(Мой доклад, подготовленный для "
Шишкиной школы")
Продолжение, начало в
предыдущем посте.
Черновик
Зачем он нужен?
Казалось бы, пиши себе и пиши сразу начисто - благо, с орфографией и даже пунктуацией подскажет Word. А по плану писать с собранным материалом так и вовсе легко. Зачем тратить время на черновик?
Во-первых, черновик - это просто отправная точка для вашей статьи. Нередко, ожидая от самого себя шедевра, блогер не может написать вообще ничего, так как не привык пользоваться черновиком. Который можно править, переписывать заново, менять в нем местами основные мысли и даже переделывать в ходе написания статьи придуманную до этого структуру.
Во-вторых, любое творение требует, чтобы его оставили на какое-то время в покое. И вернулись к нему позже, с незамутненным взглядом и свежей головой. Если в вашем распоряжении нет много времени, дайте себе хотя бы несколько минут, в которые отвлекитесь от темы, займите голову чем-то совершенно иным - в общем, создайте эмоциональную отстраненность от своего детища.
Привычка перечитывать написанное спустя время позволит видеть явные ошибки, неправильно построенные предложения, повторы, неточности и прочие недочеты. Они могут быть вам незаметны, но обязательно бросятся в глаза вашим читателям. И будет обидно испортить ими в потенциале классную статью.
Итоговая проработка статьи
Ваш текст готов, структура проработана, тема раскрыта. В самом конце стоит оценить стиль подачи материала. Проверить, соответствует ли теме заданный тон.
Если вы не пишете художественный очерк или эссе, а хотите описать событие, сделать репортаж, строить предложения нужно максимально просто и понятно. Можно было бы употребить здесь выражение: «Пиши так, как говоришь». Однако оно не будет точным - в обычной речи мы не всегда используем точные слова, злоупотребляя уточняющими конструкциями. Поэтому в тексте их нужно избегать.
Пишите так, как будто вы рассказываете, но без отвлечений и пространных рассуждений. Стремитесь к точности, краткости, ясности.
Еще раз о структуре статьи
Качественная статья - это удачная структура. Но кроме разных вариантов построения текста нужно знать еще об одной важной вещи - это лид.
Лид - это первый абзац статьи, или фраза, которая будет максимально интересна читателю. То, на что наткнется читатель глазами (а натыкается он обычно на текст - если ему, конечно, не предложить сразу тьму ярких бесподобных иллюстраций).
Какими бывают лиды? И как их писать?
Новостной. Только такой лид используется в новостном материале. Он должен отвечать на 6 (или хотя бы первые 4, чтобы не быть громоздким) вопросов: кто, что, где, когда, почему и как.
Пример. «Киевские компании решили отказаться от проведения новогодних корпоративов из-за событий, связанных с «Евромайданом».
Единичный. В таком лиде подчеркивается один аспект события - самый важный.
Пример. «В одном из районов Севастополя обнаружена стихийная свалка высотой с пятиэтажку».
Цитатный. В лид размещается цитата, которая касается главной темы статьи. Как правило, используется в статьях-интервью. Или такой лид характеризует содержание текста.
Пример. «Первоочередная задача, которую я поставил перед собой и командой, - повышение стабильности сервиса», - сообщил руководитель LiveJournal Дмитрий Пилипенко в разговоре о запланированных изменениях в «Живом Журнале».
Аналитический. Подходит для аналитических обзоров, статей с уклоном в аналитику.
Пример. «Блогер Вася Пупкин вырастил СК на 1000 пунктов, но ни разу не попал в ТОП».
Описательный. Подходит для художественных текстов, очерков, заметок и эссе.
Пример. «Глава горадминистрации Севастополя покрылся испариной. Он потянулся в задний карман брюк за платком и вспомнил, что забыл его в другом костюме. А тем временем наглая журналистка продолжала свою изобличительную речь, обвиняя представителя власти во всех смертных грехах».
