ЧЕМ ОТЛИЧАЛАСЬ ЗОНА ОТ ЛАГЕРЯ?

Dec 04, 2023 12:35

- Чем отличалась зона от лагеря? - спросили меня ( Read more... )

Leave a comment

Comments 20

severok1979 December 4 2023, 07:59:05 UTC

В принципе, ничего сложного. Действительно, исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) - это отдельная организационная единица, внутренняя структура которой могла состоять из нескольких лагерных отделений (лаготделений), лагерных пунктов (лагпунктов) и лагерных командировок (лагкомандировок). Причём, лагпункты и лагкомандировки могли входить во внутреннюю структуру лаготделений, а могли напрямую подчиняться руководству всего ИТЛ - тогда к их названию/номеру добавлялось слово "отдельный".

Если лаготделение, к примеру, обслуживало строительство крупного объекта, то выделялись жилая зона (где администрация и жилые бараки) и промышленная зона (промзона), в которую входила, к примеру, вся огромная строительная площадка, на которой работали з/к. Между зонами существовала вахта-пропускник, через которую бригады з/к из жилой зоны в промзону водили на работу/ с работы.

Сейчас несколько проще. Производство, на котором работают з/к часто находится на территории самого исправительного учреждения, соответственно, деление на жилую зону и промзону сугубо ( ... )

Reply

pustosviat December 4 2023, 08:04:53 UTC
Да. Я так себе и представляю. Но в таком случае обсуждаемая фраза Солженицына получается очень корявой.
Написал бы, к примеру, так: "три желтых фонаря: два - по периметру зоны, один - внутри лагеря". Тогда сложностей с пониманием не возникло бы.

Reply

severok1979 December 4 2023, 08:15:57 UTC

По мне, так Солжу было мало известности политического публициста на околоисторические темы, он возомнил себя великим русским писателем и попытался изобрести "под себя" какой-то собственный новый литературный русский язык.

Reply

pustosviat December 4 2023, 08:21:15 UTC
Я тоже думаю, что здесь корявость. А далекая от темы "новомирская" редактура стилистическую помарку не поняла и пропустила.
Но меня поразил продолжающийся до сих пор хоровод восторгов литераторов вокруг этой фразы.
Поэтому для проверки и задал вопрос. Вдруг я не понял потаенного смысла?

Reply


zoth_lm December 4 2023, 08:09:05 UTC

>> Но по смыслу получается, что зона находилась... снаружи лагеря!

А почему нет? ГУЛАГ же еще и продукцию производил и вольных снабженцев пускать за колючку проверить качество товара или договор подписать это только проблемы создавать на ровном месте. Административное здание, где сидели бухгалтера, юристы, снабженцы самого ЛАГа и другие люди по роду деятельности контактирующие с волей, а не с зека - находилось вне лагерного периметра. И бесконвойныго зека могли привлечь в нем полы драить или электрику чинить. Казармы охраны и оружейка тоже за периметром по понятным причинам.

Reply

pustosviat December 4 2023, 08:17:06 UTC
В посту я об этом упоминал: "Зона, - говорю, - огорожена заборами с колючкой, вышками. А лагерь - понятие более широкое, включает в себя объекты, находящиеся за пределами зоны".

Но в этом случае зона находится внутри лагеря (учитывая, что внешняя территория, непосредственно прилегащая к заборам (охранным сооружениям) зоны, тоже относится к лагерю). А у Солженицына получается, что территория "внутри лагеря", находится за пределами зоны.

Reply

slava_zz December 4 2023, 09:01:25 UTC

это как раз про то, что он больше по шарашкам чалился, а не на общих.
Слышал звон.
Это касается и ах-Жигулина
Тот на Бутыгычаге дальше предзонника не бывал и потом байки пересказывал.
А уж потом "Литературоведы, встаньте!"

Понять, что именно- точно- нельзя
Могло быть зона и "локалка" (локальная зона) внутри нее
БУР, ШИЗО- в разные годы и места - по разному
Зона жилая и промзона (но у них она вроде далеко?
Хотя он же не описал всех производств)

Reply

pustosviat December 4 2023, 09:33:06 UTC
БУР, как зона в зоне?
Согласен, что такое объяснение тексту не противоречит.
Только читатель об этом не догадается.

Reply


dalvas December 20 2023, 09:00:11 UTC
Да не заморачивайтесь! Врёт Солженицын как сивый мерин. Фамилия обязывает! Мой отец отсидел в лагере 14 лет. Когда я привёз ему в подарок книгу Солженицына, он прочитал несколько страниц, плюнул и стал использовать её для растопки печи. Мне, конечно, было обидно. Ведь я достал эту книгу с большим трудом, но отцу виднее качество этой макулатуры.

Reply

pustosviat December 20 2023, 12:04:13 UTC
Речь не столько о Солженицыне, сколько о современных литературоведах, нахваливающих неудачную солженицынскую фразу за ясность и простоту стиля.

Reply

pustosviat December 20 2023, 12:59:34 UTC
Согласен. И сталинисты, и антисталинисты мировоззренчески близки.
Но. Вторые опираются на мощную литературную традицию, которую я и разбираю.

Reply


Leave a comment

Up