дворцов культуры, а также государственная поддержка кинематографа. Предлагается принятие федерального закона «О культуре» (впрочем он уже как минимум лет семь разрабатывается).

В сфере здравоохранения основными направлениями деятельности названы повышение доступности и качества медицинской помощи (как высокотехнологичной, так и доврачебной, в частности развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов; учет мнения общественности при ликвидации медицинских организаций), обеспечение лекарственными средствами (поддержка фармпромышленности, борьба с контрафактом, обеспечение всех нуждающихся обезболивающими), укрепление здоровья детей (профилактическая направленность и развитие системы школьной медицины), обеспечение и пропаганда здорового образа жизни, поддержка сельской медицины.

В сфере ЖКХ внимание уделено обеспечению доступности жилья (расширение организационно-правовых и финансовых механизмов доступа к жилью всех групп населения, стимулирования сдачи в наем пустующего жилья), расселению аварийного и ветхого жилья, совершенствованию порядка проведения капитального ремонта многоквартирных домов, улучшению работы управляющих компаний, улучшение качества вновь строящегося жилья (в частности, создание банка данных типовых строительных проектов жилой застройки).

Развитие сельского хозяйства, по мнению авторов программы, должно быть направлено на обеспечение, как они это назвали, «продовольственного суверенитета страны» (минимизация логистических издержек, надзор за оборотом продукции животного происхождения, поддержка экспорта сельхозпродукции и продуктов ее переработки), поддержку различных видов сельхозпроизводителей (сельхозпредприятия, сельхозкооперативы, фермеры), как финансовой, так и организационной (мораторий на увеличение административной и налоговой нагрузки, упрощение доступа к земельным ресурсам, развитие системы мелиорации). Предлагается создание отечественных конкурентоспособных сортов сельскохозяйственных культур и пород животных, развитие производства отечественной сельскохозяйственной техники. Отдельное внимание уделено инновациям в сельское хозяйство (научное обеспечение, подготовка кадров) и повышению качества жизни на селе (кроме уже упоминавшихся мер по улучшению обеспечения медицинскими, образовательными, культурно-досуговыми организациями, можно отметить строительство и реконструкцию дорог, обеспечение доступности современных услуг связи, развитие сельского туризма, пропаганда здорового образа жизни среди сельского населения).

Последний раздел программы посвящен международным отношениям. Здесь повторяются постоянно заявляемые Россией приверженность принципу верховенства международного права, стремление к укреплению коллективных начал и центральной координирующей роли ООН. Констатируется, что «не так много государств способны проводить по-настоящему суверенную внешнюю политику, ни на кого не оглядываясь», и на примере Крыма и борьбы с международным терроризмом на Ближнем Востоке утверждается, что «Россия - может».
Предлагается продолжать развитие отношений в рамках БРИКС, ШОС, ЕврАзЭС. В отношениях с Евросоюзом декларируется принцип «меньше политики - больше экономики». Выражается готовность всестороннему сотрудничеству с США и Евросоюзом на принципах равноправия, уважения взаимных интересов, невмешательства во внутренние дела друг друга и коллективного политико-экономического лидерства.
Стабильность международных отношений может обеспечить принцип сосуществования различных региональных порядков, моделей развития, культур и цивилизаций.
Глобальными угрозами, требующими совместной борьбы всего мирового сообщества, названы международный терроризм, распространение оружия массового уничтожения, организованная преступность и наркотраффик.
В отношениях с Украиной партия считает, что реализация минских соглашений позволила бы начать постепенное восстановление российско-украинского диалога по экономическим и политическим вопросам - по мере готовности к такому диалогу со стороны Киева.
Отмечается необходимость качественного активизации работы по продвижению российского образования, русского языка и культуры, работы с соотечественниками, особенно на постсоветском пространстве. Предлагается ориентировать российскую политику иностранной помощи на адресную поддержку людей и НКО, способных и готовых продвигать российские интересы, техническую, а не финансовую помощь странам бывшего СССР в создании инфраструктуры и институционально-правовой среды, поддержку образования - как в российских вузах, так и в иностранных вузах на русском языке.

Подводя итоги, можно сказать, что программа «Единой России» направлена преимущественно на решение внутренних проблем, касающихся большинства населения страны. Она не обещает революционных преобразований, а ориентирована на постепенное решение задач в рамках существующего конституционного строя. Еще раз можно отметить декларативность многих ее положений, не раскрывающих механизм их реализации.

http://er.ru/party/program/

Часть первая, введение

Продолжение следует...

Как нам обустроить Россию

Previous post Next post
Up