(Мой доклад, подготовленный для "
Шишкиной школы")
Признайся, читатель, бывало ли у тебя такое, что ты очень много времени и сил вкладывал в написание поста, а затем получил на него 0 комментариев? Тебе обидно, досадно, и ты не понимаешь, в чем дело.
Наверное, такое бывало с каждым. Причин может быть несколько: мало читателей, неудачное время размещения поста, не раскрыта тема, ее не поняли читатели, ты не так подал материал, не сумел «зацепить» и так далее.
Я не буду затрагивать все причины, но коснусь одной - той, которая относится непосредственно к тексту. И поделюсь некоторыми хитростями и инструментами из арсенала журналиста: они могут сослужить добрую службу.
Далеко не все успешные журналисты - гении, которым все легко дается. Да, они пишут вдохновенные статьи, от которых невозможно оторваться, но не всегда благодаря некой гениальности - скорее зачастую благодаря тому, что следуют конкретным правилам, принятым в журналистике.
При этом я прекрасно понимаю, что блогер - это совсем не обязательно журналист, иногда совсем не журналист и вообще нередко человек, у которого со словом сложные отношения. Однако эти отношения ему нужно налаживать, иначе кто же его услышит и поймет?
Пять главных принципов построения текста
Возвращаясь к разговору о журналистах, хочу поделиться секретом: даже опытный журналист порой мучается, впиваясь глазами в белый Word`овский лист, не понимая, с чего ему начать.
Нет, блогеру можно на все плюнуть и написать первое, что пришло в голову, - но какой смысл от таких материалов? Особенно если этот блогер уже пользуется популярностью у своей аудитории. Чем больше читателей, тем больше ответственности - писать «лажу» не получится. Отделаться постами про котиков не выйдет.
Однако у вас не останется поводов для отчаяния, если вы узнаете, что написание любого информационного материала - это некий процесс, который состоит из 5 конкретных этапов.
Всего лишь 5 этапов… Целых 5 этапов. Выкинь один из процесса - и что-то уже может пойти не так, итоговый материал может оказаться не идеальным. Не «зацепит», не вызовет резонанс, не заставит аудиторию высказаться, поддержать, поспорить.
Эти этапы могут идти последовательно друг за другом, могут смешиваться. Иногда нужно перейти к следующему, не окончив предыдущего. Но важно знать их, помнить, отличать один от другого. В этом случае с приобретением опыта вы сможете тратить на них минимум времени, создавая хороший материал.
Итак, что это за этапы?
Выбор темы. Сбор и анализ информации. Составление плана. Создание черновика. Итоговое оформление текста.
Тема
С темой все может быть просто, а может быть сложно. Она может быть очевидной (как, например, события на Майдане), но это окажется и трудностью - если много других блогеров пишут на такую же тему (как о том же Майдане).
Чтобы ваша очевидная тема привлекла внимание читателя, важно постараться найти идеи вне пределов обыденного. Что это значит?
Вы можете писать о чем угодно, но при этом должны представлять, для кого пишете. Затем спланировать, как подать свою идею. Рассмотрим на примере. Так, в вашем районе города перестали вывозить мусор.
Что сделают в этом случае 9 из 10 блогеров? Сфотографируют мусорные завалы, напишут гневные рулады о властях и быстро запостят в блог.
Что стоит сделать кроме фотографий? Подумать, где вы сможете собрать максимум информации о том, что случилось с коммунальными службами вашего города. Взять интервью у сотрудников коммунальных служб. У дворников. Представителей санэпидемстанции. Простых жителей, которые вынуждены сквозь открытые форточки вдыхать ароматы гниющих отходов и лицезреть неэстетичные завалы у себя под окнами.
Вот так идея обретает форму. И теперь можно переходить ко второму этапу.
Сбор материала
В общем-то, чем заниматься во время сбора информации, я уже рассказала. Но еще раз - важно, чтобы материал был подан с разных точек зрения. И тогда любая банальная тема станет изюминкой.
Не всегда есть возможность брать интервью, особенно если вы пишете о чем-то, что происходит не в вашем городе. В этом случае блогеру можно и нужно в качестве источника информации использовать Интернет (и не зацикливаться при этом на одной лишь «Википедии», а идти дальше, копать глубже). А также задействовать слухи (не забывая подчеркнуть, что это всего лишь слухи).
Если на данном этапе вы будете внимательным и станете цепляться за детали, у вас уже может быть готово 50% статьи. Это могут быть фразы, которые вы услышите от возмущенных жителей заваленных мусором домов. И реплики официальных лиц, которые и вовсе можно будет вынести в лид. В общем, все то, что делает любой текст живым и интересным.
Носите с собой небольшой удобный блокнот, пользуйтесь диктофоном, снимайте (если вам позволят) такие моменты на камеру. Чтобы потом можно было с точностью воспроизвести это в материале.
Составление плана статьи
Многим кажется, что, имея «на руках» собранный материал, не так уж трудно составить план статьи. Однако я бы сказала, что это самое сложное и самое важное - после выбора темы. Потому что план - это структура, а если структура выбрана неправильно, ваш текст не «выстрелит».
План можно составить по принципу, похожему на структуру школьного сочинения: введение, основная часть, выводы и заключение. Но она подходит не для всех тем, и нередко делает статью скучной.
Кто-то использует структуру «перевернутой пирамиды», когда в первом абзаце сконцентрированы самые важные факты, а остальные распределены по тексту последовательно от менее важных к самым неважным.
Однако выбирать структуру нужно не наугад, ткнув в любой вариант пальцем, а в соответствие с темой, задачей текста, имеющимся материалом. Впрочем, подробнее об этом еще раз поговорим чуть позже.
Продолжение следует
Генеральные спонсоры мероприятия: