В сетях постмодернизма

Aug 14, 2014 16:16

17 июня 2011 в нашем сообществе появилось вот это:

Оригинал взят у tanya_mass в АВТОРА!


И только через два года после публикации этого фото в "Пушкинском доме" ВКонтакте автор сего пластического произведения был установлен участницей сообщества Еленой Яблочкиной.

Цитата:
"зелёный дворик редакции журнала "Наше наследие", что в Неопалимовским переулке, дом 4.Но вернёмся к Пушкину... и его скульптурному автору. Памятник немного необычный. Возможно, потому, что выполнен другим замечательным российским скульптором Лазарем Гадаевым (1938-2008), чьи работы узнаваемы, несут удивительный уникальный колорит..."Его Пушкин не похож на идущие цугом изваяния поэта. Сегодня время фальшивок. Скоро Пушкина окончательно переведут по красоте и волевому подбородку в разряд дантесов. Да и росту не мешало бы добавить. Ну, хотя бы уравнять его с Натальей. Лазарь воспользовался знаменитым пушкинским автопортретом, где поэт изобразил себя в широком кафтане, в мешковатых панталонах. Не журнальный, прописанный на Невском денди, не подольстивший себе гений. Обычный прохожий. Пушкин неуклюж в странном кафтане-размахайке. Для этой же скульптуры автор воспользовался последним прижизненным пушкинским портретом (автор - И.Л.Линев), почти документальным свидетельством драмы поэта".

Юрий Норштейн - отсюда"

И ещё:
"Лазарь Тазеевич Гадаев (1938-2008 гг.) родился в селе Сурх-Дигора недалеко от г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ). Закончил художественно-графический факультет Северо-Осетинского педагогического училища (1960) и продолжил обучение в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова. Его учителями стали живописец Дмитрий Жилинский, скульптор Матвей Манизер. В год окончания института (1966) Лазарь Гадаев был принят в Союз художников СССР. Скульптуры мастера из различных материалов - камня, дерева, керамики, бронзы - находятся в собраниях Третьяковской галереи и Государственном русском музее в Санкт-Петербурге, Северо-Осетинском республиканском художественном музее им. М. Туганова, музее Петера Людвига в Кельне, частных собраниях в России, США, Германии, Франции. Награжден медалью «Во славу Осетии» - высшей государственной наградой РСО Алания. Скончался в Москве на семидесятом году жизни, похоронен на Троекуровском кладбище."


С целью получения дополнительной информации о славном изваянии и его авторе ваш покорный слуга предпринял краткий интернет-сёрфинг, по итогам которого вашему просвещённому вниманию предлагается вот этот пост:

Оригинал взят у unmonument в Памятник №153. Скульптуры Гадаева в Неопалимовском переулке


Во дворе редакции журнала "Наше наследие", которая расположена в доме №4 по первому Неопалимовскому переулку установлены три скульптуры Лазаря Гадаева. Здесь можно встретить фигуру А.С. Пушкина, А.А. Блока и небольшую скульптуру "Играющий на свирели".



Памятник Александру Сергеевичу Пушкину установлен здесь в 1999 году, тем не менее о нём мало кто знает, ведь увидеть его с улицы, не заходя во двор, не так просто. Памятник, между тем, не совсем обычный и заслуживает внимания.



Скульптурное изображение Александра Александровича Блока создано автором в 2004 году и стало символом ежегодно присуждаемой премии журнала «Наше наследие».





Скульптура "Играющий на свирели" была создана в 2000 году.









__________________________________________________________________________________________
Координаты памятника: 55.740925°N, 37.582083°E (G) (Я)
(ближайшая станция метро - Смоленская)



Этот и другие памятники на сайте "Необычные памятники Москвы": www.unmonument.ru

Рассуждения г-на Норштейна в различных интернет-публикациях цитируются по первоисточнику - статье в журнале "Наше наследие", посвящённой кончине скульптора Гадаева.

Ну что можно сказать в ответ творцу пяти мультфильмов на его смелую попытку искусствоведческого анализа?



Разумеется, вполне естественно для творческого человека желание не идти за кем-то "цугом", даже изображая известных лиц, стараться быть оригинальным и узнаваемым. Вот получилось же это в 1919 году у Марселя Дюшана - взял художник репродукцию "Джоконды", пририсовал к ней усики и бородку и название дал в виде аббревиатуры "L.H.O.O.Q," неприличный смысл содержащей. И ведь добился геростратовой славы! Если бы не эта "L.H.O.O.Q,", кто бы сегодня вспоминал о каком-то французском дадаисте-авангардисте.

Ну и протест в творчестве - это, безусловно, страшная сила! Льстивые заискивания перед моделью, а именно: волевые подбородки, и прочие брутальные штуки - ну как можно смотреть на это равнодушно и не внести свою скромную лепту в нонконформистскую, не побоюсь этого слова, борьбу с уродливыми явлениями, всё ещё имеющими место в отечественном изобразительном искусстве?!



А вот со "знаменитым пушкинским автопортретом, где поэт изобразил себя в широком кафтане, в мешковатых панталонах" не всё так просто. Проведя небольшое исследование здесь и здесь, вашему покорному слуге не осталось ничего иного, как сделать вывод о том, что речь идёт о так называемом "автопортрете с Онегиным на набережной Невы" - наброском в письме к брату,Льву Сергеевичу Пушкину, для иллюстрации к стихам 1, XLVI, 1-4 первой главы «Евгения Онегина»:
С душою, полной сожалений,
И опершися на гранит,
Стоял задумчиво Евгений,
Как описал себя пиит.
Под "пиитом" имеется в виду М.Н. Муравьёв:
Въявь богиню благосклонну
Зрит восторженный пиит,
Что проводит ночь бессонну,
Опершися на гранит.
1794
Надписи на рисунке:«1 хорош. 2 должен быть опершися на гранит. 3. лодка, 4. Крепость Петропавловская».
Однако же трудно не согласиться с Р.Г. Жуйковой, которая охарактеризовала этот рисунок как "набросок". Да и мешковатость здесь какая-то не слишком мешковатая и широта не слишком то широкая... Пушкин всё-таки был неукоснительно усерден и щепетилен лишь в литературных занятиях, а в рисовании, тем более не в альбомах у дам, а в черновиках или в письмах к близким родственникам далеко не всегда заботился о совершенстве рисунка.

"Обычный прохожий. Пушкин неуклюж в странном кафтане-размахайке" - вы не находите, что в этих словах г-на Норштейна есть некое противоречие? - "Кафтан" "странный", однако же прохожий почему то "обычный". Как бы вы среагировали на прожожего, скажем. обутого в лапти? - Наверняка бы удивились необычному внешнему виду такого субъекта.





Что же до "последнего прижизненного пушкинского портрета (автор - И.Л.Линев)", то об этой картине доподлинно известно лишь то, что она написана в XIX веке, и на ней изображено лицо, похожее на великого русского поэта А.С. Пушкина. Да и лицо у скульптуры Гадаева больше похоже на слегка шаржированную посмертную маску Пушкина, чем на вышеуказанный портрет.

Подводя итог, можно сказать, что Пушкин изображён здесь как (мягко говоря) необычный прохожий. Да, здесь он изваян идущим. А ведь в "великом и могучем" есть целый ряд глаголов, обозначающих разный характер ходьбы: идти, шагать, прохаживаться, шествовать... А на памятнике (который я почти полюбил, пока собирал о нём материалы) Пушкин... бредёт. Бредёт то ли куда попало, то ли убивает время бесцельным променадом. Наверное, так в пушкинскую пору прогуливались по тёмным аллеям усадебных парков махнувшие рукой на жизнь и на себя самих бедные родственники-приживальщики, состоящие на содержании у богатых помещиков...

Как-то не вяжется это с Пушкиным, согласитесь. Художественный образ есть, а Пушкина в оном - разве только лицо, напоминающее о посмертной маске поэта...

И вот ещё что. В этом скверике у редакции журнала установлены ещё две скульптуры, поэтому речь может идти о композиции. Те другие две скульптуры исполнены в совершенно по-иному - их пластика явно претендует на утончённость и изящество... Отчего же Александру Сергеевичу так не повезло? Напрашивается мысль крамольная - а что если это не что иное как антитеза?.. Уф,.. даже думать про это не хочется...

И ещё одна крамольная мыслишка не даёт покоя - а не является ли весь этот эстетический "прорыв" банальным постмодернистским стёбом? Надо сказать, что о постмодернизме нынче много говорят, но каждый по-своему понимает это понятие, а поэтому договориться о терминах в такой ситуации будет нелишним. Посему приведу одну цитату, в которой лаконично-исчерпывающе изложена суть постмодернизма как культурного и общественного явления.

"Возникший как антитеза модернизму, открытому для понимания лишь немногим, постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы.
На его основе декларируется "новая философия", которая в принципе отрицает возможность достоверности и объективности, такие понятия как "справедливость" или "правота" утрачивают свое значение. В общем, картина может быть охарактеризована как хаотичная. Постмодернизм определяется как маргинальный китчевый философский дискурс с характерной антирациональностью.
Примечательно, что состояние утраты ценностных ориентиров воспринимается теоретиками постмодернизма позитивно. По их мнению, вечные ценности - это "тоталитарные и параноидальные" идефиксы, которые препятствуют творческой реализации. Они утверждают, что их идеал - это хаос - состояние нескованных возможностей. Любое подобие порядка нуждается в немедленной деконструкции - путем размытия базовых идеологических понятий, которыми проникнута вся культура. Таким образом, осуществляется значение постмодернизма как переход к новым идеологиям на современном этапе. Однако можно предполагать, что состояние культурного и нравственного хаоса устоится рано или поздно в новую систему.
В силу своих особенностей постмодернизм превратился в весьма удобный инструмент для решения ряда задач глобализации и мондиализма, которые напрямую связаны с разрушением традиционных религий, традиционной нравственности, институтов национальной государственности, семьи. В этом смысле постмодернизм с его отрицанием устоев пришелся как нельзя кстати, дабы с его помощью "зачистить" общественное сознание, превратить его в тabula rasa, на которой будет возведена новая "нравственность", новая "религия" и новая всемирная общность. И постмодернизм оказался весьма эффективным орудием. Порожденная им массовая культура захватила сознание миллионов, если не миллиардов".

Не берусь утверждать, что скульптор Гадаев являлся идейным постмодернистом. Однако его творение идеально попадает в постмодернистский тренд. Ведь до некоторых пор ценностным ориентиром для создателей памятников, как скульптур выставленных не в закрытом, галерейном, а в открытом, общедоступном, уличном пространстве, являлось обязательное отражение в произведении общественной значимости личности, её роли в истории страны и судьбе народа. Задача скульптора состояла в том, чтобы напомнить проходящим мимо памятника - чем изображённый на нём человек "любезен был народу", Вобщем, ваяние памятников не являлось исключительно полем для эспериментов в творческом самовыражении автора...

Впрочем. о вкусах не спорят. Но всё же хотелось бы побольше рациональности, достоверности и объективности. А именно: чтобы личность модели и её скульптурное воплощение хотя бы не противоречили друг другу. В противном случае происходит замена "тоталитарных, параноидальных идефиксов" на шизофреническое раздвоение...

портреты, рисунки, памятники Пушкину

Previous post Next post
Up