«Одиночный выстрел». Состоит из двух-трех слов, но если не производит эффекта взрыва, то хотя бы резко цепляет внимание.
Пример. В Севастополе эпидемия гриппа.
Пенсионных выплат не будет.
На мысе Айя видели русалок.
Вопросительный. Здесь понятно, что состоит он из вопроса, который непосредственно касается темы статьи. Подходит для статей-расследований, статей-инструкций и прочих полезных материалов.
Пример. «Законно ли отключение электроэнергии сотрудником РЭС, если вас об этом лично не уведомили?»
Заканчивая разговор про лид, хочется отметить следующее.
Правильно составленный (и вообще имеющийся в статье) лид - это знак вашего уважения к читателю, которому благодаря понятному лиду легче ориентироваться в потоках информации.
Это не вся классификация лидов. И заучивать вам ее совсем не нужно: освоив пару-тройку видов, научившись ими пользоваться, вы сможете гармонично вписывать их в материал и стиль подачи.
Виды структур
«Перевернутая пирамида». Об этом типе построения текста я уже говорила выше: самая важная информация следует в начале статьи, а затем упоминаются менее интересные и значительные факты.
Эта структура удобна читателю: он понимает, о чем идет речь, и может не дочитывать до конца без ущерба для понимания статьи.
Но! Если у вас материал, насыщенный фактами, если в нем важна хронология - лучше не используйте этот вид структуры - запутаетесь и не распутаетесь.
Хронология. Вы пишете лид, а затем размещаете все факты в хронологическом порядке. Здесь ясно, что такая структура подходит тогда, когда хронология имеет большое значение.
Сериал. Увлекательная для чтения структура: вы разбиваете весь материал на подтемы и рассматриваете их по очереди. Затем оформляете концовку, которая связывает их в одно целое. Такое увлекательно писать и читать, но требует от автора некоторого мастерства.
Напряжение. Это обратный вариант от «перевернутой пирамиды», или пирамида правильная: вы рассказываете о том, что случилось, однако самое важное оставляете для финала. Идеально подходит для описания комичных случаев в стиле «Однажды в лесу».
Очерк. Здесь вы рассказываете о событиях и время от времени делитесь собственными впечатлениями. Как нельзя лучше подходит для блогеров. Рисуйте яркую картинку в воображении читателя, разрабатывая в ходе статьи одну главную мысль. Вокруг этой мысли можно «ходить» с анекдотами, примерами из жизни, цитатами, аналогиями, размышлениями - всем, что может соответствовать тематике статьи. В итоге картинка станет цельной - не оторвешься.
Работа над ошибками
Вы сможете быстро прогрессировать в искусстве создания текстов, если научитесь видеть недостатки своей работы. Это приходит не сразу, и этому надо учиться.
Вот несколько простых способов распознать и устранить недостатки статьи:
- используйте простые слова и короткие предложения;
- следите за тем, чтобы текст не был монотонным - пользуйтесь связующими элементами в начале предложения типа «затем», «а значит», «однако», «тем не менее», но не переусердствуйте;
- избегайте употребления штампов, жаргонизмов, модных словечек и «смайликов»;
- исключайте лишние детали, не бойтесь «резать» свой текст во благо его читабельности;
- где это уместно, старайтесь показывать, а не бесстрастно рассказывать;
- нещадно истребляйте все лишние местоимения, которые можно убрать без ущерба для смысла («мой», «свой», «ее», «его» и так далее).
Вот вкратце все главные правила составления качественных текстов.
Является ли такой подход творческим или ремесленническим? Решать вам. Но я убеждена, что любое ремесло можно превратить с искусство. Нужно только постараться.
----------------------
Список использованной литературы:
Элвуд М. Уордлоу «Библиотека журналиста»
http://digit.ru/http://www.journ.ru/ Генеральные спонсоры мероприятия: