Решил просчитать, что нас ждет в 2020 году, в зависимости от цен на нефть. Рассматривается два сценария. В одном средняя цена нефти держится около $75, в другом около $100 (здесь и далее все данные в реальном выражении, т.е. очищены от инфляции).
Вводные данные. Россия добывает
500 млн. тонн нефти ежегодно. Нефтяные доходы бюджета составляют 3.4 трлн. рублей.
Начнем с оптимистичного сценария. Допустим, что цены вырастут до с нынешних $75 до $100 и бюджет получит на 25% больше. Это плюс +0.85 трлн. рублей.
Дефицит бюджета на 2011 ожидается примерно 1.8 трлн. рублей, это около 3.8% от ВВП. Однако весьма вероятно, что если цены на нефть вырастут, то вырастут и цены на газ. Сейчас Газпром платит примерно 1.1 трлн. рублей налогов. Т.е. если цены на газ тоже вырастут на 33%, то бюджет получит дополнительно 0.5 трлн. Соответственно, рост цен на энергоносители уменьшит дефицит бюджета примерно до 1 процента.
Теперь что касается объемов добычи нефти. В
докладе министра энергетики Шматко, говорится:
"Однако если рассмотреть более детально структуру запасов промышленных категорий, то 80% запасов промышленных категорий находятся в уже разрабатываемых месторождениях с развитой производственной инфраструктурой. Именно данная категория запасов требует пристального внимания и создания условий вовлечения в разработку."
И далее указывается, что без оптимизации налогообложения добыча, к 2020 году, может упасть до 400 млн. тонн.
Однако, по всей видимости, тут не закладывается сценарий роста цен до $100 за баррель и поэтому можно предположить, что высокие цены помогут поддержать добычу на нынешнем уровне и без оптимизации налогообложения.
Таким образом, если экономика будет расти на 4% в год, а дефицит бюджета будет 1%, то к 2020 году госдолг вырастет с 10% от ВВП, до 15%, что вполне безопасно.
Теперь давайте посчитаем, что будет, если цены останутся на нынешнем уровне. Т.е. сейчас дефицит бюджета 3.8%, добыча постепенно упадет до 400 млн. тонн, что приведет к росту дефицита до 5%.
А вот это уже серьезный уровень. Тут уже начнут играть заметную роль процентные расходы, которые могут увеличить долг до 45% от ВВП.
И конечно нельзя не учесть проблему с демографией (население стареет, будет расти пенсионная нагрузка). К 2020 году на двух работников будет приходится один пенсионер (сейчас один на троих).
Уважаемый Сергей Журавлев
пишет на эту тему следующее:
"Дотационность государственных внебюджетных фондов (ГВФ) и так уже стала одной из основных причин возникновения бюджетного дефицита в прошлом и нынешнем годах. За 2009 год дотационность ГВФ составила более 61%, в том числе дотационность Пенсионного фонда достигла двух третей. Это значит, что сегодня пенсии лишь на треть финансируются пенсионными отчислениями. Остальное - прямые выплаты из бюджета. Отчасти это результат падения занятости в кризис. Но, как показывают расчеты, даже при возврате к докризисной норме безработицы к 2020 году за счет страховых сборов можно будет профинансировать не более четверти пенсий. Снижение дотационности ГВФ до 50% потребует увеличения страховых сборов до 70% фонда оплаты труда, что, очевидно, является абсурдом."
Т.е. дотационность пенсионого фонда за счет бюджета будет расти. Это может привести к росту уровня госдолга до 50 - 60%.
Жить с этим можно, разумеется, но тут проблема в том, что в 2020 году история не заканчивается. Есть большая вероятность, что к тому времени начнется массовое использование гибридных автомобилей, что будет способствовать снижению цен на нефть. А это, в свою очередь означает, что положение может спасти только резкий рост ненефтегазовых доходов бюджета. В противном случае долг может достигнуть и 60% и 80%. А это уже высокие ставки по гособлигациям, для компенсации риска, и прямой путь к пирамиде ГКО.
Однако в условиях высокой коррупции, мелкий и средний бизнес, который мог бы вытащить страну, чувствует себя не слишком комфортно. Взятки, которые вымогают чиновники, уменьшают прибыль, которая могла бы пойти на инвестиции. Желание вкладываться в бизнес отбивает опасность рейдерского захвата. Привычка решать все вопросы за деньги, приводит к бандитскому беспределу, что тоже не способствует экономической активности.
Другой способ решения проблемы - увеличение налогов. Однако как видно из доклада Шматко, даже сохранение нынешней налоговой нагрузки ведет к снижению объемов добычи. И это актуально не только для нефтянки, любой бизнес который активно доят, растет медленнее. Это значит, что ради сохранения приличного соотношения ВВП/долг, мы будем расплачиваться замедленным темпом роста экономики.
Есть и еще один способ решения проблемы. Снизить расходы. Как
озвучил сам Медведев, размер воровства в системе госзакупок превышает триллион рублей в год. Распилы, откаты по многим оценкам составляют около 30% госрасходов. Давайте прикинем, что будет, если снизить коррупционную составляющую хотя бы до 10%.
Социальные расходы составляют около 40% консолидированого бюджета (
картинку утащил у Сергея Журавлева):
Социалку отбрасывам, с неё мало воруют. А вот остальное можно "оптимизировать" при помощи ОБХСС (если бы была у нас такая организация). Это дало бы снижение несоциальных расходов на 2 трлн. рублей! Это превращает дефицитный бюджет в профицитный!
Однако пойдет ли на это коррумпированная с верху до низу система? Естественно, она будет сопротивляться, потому что проблема 2020 волнует ворующего чиновника гораздо меньше, чем новый мерседес у коллеги. Они лучше увеличат нам пенсионный возраст. В крайнем случае, у них всегда денег хватит на переезд в Лондон. Единственные, кто заинтересован в изменении существующего положения дел - это мы. Необходимо формировать общественный запрос, который власть не сможет игнорировать.
И решать эти проблемы нужно прямо сейчас. К 2020 году мы будем иметь сложную демографическую ситуацию. Будут потеряны самые высококвалифицированные специалисты, которые будут уезжать из страны, видя к чему мы потихоньку идем. Тем самым, подрубаются основные составляющие экономического роста - инвестиции и человеческий капитал.