Автопортреты Пушкина. Часть 2.

Aug 11, 2014 18:39

<<< Часть 1

Внимание!!! Дорогие друзья. Помогите, пожалуйста, заполнить поля с надписью "нет изображения" - найти в интернете или отсканировать недостающие рисунки.

Нет изображения.
:(
№46
Автопортрет: набросок лба и носа.
В черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 3,
строфа XXXVI и стихотворения «Разговор книгопродавца
с поэтом».
ПД, № 35, л. 28 об. Нег. № 853.
1824 г., октябрь.

Нет изображения.
:(
№47
Автопортрет в образе старика в очках.
В черновиках стихотворения «И путник усталый
на Бога роптал» (из цикла «Подражания Корану», IX).
ПД, № 835, л. 39 об. Нег. № 875.
1824, сентябрь-ноябрь.



№48
Автопортрет с безволосой головой, стилизующий сходство
с Вольтером; рядом с портретом Вольтера.
В черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 4, строфа III;
здесь же портреты Мирабо и др.
ПД, № 835, л. 41. Нег. № 878.
1824 г., ноябрь-декабрь.

Нет изображения.
:(
№49
Автопортрет с курносым носом и черными бакенбардами;
шаржированный. В черновиках романа «Евгений Онегин»,
гл. 4, строфы XXIVа-XXIVб.
ПД, № 835, л. 53. Нег. № 902.
Конец 1824-начало 1825 г.



№50
Автопортрет в облике лошади.
В черновиках стихотворения «Андрей Шенье»;
среди изображений лошадиных голов.
ПД, № 835, л. 60 об. Нег. № 917.
1825 г.



Нет изображения.
:(
№ 51
Автопортрет с бакенбардами, переходящими в бородку.
В черновиках романа «Евгений Онегин»,
гл. 4, строфы XXXIII-XXXIV.
ПД, № 835, л. 75 об. Нег. № 947.
1825 г., декабрь.

Нет изображения.
:(
№ 52
Автопортрет без бакенбардов; в модном фраке;
зачеркнут по линии носа и подбородка.
В черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 4,
строфы XXXV-XXXVI.
ПД, № 835, л. 76. Нег. № 948.
1825 г., декабрь.



№ 53
Автопортрет с усами и бакенбардами.
В черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 5,
строфы I-II.
ПД, № 835, л. 79 об. Нег. № 955.
1826 г., 4 января.
Иллюстрация: А. С. Пушкин. Автопортрет, шарж.
(ПД, № 835, л. 5 об.). (Каталог, № 50)



№ 54
Автопортрет в полный рост, картуз с огромным
козырьком(или шляпа?), трость, как её видит
Эфрос (или "манежный хлыстик" из 7, XVII, 12,
как утверждает Набоков?).
В черновике романа «Евгений Онегин», глава 5,
строфы III-IV. Январь 1826г.
В "Пушкинском доме"  № 835, л. 80. Нег. № 956.
Здесь Пушкин гордо повернулся спиной к словам
о Вяземском и Баратынском:
"...я бороться не намерен/
Ни с ним, покамест, ни с тобой".
Головной убор напоминает о черновиках
пропущенной строфы из 4 главы, где автор
колебался, одевать на Онегина в деревенских
сценах шляпу, или же картуз:
стих 4, XLII, 4 имеет разные варианты,
в том числе и "картуз с огромным козырьком",
и "шляпу с кровлею, как дом".
На приведенном рисунке сначала как будто были
нарисованы поля шляпы, а затем жирно
обведена одна сторона, которая воспринимается
уже как козырек. Для городского жителя в те
времена естественна шляпа с полями,
для помещика - скорее картуз. Онегин бросает
вызов деревенским нравам, но может делать
это двояко: либо оставляя фасоны городской
одежды, либо, наоборот слишком преувеличивая
деревенские, например непомерно огромным
козырьком, да еще "подвижным".



№ 55
Автопортрет в образе Робеспьера.
В черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 5,
строфы V-VI; здесь же портреты П.И. Пестеля,
Мирабо, Вольтера, К. Ф. Рылеева и др.
ПД, № 835, л. 80 об, Нег. № 957.
1826 г., январь.



№ 56
Автопортрет в облике молодого человека с
длинными кудрями; зачеркнут штрихами вместе
о наброском портрета К.Ф. Рылеева,
нарисованного рядом.
В черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 5,
строфы IX-X; здесь же портреты П.И. Пестеля,
И.И. Пущина, А.А. Дельвига, В.К. Кюхельбекера,
К.Ф. Рылеева.
ПД, № 835, л. 81 об. Нег. № 959.
1826 г., январь.



№ 57
Автопортрет среди портретов декабристов;
прямоличный (немного влево); смазан.
На обертке книги. На обороте листа рукой
А.Н. Вульфа:«Эскизы разных лиц замечательных
по 14 Декб, 825 года, работы Алекс. Серг.
Пушкина во время его пребывания в
с. Тригорском в 826 году».
ПД, № 798, л. 1. Нег. № 9307.



№ 58
Автопортрет с усами и бакенбардами,
переходящими в бородку;
в рубашке без воротника, в образе приговоренного
к эшафоту.
В рукописи статьи «О поэзии классической и
романтической»;
здесь же портрет Вольтера.
ПД, № 1068, л. 4 об. Нег. № 5406.
1825 г., май-начало июня.

Нет изображения.
:(
№ 59
Автопортрет в образе «арапа».
В черновиках повести «Арап Петра Великого», гл. III.
ПД, № 836, л. 22 об. Нег. № 1012.
1827 г.
Примечание. М.Д. Беляев (Беляев, 1946, л. 88),
Б.В. Томашевский (Томашевский, 1962, с. 324) и
Т.Г. Цявловская (Цявловская, 1980, с. 341, 427,
примеч. 132) понимают данный рисунок как
воображаемый портрет А. П. Ганнибала,
сделанный «на основе
самоизображения».

Нет изображения.
:(
№ 60
Автопортрет без бровей;
не закончен, рядом с портретом неизвестной
и с некоторым сходством с ней.
В черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 5,
строфа XXVI; здесь же портрет А. Ризнич и другие
рисунки.
ПД, № 836, л. 42. Нег. № 1052.
1826 г., июль.



№ 61
Автопортрет в виде всадника на лошади
в черновиках романа «Евгений Онегин»,
гл. 5, строфа XXVI; здесь же портрет Амалии Ризнич
и др. рисунки.
Июль1826г.
В "Пушкинском доме"  № 836, л.42. Нег.№1052.
Амалия Ризнич - жена купца и банкира Ивана Ризнича,
прототип "негоциантки молодой" из 8-й главы "Евгения
Онегина" ("Странствие", Путешествие Онегина).
Многие исследователи считают, что с этой дамой у
молодого Пушкина был весьма бурный роман, и
именно ей посвящена в 6-й главе трагическая строфа.
Некоторые идут ещё дальше и считают её
обладательницей ножек, воспетых в 1-й главе,
хотя последнее достаточно спорно.



№ 62
   63
Два автопортрета, один под другим:
верхний - в виде юноши, с длинными кудрями;
нижний - старше, с бакенбардами.
На отдельном листке, вырезанном из листа с
рисунками Пушкина, принадлежавшего В. П. Зубкову.
ПД, № 1715, л. 1 об. Нег. № 9004.
1826 г.
Василий Петрович Зубков (1799-1862) - хороший
знакомый (с 1826 г.) и дальний некровный родственник
Пушкина (женат на пятиюродной сестре). Богатый
помещик и удачливый карьерный чиновник,
дослужившийся к концу жизни до звания сенатора.
Правда, как раз в 1826 году он привлекался к суду
по подозрению в связях с декабристами, сидел в
Петропавловской крепости, но был отпущен за
недостаточностью улик. Одним из его увлечений
была энтомология, и возможно именно его коллекции
насекомых вдохновили Пушкина на сочинение в 1829 г.
эпиграммы "Собрание насекомых", где поэт уподобляет
своих литературных противников и соратников
различным видам жесткокрылых, членистоногих и т.п.
(набожный поэт Ф.Н.Глинка - божия коровка,
критик и скептик М.Т.Каченовский - злой паук, русский
археолог и жуликоватый журналист П.П.Свиньин -
российский жук, малорослый и худощавый
поэт-переводчик С.Е.Раич - мелкая букашка,
плодовитый писатель и журналист В.Н.Олин -
черная мурашка).

Нет изображения.
:(
№ 64
Автопортрет с полным лицом и волосами
«под горшок».
В черновиках поэмы «Полтава», песнь 1;
рядом портрет В. Л. Кочубея.
ПД, № 838, л. 43 об. Нег. № 1261.
1828 г., апрель-сентябрь.



№ 65
Автопортрет шаржированный, в образе монстра
(с уродливой нижней губой и голой головой).
В черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 7,
строфа LIV.
ПД, № 838, л. 76 об. Нег. № 1327.
1827 г., август-1828 г., начало ноября.



№ 66
Автопортрет в записной книжке Н.Д.Киселева со стихами
"Ищи в чужих краях здоровья и свободы",
14 июня 1828г. Стрельна.
В "Пушкинском доме"  № 905, л. 21.Нег. № 3420.
Николай Дмитриевич Киселев (1802-1869) - дипломат,
приятель Пушкина и товарищ поэта Н.М.Языкова по
Дерптскому университету. С ними Пушкин любил
проводить время за столом, в чём и
признаётся в стихах:
И берег Сòроти отлогий,
И полосатые холмы,
И в роще скрытые дороги,
И дом, где пировали мы -
Приют, сияньем муз одетый,
Младым Языковым воспетый...



№ 67
  68
Два автопортрета рядом (обращены в правую сторону).
На листе с фразой «В одной из южных губерний наших...»
(вариант начала повести «Барышня-крестьянка»);
среди других рисунков.
ПД, № 841, л. 81 об. Нег. № 1690.
Лист находится между рукописями произведений весны
1830 г. (статья «Детская книжка») и лета 1831 г.
(«Рославлев»).



№ 69
Автопортрет в бараньей папахе на листе с тремя
строками стихотворения «Фазиль-хану»:
Благословен и день и час,
Когда  , в горах Кавказа,
Судьба соединила нас...
Здесь же портрет Александра I и другие рисунки.
25 мая 1829 г., Коби.
В "Пушкинском доме"   № 841, л. 127. Нег. № 1770.
Пушкин путешествовал по Кавказу дважды.
В первый раз - по дороге в ссылку, в 1820 году.
Во второй - как раз  в это время, в Русско-Турецкую
войну 1828-29 года по дороге в действующую армию
генерала И.Ф.Паскевича. Позднее он поделился
впечатлениями от этой поездки в очерке
"Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года”.
О своем знакомстве с Фазиль-ханом
он рассказывает в I главе этого очерка.
"...конвойный офицер объявил нам, что он
провожает придворного персидского поэта, и,
по моему желанию, представил меня
Фазиль-хану. Я, с помощию переводчика, начал-
было высокопарное восточное приветствие;
но как же мне стало совестно, когда Фазиль-хан
отвечал на мою неуместную затейливость
простою, умною учтивостию порядочного
человека!
"Он надеялся  увидеть меня в Петербурге...
Он жалел, что знакомство наше будет
непродолжительно... и проч." -
со стыдом принуждён я был оставить важно-
шутливый тон и съехать на обыкновенные
европейские фразы.Вот урок нашей русской
насмешливости.Вперед не стану судить
о человеке по его бараньей папахе
(так называются персидские шапки) и по
крашеным ногтям."

Нет изображения.
:(
№ 70
Автопортрет: набросок профиля; зачеркнут.
У верхнего края листа с черновиками
стихотворений«Калмычка» и «На холмах Грузии»;
на этом же листе портрет А. Мицкевича.
ПД, № 841, л. 128. Нег. № 1772.
1829 г., май.



№ 71
Автопортрет.
Под рисунком монограмма «АП» и помета:
«Писанный им самим во время горестного его заключения
в карантине Гумранском 1829 год.28 июля».
ПД, № 801, л. 1. Нег. № 9310.
Карантин в Гумрах был вызван чумой, которая открылась
в это время в Арзруме, где Пушкин, подобно Онегину в 8 главе
искушая судьбу или, как он пишет - из любопытства,
"отправился с лекарем в лагерь, где находились зачумленные.
Я не сошел с лошади и взял предосторожность стать по ветру...
Осмотрев чумного и обещав несчастному скорое выздоровление,
я обратил внимание на двух турков, которые выводили его
под руки, раздевали, щупали, как будто чума была не что иное,
как насморк." Не совсем ясно, почему Гумранский карантин
продолжался всего три дня ("Путешествие в Арзрум", гл.5),
тогда как по медицинским канонам их должно быть шесть, -
возможно, Пушкину зачли ещё трое суток, проведенных в
расположении резервных частей действующей армии,
уже прошедших карантин.



№ 72
Автопортрет верхом, в бурке и круглой шляпе.
В черновиках стихотворения «Делибаш».
ПД, № 911, л. 1. Нег. № 3424.
1829 г., после 14 июля.
Круглая шляпа - атрибут городских низов времён
Великой французской революции ("санкюлотов").
Делибаш - турецкое название солдат передовых армейских частей,
непосредственно контактирующих с противником,
в буквальном переводе: удалец, хват. Эпизод, ставший основой
короткого (в 4 строфы) стихотворения Пушкина,
вряд ли зарисован с натуры, (имеется в виду последняя строфа:
Мчатся, сшиблись в общем крике
Посмотрите! Каковы? -
Делибаш уже на пике,
А казак без головы.,
хотя в путевых записках Пушкина (гл. 3 и 4
"Путешествия в Арзрум") есть свидетельства о его пребывании
непосредственно на передовой.



№ 73
Автопортрет поясной; с рукой, заложенной за борт сюртука.
В альбоме Ел. Н. Ушаковой.
ПД, № 1723, л. 7 об. Нег. № 9450.
1829 г.
Сестры Ушаковы - Екатерина Николаевна (1809-1872)
и Елизавета Николаевна (1810-1872) - закадычные московские
подруги Пушкина. Старшую молва считала его невестой.
С 1826 года и до самой женитьбы Пушкина, эта троица -
великий поэт и его приятельницы, две сестры -
представляла собой неразлучную компанию,
в которой альбом Елизаветы был своего рода пародийным
рупором. Исследование рисунков этого альбома осложняется
тем, что все трое - Пушкин и обе сестры Ушаковы - были
прекрасными рисовальщиками и остроумными карикатуристами,
поэтому сейчас нельзя с полной уверенностью утверждать,
кому какой рисунок принадлежит.



№ 74
Автопортрет в образе Поэта.
На отдельном листке, вклеенном в альбом Ел. Н. Ушаковой.
ПД, № 1723, л. 16. Нег. № 8845.
1829 г.



№ 75
Автопортрет в монашеском клобуке, напротив беса.
Помета под рисунком: «Не искушай (сай) меня без нужды».
В альбоме Ел. Н. Ушаковой.
ПД, № 1723, л. 49. Нег. № 8866.
1829 г.
...напротив беса... в монашеском головном уборе... -
при всём том не следует забывать, что Пушкин, потомок
негров, называемых тогда арапами, и проведший несколько
лет в ссылке в Бессарабии, имел среди друзей шутливое
прозвище "бес арапский" - не исключено, что сам он и был
инициатором этого прозвища, а может быть и автором
самого каламбура.

Нет изображения.
:(
№ 76
Автопортрет со лбом, прочерченным морщинами;
погрудный (со сходством с автопортретом № 73).
В альбоме Ел. Н. Ушаковой.
ПД, № 1723, л. 64. Нег. № 9487.
1829 г.

Нет изображения.
:(
№ 77
Автопортрет в виде всадника на лошади,
в бурке и круглой шляпе, с пикой.
В альбоме Ел. Н. Ушаковой.
ПД, № 1723, л. 74 об. Нег. № 8874.
1829 г., конец сентября-начало октября.



№ 78
Автопортрет в образе пожилого человека.
На обороте листа с черновиком начальной строфы поэмы
«Домик в Коломне» - «Пока меня без милости бранят...»
(не вошедшей в окончательный текст поэмы).
ПД, № 134, л. 1 об. Нег. № 428.
1829 г., август-сентябрь.



№ 79
Автопортрет в лавровом венке, с обрезом шеи острым углом,
как в скульптурном бюсте; зачеркнут.
В черновиках поэмы «Тазит», рядом с портретом А. Мицкевича.
ПД, № 842, л. 8. Нег. № 1785.
Конец 1829-начало 1830 г.
"Тазит" - название, данное при посмертной публикации
незаконченной поэме Пушкина, начатой во время путешествия
в Арзрум в 1829 году под впечатлением картины похорон
в чеченском селе, - а также имя главного героя этой поэмы.
По некоторым признакам (очень расплывчатым) сюжет поэмы
в конечном счете должен был быть чем-то вроде горского
варианта "Ромео и Джульетты": в условиях кровной мести юноша,
призванный мстить за убийство сводного брата, влюбляется
в юную родственницу убийцы, затем, будучи изгнан из
своего клана, сватается к предмету своей любви и,
получив отказ, ищет и находит геройскую смерть в сражении,
в схватке с неверными - чеченцами, изменившими исламу
и принявшими христианство (впрочем, самое последнее -
очень предположительно, однако какой-то переход от конфликта
кланового к противостоянию религий, судя по сохранившемуся
плану, безусловно был задуман: например, можно и то
предположить, что какой-то крещеный чеченец играл роль
шекспировского патера Лоренцо - во всяком случае,
естественно думать, что в поэме должны были быть отражены
мысли Пушкина о необходимости проповеди Евангелия среди горцев,
о чем он сам говорит в середине I главы "Путешествия в Арзрум").

№ 80
Автопортрет, 3/4 влево; смазан.
На том же листе, что № 79. ПД, № 842, л. 8. Нег. № 1785.
Конец 1829-начало 1830 г.

Нет изображения.
:(
№ 81
Автопортрет, рядом с профилем Н. Н. Гончаровой.
В черновике письма к К. Собаньской.
ПД, № 842, л. 27. Нег. № 1817.
1830 г., февраль.



№ 82
Автопортрет в женском облике; зачеркнут по линии профиля
волнистой линией. На обороте листа с портретом
А.С. Грибоедова.
ПД, № 1728, л. 1 об. Нег. № 9014а.
1831 г., май.
Примечания.
Это время работы над "Домиком в Коломне", основой сюжета
которого является переодевание мужчины в женское платье
с целью скрыть отношения с своей подругой от её родительницы.
О.С. Соловьева, описывая рисунок как
«женский портрет», высказывает предположение,
что он изображает О.С. Павлищеву.
Ольга Сергеевна Павлищева, урожденная Пушкина (1797-1868) -
родная сестра великого поэта, вышедшая замуж тайно от
своей родительницы, матери Пушкина, всячески противившейся
её браку.



№ 83
Автопортрет с волосами, поредевшими надо лбом;
рядом - профиль Н.Н. Пушкиной.
В черновике письма к А.Х. Бенкендорфу.
ПД, № 577, л. 2 об. Нег. № 2692.
1832 г., 24 февраля.

Нет изображения.
:(
№ 84
Автопортрет с Н.Н. Пушкиной, 3/4 влево;
автопортрет зачеркнут штрихами.
На обороте «Счета изданию Северных цветов на 1832 год».
ПД, № 823, л. 2 об. Нег. № 9342.
1832 г.

Нет изображения.
:(
№ 85
Автопортрет.
Рисунок в записной книжке, заполнявшейся во время занятий
в библиотеке Вольтера в Эрмитаже.
ПД, № 840, л. 100 об. Нег. № 1565.
1832 г., март.
Якубович Д.П. Пушкин в библиотеке Вольтера. -
Литературное наследство. М., 1934, т. 16-18,
с. 911 (воспр.), 920.
Примечание. Д.П. Якубовичем не указано, какой из двух
мужских портретов, нарисованных на листе, имеется в виду.
В других работах данный автопортрет не учтен.

Нет изображения.
:(
№ 86
Автопортрет в образе пожилого человека.
На адресной стороне письма М. Ф. Орлова к Н. Н. Раевскому
от 22 января 1834 г., здесь же еще два мужских портрета.
ПД, № 1731, л. 2 об. Нег. № 9017.
1834 г.



№ 87
Автопортрет прямоличный (немного влево).
В черновиках «Сказки о Золотом петушке».
ПД, № 845, л. 23. Нег. № 1998.
1834 г..
Редкий у Пушкина случай  автоизображения en face
(с небольшим разворотом влево)



№ 88
Автопортрет в образе безумца.
В черновиках стихотворения «Странник»; среди других рисунков.
ПД, № 982, л. 1 об. Нег. № 4127.
1835 г., 26 июня.
Стихи эти похожи на начало крупной формы, возможно поэмы,
судьба главного героя которой могла уподобляться судьбе
библейского Навуходоносора или шекспировского Короля Лира.
В частности, там есть такие строки:
"Мои домашние в смущение пришли
И здравый ум во мне расстроенным нашли".



№ 89
Автопортрет в образе глубокого старца.
В черновиках стихотворения «Когда владыка ассирийский...».
ПД, № 213, л. 1. Нег. № 657.
1835 г., 9 ноября.
Тоже похоже на начало поэмы. В данном случае на сюжет
библейской книги Юдифь. Стихи внезапно обрываются,
и мы не знаем, что сказал умудрённый военачальник Аммон
завоевателю Олоферну, объясняя, в чём сила
библейского народа.



№ 90
Автопортрет в лавровом венке, в виде скульптурного бюста;
шаржированный.
Помета под рисунком: «il gran padre. A. P.».
На листе, вклеенном в альбом с рисунками Сен-При.
Возможно, апокриф, т.к. альбом "всплыл" в литературных
кругах только в 1921г. Дата создания рисунка очень
предположительна.
ПД, № 1732, л. 59. Нег. № 8917.
1835-1836 (?) гг.
Лавровый венок - атрибут самого популярного изображения
Данте Алигьери (1265-1321), великого поэта, "Пушкина
итальянского языка". «Il gran padre» - неточная цитата из
сонета ("О gran  padre Alighieri"), которой пользовался
Байрон (и Пушкин в письме к Н. Н. Раевскому весной 1827г.).
Вслед за Данте, так называли Франсуа-Мари Аруэ-Вольтера
(1694-1778), великого философа, "Пушкина эпохи
Просвещения" и средней руки прозаика и драматурга
(в России его не любили, хотя он и числился действительным
членом Академии наук). Эмануэль Сен-При де Гиньяр
(1806-1828) - светский знакомый Пушкина, карикатурист,
упомянутый им в 9 главе "Онегина" (9, XXXI).



№ 91
Автопортрет (последний).
В черновике письма к В. С. Соллогубу; рядом с колонкой цифр.
ПД, № 343, л. 1 об. Нег. № 1096.
1836 г., февраль.
Примечания.
1. Традиционно считалось, что колонка цифр, рядом с которой
нарисован портрет, является подсчетом долгов.
С.А. Фомичевым высказано предположение, что здесь Пушкин
сделал прикидку предполагаемых доходов от издания журнала
«Современник». Это предположение вносит существенный корректив
в понимание последнего автопортрета поэта.
См.: Фомичев С. «Я богат через торговлю стишистую...». -
Пушкинский край, 1983, 10 февраля, с. 3.
2. В первом издании книги Т. Г. Цявловской «Рисунки Пушкина»
(М., 1970, с. 166) указано, что данный автопортрет определен
В.И. Срезневским.
Владимир Александрович Соллогуб (1814-1882) - сын придворного
обер-церемониймейстера, в это время двадцатилетний молодой
человек, сказавший на балу жене Пушкина несколько неосторожных
фраз, которые могли быть истолкованы как намек на ухаживания
Дантеса (хотя Соллогуб намекал на однофамильца
Владимира Ленского, который по роману был, как известно,
брюнетом, в то время как Дантес блондином). Письмо Пушкина
свидетельствует о подготовке к дуэли, которая должна была
состояться в Твери. Впрочем вскоре противники благополучно
помирились, Соллогуб написал покаянное письмо, обожал Пушкина
и впоследствии, вероятно не без его влияния, стал известным
писателем.

Источники:
http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v85/v85-086-.htm
http://shmurnoff-v.narod.ru/index/0-117

портреты, рисунки

Previous post Next post
Up